Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» (РКМЧП)

Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) - это не только технология, это международный проект, поддержанный Международной читательской организацией «IRA» и институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса).

В основу технологии были положены идеи развивающего обучения великих психологов и педагогов от Жана Пиаже, Лоуренса Колберга до Льва Выготского. Основные положения этой технологии предполагают следующие задачи обучения школьников:

- научить умению мыслить критически;

- научить умению работать с текстом: научным, художественным;

- создавать собственные творческие работы;

- при встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически;

- представлять новые идеи с различных точек зрения.

Эта технология вносит значительный вклад в развитие таких личностных качеств учащихся, которые в дальнейшем позволят им успешно жить и трудиться в современном обществе. К ним, во-первых, относится умение грамотно работать с информацией, выдвигая гипотезы для решения проблемы, сопоставляя альтернативные варианты и формулируя аргументированные обобщения и выводы. Во-вторых, сюда входит умение самостоятельно, творчески и критически мыслить; видеть трудности и искать пути их рационального преодоления; осознавать, каким образом можно использовать приобретенные знания в окружающей действительности; генерировать новые идеи.

Развитие перечисленных умений происходит в ходе работы с текстами проблемного характера, где учащиеся включаются в активный мыслительный процесс на трех его фазах. Первая из них - фаза вызова - стимулирует учащихся вспомнить то, что они уже знают по проблеме, систематизировать эту информацию и сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы при ее дальнейшем изучении. Для этого могут использоваться такие приемы, как «мозговая атака», заполнение кластеров, первых двух колонок таблицы «Знаю - хочу узнать - узнал», перепутанные логические цепочки и т.п.

На фазе осмысления школьники приступают к работе с текстами, чтобы, используя приемы активного чтения, получить новую информацию по проблеме, выявить точки зрения авторов на ее решение, их сходства и различия, достоинства и недостатки. К таким приемам относятся ответы на вопросы, поставленные на фазе вызова, составление денотатных карт, INSERT, заполнение схем и диаграмм (Story Frame, Story Pyramid, Story Map, Contrast-Compare Chart, Fish Bone), взаимоопрос и т.п.

Фаза рефлексии предназначена для того, чтобы школьники могли соотнести полученную информацию с известной ранее, со своим жизненным опытом, внести необходимые изменения и уточнения, сформулировать свою точку зрения в устной или в письменной форме. Здесь же ученикам предлагается принять участие в обсуждении полученных результатов, оценить их, чтобы выработать общее решение или просто проверить точность и полноту своего понимания проблемы. С этой целью используются такие приемы, как групповые и перекрестные дискуссии, синквейн, рефлексивные вопросы, «авторский стул», когда ученик зачитывает свое эссе всему классу, а школьники высказывают свое мнение по его содержанию и структуре, и т.п.

Вот несколько примеров подобных приемов:

«Мозговая атака» как методический прием используется с целью активизации имеющихся знаний и включает в себя два этапа:

Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?

1) путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

2) оценка и развитие идей (отбор лучших идей).

Суть приема - в отделении процесса генерации идей (первый этап) от их анализа и отбора (второй этап).

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе: 5-7 минут.

2. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

«Кластер» или «Ассоциации» - графический приём систематизации материала, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме.

Технология составления:

  • Ключевое слово.

  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

kinds of musicclubs, mus. schools mus. instruments


music


songs, dances

singers, groups composers

Этот приём хорошо использовать при обобщении материала, т.к. он позволяет учащимся расширить лексический словарь по той или иной теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения. Проявляется дух соревнования, потому что каждая группа старается как можно больше написать ассоциаций. Таким образом, от темы к теме каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь.

«Синквейн» или «Пятистишье» - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:

1. первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Лимит времени: 4-5 минут, чтобы написать синквейн.

Молодёжь (The Youth)

ответственная (responsible), активная (active)

Учится (study), работает (work), творит (create)

Это хорошо - быть молодым (it's good to be young)

Это здорово! (It's great!)

«Знаю - хочу узнать - узнал» - этот приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке. Перед чтением текста ученики чертят в тетради таблицу из трёх колонок:

1 шаг (выполняется на стадии вызова): до знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Чтобы обеспечить такую активную мыслительную деятельность учащихся на уроках иностранного языка, необходим достаточно высокий уровень владения иноязычной речевой деятельностью. Поэтому описываемая технология во всей ее полноте наиболее целесообразна на этапах развития умений и обучения общению. На последнем этапе школьники включаются в познавательную деятельность, чтобы затем принять участие в ценностно-ориентационной деятельности в форме различных видов дискуссий или в написании исследовательских письменных работ. Приемы фаз вызова и рефлексии чаще всего организуются в группах, и их успех зависит от наличия памяток и руководств, содержащих информацию о рациональных способах выполнения различных приемов, функциональные опоры, а в ряде случаев и иноязычные средства для индивидуального использования.

© 2010-2022