Выступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Предметно-развивающая среда - это необходимый инструмент в организации педагогического процесса. Она стала неотъемлимой частью образования. ЕЕ необходимо организовать так, чтобы она помогала в работе с детьми, а не отвлекала от работы, чтобы она гармонично вписывалась в образовательный процесс, а не нарушала его.

Поиск новых педагогических технологий личностно-ориентированной педагогики и взаимодействия между педагогом и ребенком заставил по-новому посмотреть на функции предметной среды и определить место педагога и ребенка в этой среде.

Существуют следующие функции предметно-развивающей среды:

1. Организующая (как предметы расположены, в каком порядке, для какой цели).

2. Воспитывающая (воспитание отношения друг к другу педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и материала, используемого на занятии или уроке).

3. Развивающая (какие психические и познавательные процессы задействованы на занятии, и как они развиваются при работе ребенка с материалами).

В данной таблице показана структура построения среды, что нужно учитывать при ее создании.


ПВыступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языкаРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Культура страны изучаемого языка:

1. Литература.

2. Музыка.

3. Обычаи и нравы.

ИВыступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языкантеллектуальные способности:

1.Коммуникативные (иностранный язык, как средство общения).

2.Познавательные.

ПВыступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языкасихические процессы:

1. Память.

2.Мышление.

3.Внимание

Личностные качества:

1.Доброта.

2.Любовь к людям другого народа, другого языка.Выступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языка

Если среда носит название «предметно-развивающая», то понятно, что предметы, которые входят в нее не могут быть просто какими-то игрушками, кубиками, картинками. Они должны развивать что-то в детях. Что?

Это могут быть:

1. Представления о культуре стран изучаемого языка:

а) литература (сказки, потешки, стихи, рассказы, скороговорки);

б) музыка (песни, танцы, музыкальные инструменты);

в) обычаи и нравы жителей англоязычных стран (образ жизни, работа, досуг, учеба, игры детей, спорт).

2. Интеллектуальные способности:

а) собственно иностранный язык, как средство общения;

б) познавательные ( растительный и животный мир, птицы, насекомые, особенности климата, география).

3. Психические процессы:

а) память;

б) внимание;

в) мышление.

Развитие психических процессов поспособствует общему развитию ребенка, что окажет ему большую помощь при учебе в школе.

4. Личностные качества:

а) доброта друг к другу при выполнении заданий и пользовании материалами из среды (уступить, поблагодарить, одолжить);

б) любовь к людям другой страны, национальности, привычек, уклада жизни, принятия другого человека таким, какой он есть;

в) уважение к носителю другого языка, как к личности с его особенностями.

При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип эстетики.

2. Принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ.

3. Принцип возрастного учета.

4. Принцип целесообразности.

5. Принцип дифференциации обучения и развития ребенка.

6. Принцип наглядности.

7. Принцип позитива.

Рассмотрим данные принципы по- порядку.

1. Принцип эстетики.

Материалы, используемые в работе с детьми, должны иметь красивый внешний вид. Если педагог пытается развить у ребенка эстетический вкус, это невозможно сделать если у материалов, с которыми он соприкасается на занятии, уроке или в режимных моментах, будет неряшливый, некрасивый, убогий вид. Это не будет способствовать восприятию ребенком лексики, звуков. Информация на карточке или картинке, которая с трудом воспринимается зрительно и тактильно, не оправдывает своей цели ни обучающей, ни воспитывающей. Психологически это будет ребенка отталкивать от образовательного процесса.

2. Принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ.

Взаимодействие между образовательными системами, программами в ДОУ находит свое широкое применение при построении предметно-развивающей среды. Педагог иностранного языка, продумывая работу с детьми, учитывает тематические особенности педагогического процесса. Такие темы, как «Моя семья», «Животные»,

«Погода», «Цвета», «Цифры», «Игрушки» отражаются в других образовательных областях таких, как «Художественная деятельность», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация». Поэтому, педагог использует тематические карточки, игрушки, литературных персонажей английского фольклора, картинки, спортивную атрибутику, маски с животными, рамки-вкладыши, пазлы, строительные наборы, детскую посуду и так далее во взаимной работе с воспитателями, физинструктором, музыкальным руководителем.

Интеграция в использовании материалов среды ( групповой и по изучению иностранного языка) способствует лучшему усвоению и развитию коммуникативных умений и навыков у детей. Образовательный процесс идет в одном русле, наблюдается некая общность в организации обучения детей.

3. Принцип возрастного учета.

В основном педагог иностранного языка занимается с группой детей одного возраста. Это дети старшей группы или подготовительной. Но в некоторых детских садах есть разновозрастные группы. Все это необходимо учитывать не только при построении образовательного процесса, но и при создании развивающей среды.

Работать с материалами среды должно быть интересно детям разных возрастов. Они должны соответствовать их уровню развития, восприятия и понимания.

Например, "Building blocks" будут интересны и малышам, и детям постарше. Содержание некоторых тематических карточек смогут освоить только старшие дошкольники. Деткам младшего возраста нужно будет сопоставлять содержание карточки на родном языке, а затем на английском.

4. Принцип целесообразности.

Прежде чем вносить какой-то материал в развивающую среду, педагогу следует спросить себя: «Зачем этот материал нужен?», «Какая у него цель?», «Для какого возраста он белее необходим?», «Поможет ли эта карточка, игрушка в освоении иностранного языка?».

Если педагог не собирается обучать детей буквам английского алфавита, то зачем они тогда присутствуют в развивающей среде? У материалов должна быть своего рода гармоничность и взаимосвязь друг с другом и с общими целями обучения иностранному языку. Если эта связь не прослеживается, то какой смысл эти материалы держать ?

5. Принцип дифференциации развития и обучения ребенка.

У каждого ребенка свой путь развития и обучения. Одни детки одарены в изучении иностранных языков, другим этот процесс дается сложнее. Поэтому в развивающей среде должны быть материалы и простые в использовании, и сложные по содержанию (особенно если группа разновозрастная).

6. Принцип наглядности.

У детей дошкольного возраста сильно развито зрительное восприятие предметов и явлений. То, что они могут созерцать своими глазками, намного более прочно усваивается мозгом. Поэтому наглядность нужно широко использовать в процессе изучения иностранного языка. Лучше всего, если наглядный материал будет:

1. Эстетичным;

2. Ярким по цветовой гамме;

3. Соответствующий тематике изучаемого материала;

4. Оригинальным по содержанию и оформлению.

7. Принцип позитива.

Все, что педагог делает с детьми, должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. Невозможно общаться с ребенком, если у педагога грубый голос, неряшливый вид, грязь под ногтями, слишком серьезное выражение лица, отсутствует мимика, блеск в глазах. Такому педагогу (а он также является частью развивающей среды) будет нелегко не только обучать детей чему-то, но и вообще общаться с ними.

Все содержание предметно-развивающей среды должно способствовать повышению интереса у ребенка к изучению иностранного языка, а не подавлять его стремления и действия.

Если на карточке черного цвета изображен какой-нибудь страшный гоблин, это не вызовет положительных эмоций. Если на занятии нет атмосферы доброжелательности или присутствует авторитарный тип общения, он не будет играть в игру или петь английскую песенку с удовольствием.

Ребенок, конечно, будет выполнять задания, но без «сердца».

Кроме того, предметно-развивающую среду можно разнообразить если учитывать следующие компоненты:

Компоненты предметно-развивающай среды

Предметно-пространственный

Социальный

ТВыступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языкаехнологическийВыступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языкаВыступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языка



РВыступление на педсовете по теме Предметно-развивающая среда при изучении английского языкаазвивающий


Предметно-пространственный компонент включает в себя предметы, мебель, помещение, внешнюю обстановку. Основной вид деятельности дошкольников - предметно-игровая, в старшем дошкольном возрасте добавляется учебная деятельность.

Именно поэтому все окружающие предметы участвуют в создании развивающей среды.

В группе или в комнате, где проходят занятия по английскому языку, есть свой уголок, где присутствуют детские книжки на английском языке, сидят куклы-англичане, висит карта Австралии (или другой англоязычной страны). Кроме того используются разнообразные предметы для обучения: тематические карточки, игрушки, дидактические игры, строительные кубики, фигурки животных, птиц, пазлы, рамки-вкладыши и так далее.

Социальный компонент включает в себя различные формы взаимодействия педагога и ребенка, а также ребенка и ребенка. Самым главным компонентом является, безусловно, ребенок, как языковая личность.


В дошкольном возрасте ребенок усваивает социальные нормы, поэтому роль педагога - помочь ребенку овладеть этими социальными нормами, создать так среду, чтобы он мог себя реализовать как личность. В этом свою роль будет играть взаимодействие между детьми, педагогом по английскому языку и другими специалистами в ДОУ.

Технологический компонент включает в себя содержание программы, методы, формы и средства обучения. В основе образовательного процесса будет лежать обучающая ситуация. Все ситуации должны быть максимально приближены к реальности. Отбор лексических единиц должны быть в соответствии с изучаемой темой, степенью усвоения ребенком материалом, потребностью детей. Некоторые обучающие ситуации можно использовать в режимных моментах. С большинством из них можно работать круглый год, комбинируя их друг с другом, повторяя уже изученные, в зависимости от того, как дети усваивают материал.

Игры, песенки, народные стихи помогают создать благоприятную атмосферу и воссоздать частичку англоязычного мира на занятии.

Также подойдут для работы с детьми технические средства (компьютерные игры, развивающие программы). Они вносят элемент заинтересованности, помогают концентрировать внимание детей, обеспечивают разнообразие в процессе освоения языка.

Развивающий компонент включает задания и упражнения, в результате выполнения которых дети усваивают английские лексические единицы в потоке речи, слушают английскую речь и пр. Они направлены на развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, мелкой моторики кистей рук, осязания, обоняния, внимания, мышления.

Немаловажную роль играют также задания творческого характера (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия).

Создавать предметно-развивающую среду можно двумя способами:

1. Среду создает сам педагог (особенно на начальном этапе обучения, когда педагог предлагает ребенку уже готовый материал).

2. Среду можно создавать вместе с детьми (творческие работы детей, которые можно использовать в качестве наглядного материала. Это: тематические словарики из рисунков детей «My first English vocabulary», книжки-малышки с изображением героев или событий "Our jungle's book", коллективные аппликации по тематике, лепка предметов. Совместное участие и деятельность педагога и детей расширяет их взаимодействие как в образовательном процессе, так и в социальных отношениях.

© 2010-2022