Инновационные технологии при обучении иностранному языку

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств: инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики; усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные технологии при обучении иностранному языку в начальной школе.

"Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза". Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт), можно назвать "новыми глазами" образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования. Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших компетентностей современного человека. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Технология модульного обучения.

Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением - мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Технологии развития критического мышления.

Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Развитие критического мышления - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире».

На своих уроках я применяю следующие виды работ:

Корзина идей, понятий. имен или кластер.

Механизм ЗУХ (заполнение таблицы в конце урока знаю, узнал, хочу узнать).

Пометки на полях ("v" я так и думал, "?" не очень понятно, "+" новая информация).

Синквейн.

Перевернутые логические цепи.

Технология электронно-интерактивного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания. Интерактивная деятельность на моих уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими.

Так, на базе сайта "Одноклассники" нами была создана интернет-группа "Funny English". Учащиеся начальных классов также являются членами этой группы. Ребятам очень нравится общаться, создавать фотоальбомы на заданные темы, участвовать в обсуждении различных вопросов. В ходе работы в интернет-группе учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Дистанционное обучение. Веб-квест технология.

Дистанционное обучение - это сложный процесс, требующий значительных усилий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Поэтому начинающим учителям я бы посоветовала технологию веб-квеста. "Quest" в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу». Впервые веб квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимся, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании. Основное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:

  • наличие проблемы

  • поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете

  • решение проблемы принимается всей группой

Работа над веб-квестом на начальном этапе развивает такие умения как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание.

Работу над веб-квестом осуществляю поэтапно:

1-й этап - предварительная подготовка. Определяю для себя тип веб-квеста - для кратковременной (1-3 урока) или длительной работы (четверть, учебный год, полгода); как будет выполняться веб-квест - индивидуально или в группах; каков будет конечный результат. На этом же этапе отбираю ресурсы сети Интернет.

2-й этап - оформляю веб-квест, придерживаясь определенной структуры, которая сложилась за время его существования: введение, задание, процесс работы, информационные ресурсы, оценивание.

Технология проектов.

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, мы рассматриваем проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

Подготовительный

  1. представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

  2. выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

Основной:

  1. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;

  2. текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

Заключительный:

  1. защита проектов (презентация результатов);

  2. оценка результатов, выявление новых проблем;

Этап практического использования результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д.).

В процессе выполнения проектной работы на начальном этапе обучения реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Игровые технологии

Игровые технологии - так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Эльконин, психолог, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Игр существует великое множество, я бы хотела поделиться с вами своим изобретением. Все мы прекрасно знаем как трудно порой бывает детям выучить новую лексику. Я придумала следующий способ: на обычные игральные карты приклеила бумажные карточки с лексическим материалом. В процессе игры учащиеся быстро запоминают новые слова, составляют словосочетания.

Здоровьесберегающие технологии.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Один из самых травматичных факторов для здоровья младших школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков.

На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке. Урок - зона психологического комфорта.
Чтобы атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения, я использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Кейс - технологии.

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (интерактивные технологии). Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году.

Примеры тематики кейсов:

Один ужин обычной семьи.

1.Составить меню для ужина.

2.Обсудить список продуктов, которые нужно купить для ужина.

3.Приготовить праздничное блюдо для ужина. Указать ингридиенты.

К данным заданиям обычно идут так называемые language support boxes, где собраны полезные слова и выражения по теме.

По сути дела кейс-метод можно использовать в виде целого урока и на одном из его этапов. Например, на этапе активизации нового лексического материала на уроках английского языка, то есть в конце урока.

Технология станционного обучения.

Она отвечает главным принципам личностно-ориентированного обучения. Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы. Я из своей практики поняла, что это великолепный способ провести интегрированный урок, особенно русский-английский проецируется на эту методику идеально.

При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:

1) подготовительный;

2) процессуальный;

3) рефлексивный.

На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете, где ученик может выполнить задание этой станции. Важный момент в подготовительном этапе - это разработка сопроводительного листа или маршрутной карты или маршрутного листа. Маршрутная карта - это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. Процессуальный этап - это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку.

Современный педагог - это прежде всего яркая творческая личность, сохраняющая способность к постоянному самопознанию и саморазвитию. Обучая детей разных национальностей, учитель безусловно должен учитывать их различные региональные и этнокультурные особенности, быть методически мобильным. Здесь на помощь нам приходят современные педагогические технологии или инновационные технологии. Но ведь в деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует. И это еще раз доказывает то, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приемов и методов может дать необходимый нам результат. Соответственно чем больше технологий педагог знает и применяет, тем лучше.





© 2010-2022