Научная статья на тему: Роль игр в обучении иностранному языку в младшей школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РОЛЬ ИГР В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Бублик Александра Александровна

Проблеме применения обучающих игр в младшей школе посвящены исследования О. А. Колесниковой, А. В. Конышевой, А. А. Леонтьева, Е. М. Минкина, М. Ф. Стронина, N. McCaslin, E. Claire, S. Millar, S. Phillips, P. Slade, M. Taylor, M. Wright. Однако остаётся недостаточно исследованной роль игры как одного из наиболее важных факторов усиления психолого-педагогических воздействий в преподавании иностранного языка в младшей школе. Необходимость постановки вопроса о роли игры в процессе обучения иностранному языку в младших классах, объясняется, прежде всего, тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру как основной прием для расширения словарного запаса и как чуть ли не единственный путь к формированию навыков устной речи. Вышесказанное, наряду с необходимостью приблизить обучение младших школьников иностранному языку с помощью игровых видов деятельности к условиям реальной реализации иноязычного общения, послужило основанием для выбора темы доклада и составило его актуальность.

Цель доклада - охарактеризовать роль игры в обучении иностранному языку младших школьников.

Детская игра является одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом младших школьников. Ролевая игра дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения. Без применения игровых видов деятельности в преподавании иностранного языка в младшей школе, закрепление иностранной лексики в памяти ребенка происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Одним из видов таких игр являются игры-драматизации, основой которых является короткая сказка, развивают образную, выразительную речь ребенка.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции [2]: обучающую, воспитательную, развлекательную, развивающую, коммуникативную, релаксационную и психологическую.

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков, способствует развитию навыков владения английским языком.

Воспитательная функция определяет становление внимательного, гуманного отношения к партнеру по игре; развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на английском языке, что помогает воспитанию такого качества как вежливость.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращения урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.

Релаксационная функция отражает снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр [3]. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности [1; 5].

Поскольку удельный вес игровой деятельности у школьников младших классов значительно больший, чем у школьников старших классов [4], важно найти то оптимальное соотношение игровых и не игровых видов деятельности, которое обеспечивает соблюдение нужной пропорции в учебе и игре, помня при этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам.

Вывод. Обучающие игры усиливают мотивацию младших школьников к изучению иностранного языка, формируют у них интерес, позволяют легко усваивать лексический материал и развивают навыки выразительной речи.

Литература

1. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994. - 132 с.

2. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // ИЯШ. - 2003. - № 4. - С. 14 - 16.

3. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - М., 2006. - 192 с.

4. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М., 2003 - 78 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2003. - 855 с.

3


© 2010-2022