Статья: Игровые методы в обучении

Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта — как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования. Впервые деловая игра была использована в 1930-х годах в Ленинграде группой под руководством М. М. Бирнштейн при обучении руководителей крупных предприятий, но не получила дальнейшего развития в социально-экономических условиях того времени. В 50-е годы деловые игры начали распространяться в США. В настоящее время разработаны сотни вариантов деловых и учебных игр.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые методы обучения взрослых

1.Роль игры в обучении взрослых

2. Деловые игры

3. Ролевые игры

4. Организационно - деятельностные игры в обучении взрослых

5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении взрослых

1.Роль игры в обучении взрослых

Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования.

Впервые деловая игра была использована в 1930-х годах в Ленинграде группой под руководством М. М. Бирнштейн при обучении руководителей крупных предприятий, но не получила дальнейшего развития в социально-экономических условиях того времени. В 50-е годы деловые игры начали распространяться в США. В настоящее время разработаны сотни вариантов деловых и учебных игр.

В 70 - 80-х годах разработка и применение деловых игр в СССР приняли массовый характер, в Минвузе СССР начал работать Совет по активным методам обучения. Специалисты, занимающиеся разработкой организационно-обучающих игр, отмечают, что обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной обстановке контекста конкретной профессиональной ситуации. В ходе игры происходит ускоренное овладение предметной деятельностью за счет передачи участникам активной позиции - от роли игрока до соавтора игры.

Некоторые преподаватели и взрослые обучающиеся считают игру средством отдыха и развлечения на занятиях, непродуктивным видом обучающей деятельности. Но ценность игры в большей степени заключается не столько в достижении дидактических целей, сколько в социально-психологическом воздействии на играющих участников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются.

Итак, игра как метод обучения взрослых дает возможность:

  1. сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения);

2) оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого может быть использована как на начальной стадии обучения - для входного контроля, так и на стадии завершения - для итогового контроля эффективности обучения);

3) оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния - знания в активное - умение (и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);

4) получить участникам собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;

5) активизировать самообразование слушателей;

6) формировать плюрализм мнений и действий, многовариантность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;

7) развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.

Использование игры в обучении взрослых также дает ряд следующих дополнительных эффектов:

- свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное развлекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идет только добровольно;

- разрушение надоевшей повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра - это неординарность;

- выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил;

- порядок вырабатывает это качество, что очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и оставаться в игре;

- увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности;

- возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;

- элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений;

- понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;

- понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добивается успеха и совершенства в игре;

- компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности, противопоставляя жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм;

- развитие воображения, которое необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

- стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые игры создаются методом его моделирования;

- возможность развить свое мышление, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее;

- развитие психологической пластичности. Это не одно лишь состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ до конца;

- радость общения с единомышленниками. Она представляет собой способ группового воспитания и образования;

- ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно мысленно;

- психологическую устойчивость. Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели;

- право на ошибку в процессе обучения, что, в свою очередь, дает возможность не допускать оплошности в реальной практике.

Как видим, результаты и эффекты игрового обучения впечатляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес игровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик.

Игровые методы являются интерактивными и интегративными, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии - в зависимости от целей игры.

2. Деловые игры

В педагогической литературе нет однозначно принятой классификации обучающих игр, но по типу процессов (характеристикам, времени проведения, формам и сферам моделирования, роли ведущего игры, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) игры разделяют на три основные категории:

- деловые игры (игры-имитации);

- ролевые игры (игры-драматизации);

- организационно - деятельностные игры - ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).

Деловые игры среди методов интерактивного обучения занимают ведущее место по объему внедрения и роли в процессе обучения взрослых.

Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, в профессиональном обучении и при повышении квалификации.

В наиболее общем виде деловую игру определяют как «метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или

вырабатываемым самими участниками игры правилам. Поэтому нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми».

Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. «Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т.д.)».

Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам «прожить» некоторое время в изучаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессиональной деятельности в новых условиях.

Ю. Н. Емельянов называет деловые игры операциональными, так как по психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) они аналогичны методам анализа проблемных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой преподавателя (или руководителя), операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит воздействие, которое оказа-ли его решения на будущие события. В операциональных (деловых, управленческих) играх более подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект.

Деловые игры могут классифицироваться: а) по области применения; б) по ролевым функциям; в) по масштабу имитируемого в игре процесса; г) по функциям управления.

Выделяют четыре основные формы деловых игр (ДИ):

1) тематические ДИ, связанные с определенной темой учебного плана;

2) сквозные ДИ, охватывающие несколько последовательно прорабатываемых тем учебного курса на одном производственном материале;

3) предметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в разных направлениях;

4) межпредметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяется и связывается через одну игру.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «деловой театр», психо - и социодрамы.

Имитационные игры. На занятиях воссоздается деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, а также условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника, студенческая аудитория, квалификационное испытание и т.д.). Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания учебного пособия, статьи, рецензии, решения производственных задач, аттестации педагогических кадров, ведения пропаганды и агитации и т. п. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации - пьеса; между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». Инсценируется поведение человека в определенной обстановке. При этом участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ того или иного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - совершенствовать умение ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. При использовании этого метода составляется сценарий, где описываются конкретные ситуации, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они довольно близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать, изменять состояние другого человека и способность войти с ним в продуктивный контакт.

Деловые игры, в которых акцент делается на ролевое исполнение, часто называют также ролевыми.

В отличие от традиционных методов обучения деловая игра обладает определенными преимуществами, характеризующими ее как метод активного и интерактивного обучения.

Во-первых, моделируемые профессиональные отношения обеспечивают неизбежность вовлечения слушателя в имитируемую профессиональную среду. Являясь субъектом профессиональных отношений, он приобретает необходимые навыки и умения правильного выполнения своих производственных функций, что способствует интенсивному профессиональному развитию.

Во-вторых, эмоционально-творческий поисковый характер деятельности участников служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для них задач; развивает умение эффективно взаимодействовать с партнером.

В-третьих, деловая игра раскрывает личностный потенциал слушателя: каждый участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Игровой метод позволяет диагностировать не только профессиональные качества участников, но и типовое развитие отдельных производственных ситуаций. Подобные занятия становятся своеобразной проверкой приемов и методов профессиональной деятельности, вызывают чувство удовлетворенности и уверенности в себе.

Технология проведения деловой игры

Деловая игра предполагает практическую работу по моделированию различных производственных и педагогических ситуаций с помощью игротехнических средств. Моделирование в игре - это структурный элемент, присущий исключительно деловым и ролевым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами (макетами), замещающими реальный объект изучения. Модель реализуется через правила. Правила игры - это те положения, в которых отражаются сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально для игры. В зависимости от сферы, которая подвергается игровому моделированию, деловые игры делятся на социально-экономические, производственные, социально-культурные, управленческие, экономические, политические и др.

Этап подготовки деловой игры

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации.

2. Разработка сценария и игрового контекста, являющегося специфическим и обязательным компонентом в конструкции деловой игры. В с-держание сценария входят: определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педагогических), описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц.

Цели и задачи деловой игры формируются исходя из задач обучения, содержания изучаемых теоретических проблем и тех умений, которые должны быть обретены участниками в процессе обучения.

При конструировании деловой игры на занятиях в системе повышения квалификации педагогов подбирают ситуации, наиболее типичные по структуре деятельности для преподавателя, мастера производственного обучения, классного руководителя и т.п., что и обеспечивает профессиональный контекст игры.

Игровой контекст обеспечивается: введением новых правил, игровых прав и обязанностей игроков и экспертов; введением персонажей; исполнением двойных ролей; введением противоположных по интересам ролей; конструированием поведенческих противоречий; разработкой системы штрафов, поощрений, премий; визуальным представлением результатов, что излагается в игровой документации.

3. Диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций, объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.

Введение в игру

1. Ознакомление участников и экспертов с исходной информацией.

2. Формирование мини-групп (по 4-5 человек), создание арбитража (экспертов, 4 - 5 человек), информирование участников об условиях игры, введение игровых правил, вручение игровых документов.

3. Совместное определение задач игры и учебных задач; обсуждение режима работы. Сбор дополнительной информации, изучение специальной литературы. При необходимости участники обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

4. Распределение ролей. Запрещено отказываться от полученной роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность участников, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения

С момента начала игры нельзя вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отдаляются от главной цели игры. В зависимости от вида деловой игры могут быть использованы различные типы ролевых позиций участников (например, «генератор идей», «имитатор», «эрудит», «аналитик», «организатор», «тренер», «инициатор», «консерватор», «программист», «лидер», «независимый» и т.д.).

Возможный ход деловой игры:

1) анализ исходной информации;

2) подготовка к выполнению ролевых функций и заданий;

3) выполнение участниками ролевых функций, имитация подготовленных заданий.

При проведении деловой игры часто используется соревнование между микрогруппами. Состязательность - мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности, поскольку в учебном процессе взрослых действуют мотивы профессионально-престижного свойства. Никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими коллегами, каждый стремится показать, что и он «чего-то стоит» в профессиональном смысле, готов поделиться опытом, продемонстрировать глубину аналитического мышления, знания проблем и т.д. В этом случае для усиления фактора состязательности применимы иногда и оценки в баллах.

Этап анализа

1. Анализ результатов игры участниками.

2. Выступления экспертов, обмен мыслями, защита участниками своих решений и выводов.

3. Подведение итогов игры преподавателем, который отмечает достигнутые результаты, ошибки, формулирует окончательный итог занятий.

Особое значение приобретает в деловой игре совместное обсуждение ее результатов, анализ полученного опыта.

При этом важно:

- установить проблемы и явления, которые имели место в игре;

- определить и показать соответствие игры реальной жизни;

- выявить причины различного поведения участников;

- выяснить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;

- предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата;

- предложить, что следует изменить в реальной жизни.

В ходе игры преподаватель может занимать разные позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия участников (позиция эксперта).

Характер деловой игры зависит от степени ее сложности (количество участников, длительность во времени, сложность самой задачи), проблемности (конфликтность ситуации, противоборство сторон), а также от степени импровизации участников (от заранее заданных действий до свободной импровизации).

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес взрослых к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в состоянии эмоционального подъема прибегают к имитации, драматизации.

Совместная деятельность в деловой игре часто имеет характер ролевого взаимодействия, осуществляемого в соответствии с предписанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. В педагогике любые игры (деловые, ролевые и др.) связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. Ролевое взаимодействие в деловой игре делает ее похожей на ролевую игру.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных работников некоторой функционирующей социально-экономической системы. Это одно из важных отличий деловой игры от оргдеятельностной.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы активного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсуждения результатов используются методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, решения производственных задач и др. Таким образом, на основе деловых игр синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект от использования названных приемов в комплексе с игровыми средствами значительно повышается.

3. Ролевые игры

Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра (по существу, игра-драматизация) - это процесс, в котором участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Иначе говоря, ролевые игры представляют собой небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.

Ролевая игра - это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки, конфликт с коллегами и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.

Роль и ее принятие являются важнейшими составляющими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека (например, учителя, учащегося, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического центра и т.д.).

Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Согласно М. Форвергу, человек может принимать роль через:

присвоение внешних черт поведения',

присвоение норм поведения;

присвоение социальных задач, стоящих перед ролью.

Поскольку в ролевой игре участник исполняет роль какого-либо персонажа, а не свою собственную, он может свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет выглядеть глупым или неадекватным.

Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания походу игры. В ролевых играх действия игроков стимулируются самим игровым комплексом, в который включаются элементы среды, внешние по отношению к объекту моделирования. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непосредственным участником игрового комплекса. Он - лицо «за кадром», задача которого состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реальность с помощью опосредованных игровых методов: театральных персонажей, газетных публикаций, писем, конференций и т.д.

Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерывается для обсуждения. В ролевой игре нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких, как мнение экспертов или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр в ролевой игре в зависимости от ее целей решения могут приниматься как коллективно, так и индивидуально.

Эмоциональный эффект ролевой игры строится на «проживании» участниками нового опыта в игровой обстановке, на своего рода открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры (преподавателями) или нормативными документами, а могут быть сформулированы (избраны) игроками в соответствии с собственным видением ситуации. С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил игры могут быть поделены на «жесткие»,

«свободные» и занимающие промежуточное положение (в которых достигнут своеобразный компромисс между первыми двумя).

Процесс игры отличает этот метод обучения от анализа ситуаций и тренинга. В процесс игры предполагается обязательное включение дополнительных вводных, которые могут существенным образом повлиять на игровые роли и действия участников.

Подготовка и проведение ролевой игры

Преподавателю при проведении ролевой игры важно учитывать ряд принципов.

1. Игра должна быть значима для участников. Ее значимость определяется соответствием ситуации сфере интересов участника или личностному плану.

2. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках занятия. Эти ситуации можно выделить с помощью интервью или предварительной диагностики участников.

3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать участие в игре.

Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подготовленный слушатель.

Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации)

1. Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситуацию, уточняет, бывает ли так, значима ли эта ситуация.

2. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться, что все понимают ее правильно, так как свои неудачи участники часто объясняют нечеткостью инструкции.

3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от предложенных ролей, для этого необходимо иметь запасные варианты. В первые дни лучше не пускать ситуацию на самотек. Если остаются незанятые в игре члены группы, то им можно дать задание: отслеживать вербальное и невербальное поведение участников ролевой игры, наблюдать, как они взаимодействуют, как решают поставленную перед ними задачу.

4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить. После этого организуется ситуация, размечается пространство и вводятся роли. В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

- показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

- разработать и использовать новые стратегии поведения;

- осознать и преодолеть свои внутренние опасения и проблемы.

Активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, а также приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования.

5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из участников. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих.

Примером ролевой деловой игры может быть «Педагогический совет - защита инноваций».

Каждой группе учителей (кафедре, отделению) дается задание: предва-рительно изучить какую-либо педагогическую инновацию и на совете в ла-коничной форме (10-15 мин) изложить ее идеи и особенности, ознакомиться с конкретным опытом применения этой педагогической технологии или ее эле-ментов (открытые уроки, изучение методических материалов). Кроме того, группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей:

- автор-новатор - носитель передовых идей, руководитель группы;

- оптимисты - сподвижники новатора, защитники идей, их пропаган-дисты;

- пессимисты - консерваторы и скептики, противники идей;

- реалисты - аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и сде-лать необходимые выводы.

В зависимости от количества участников и обсужденных инноваций воз-можно выделение творческих групп не только по указанным, но и по другим ролевым направлениям (ученик - учитель - родитель - администрация и т. д.).

В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет приходит к тому или иному решению о целесообразности ее применения.

4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) представляют собой более крупную форму игровой деятельности и чаще встречаются в управленческой практике, чем в профессиональном обучении. Организационно - деятельностные и организационно-обучающие игры (ООИ) являются формами коллективной мыслительной деятельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование (создание) новых деятелъностных образцов. Такие игры проводятся специалистами-методологами и игротехниками на основе глубокой теоретической проработки решаемых проблем с целью внедрения новой практики в некоторой профессиональной сфере.

В ходе ОДИ, используемых в управленческой деятельности, как правило, решаются проблемы, связанные с созданием или реформированием существующих организационных структур. Для этих целей привлекаются работники организаций, имеющие соответствующий потенциал и полномочия для решения стратегических задач. Иногда игра может применяться в качестве практического руководства для решения различного рода сложных проблем, а также когда требуется объединение специалистов разных направлений.

ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно длительного времени (несколько дней) и дополнительных экономических затрат. В силу этого популярность ОДИ в последнее время несколько снизилась.

Подготовка ОДИ должна осуществляться специалистами - игротехниками.

Для успешного проведения организационно - деятельностной обучающей игры необходимо выполнение следующих условий:

- игра должна иметь общую тему, должна быть направлена на решение определенной проблемы, которую формулируют участники игры, выступающие заказчиками;

- в игре необходимо наличие организационной группы, которая координирует деятельность участников и управляет их взаимодействием;

- в ходе дискуссии, в процессе поиска новых решений могут возникать противоречия и конфликты; специально выделенная группа пробематизации призвана выявить проблемы социального и профессионального характера;

- в ходе игры возможны ситуации, когда ни один из игроков не сможет предложить решение поставленной проблемы; для выхода из таких ситуаций формируется группа методологического обеспечения;

- в целях поддержания благоприятного морально-психологического климата на игре создается группа психологического обеспечения, которая выполняет также чисто исследовательскую функцию изучения основных процессов игры и взаимоотношений ее участников;

- необходима также группа технического обеспечения, которая регистрирует все рабочие процессы игры (запись на магнитофон, схемы, плакаты и т.д.);

- вышеперечисленные группы входят в состав организаторов игры. В зависимости от темы игры создаются рабочие группы, куда могут записываться и организаторы, и заказчики.

Основные требования к деятельности участников ОДИ.

1. Каждый участник игры находится в двух планах - предметном и организационно - деятелъностном.

2. Каждый должен личностно самоопределиться в данной ситуации. По условиям ОДИ каждый игрок выдвигает цели, ограниченные рамками темы, и пытается их достигать. Принимая условия игры, участник осуществляет акт самообразования. В этом состоянии ему предстоит прожить несколько дней, борясь за достижение своих целей, организуя свою деятельность, участвуя в работе группы, кооперируясь с другими.

Каждому участнику ОДИ нужно сделать себя предметом обсуждения. Оргдеятельностная игра - это игра в себя и для себя, собственное понимание и непонимание.

3. Отсутствие рамок («игра без правил»), снятие рангов позволяет изменить социальные роли, сломать стереотипы поведения и мышления участников, способствует их отказу от своих устаревших подходов и средств в пользу новых методов.

4. Работа над выделением и разработкой проблемы требует от участников выхода в область идеальных объектов и осуществления анализа, прогнозирования и рефлексии собственной деятельности. Рефлексия, по выражению Гегеля, - это «размышление о собственном мышлении», т. е. изначальная проверка своей мысли и контроль за ее ходом посредством обсуждения действий участников и полученных на каждом этапе результатов. Итогом рефлексии является иное понимание не только ситуации, но и самого себя.

5. Участники включаются в командную мыслительная деятельность (КМД), что требует толерантности к чужим мнениям и отчуждения результатов деятельности от личности.

6. В технологии проблематизации и «сборки» идей в ОДИ используется особое оформление, «язык схемотехнических изображений» [1], который участникам приходится интенсивно осваивать.

7. Система оценивания участниками друг друга, экспертами, ведущими по ходу игры часто отсутствует. Решения принимаются коллективно. Цель игрового коллектива превалирует над индивидуальными стремлениями, участник психологически должен быть готов к этому.

8. «Соблюдение принципа выращивания, открытость игротехнических замыслов в конце каждого витка игры (фаза рефлексии дня и методологические консультации) и в конце игры предопределяют отсутствие эффекта манипулирования игроками».

Содержание работы игротехника. Игротехник проблематизирует средства деятельности игроков (действуя по правилу: « Чтобы человек понял, его нужно зацепить»), побуждает их к рефлексии, способствует осознанию стереотипов, внутренних препятствий, более четкому осмыслению целей и собственных интересов; организует коммуникацию между игроками в группе, помогает перенести освоенный способ в конкретную деятельность, привлекает методологический аппарат к разрешению проблем. Таким образом, игротехник осуществляет исследовательскую, педагогическую, организационно-коммуникативную деятельность.

Он контролирует несколько пластов.

Психологический

- Организация коммуникации в группе, анализ происходящего в психологическом плане, содействие самоопределению в группе относительно задач.

- Осмысливание и руководство групповой динамикой. Важно добиться согласования в группе (ритуального и по содержанию), определить лидеров по содержанию, способам, коммуникации, определить, кто выступит с докладом от группы. Если нет лидера по содержанию, игротехник оказывает помощь членам группы в самоопределении по отношению к поставленной задаче, отслеживает работу группы на пленарном заседании, но не вмешивается в ее работу.

- Отслеживание индивидуальных продвижений (динамики индивидуального развития, мотивации для работы на пленарном заседании) и помощь игрокам в осознании и принятии изменения, которые с ним и должны произойти.

- Обобщение (выход на более абстрактный уровень, введение процедур схематизации и оперирования схемами - один из ключевых процессов ОД И).

- Проблематизация по способу, оформлению мышления. Игротехник обязан следить, как происходит осознание, и поощрять участников.

- Рефлексия способа мыследеятельности (Что сделано в группе? Как мы к этому пришли? В чем продвинулись? Что мешает группе в продвижении, что тормозит работу? Что помогло бы группе быть более продуктивной? Чем отличалась эта работа от того, что видели раньше? В чем лично вы продвинулись? Какие способы вы приобрели? В чем помогли схемы?). Игротехник должен знать, как его вопросы влияют на участников.

Содержательный

- Работа с содержанием (его анализ, обобщение, выделение в высказываниях главного, важного и ранжирование высказываний по отношению к поставленной задаче, ненавязчивое выделение наиболее важных версий и демонстрация несостоятельности других вариантов).

- Оказание помощи по оформлению содержания на языке схемотехники.

Организационный

- Соблюдение регламента и удержание задачи. Если группа не успевает, то

1) деятельность свертывается, и лидер с наработанным выступает на пленарном заседании, сделав акцент на этапах работы;

2) группа продолжает работу после уведомления ведущего.

Литература

1.Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное

обучение [Текст] : учеб. пособие / А. П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

2.Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М. : Академия, 2006. - 176 с.


© 2010-2022