Особенности методики проблемного обучения

Развитие проблемного мышления - одна из основных задач современного педагога. На уроке английского языка можно создать различные ситуации общения, при которых обучающиеся будут вынуждены мыслить, думать и находить пути решения проблемы. В этом и поможет методика проблемного мышления. Данная методика не является новой, но в то же время она не разработана до конца . Суть проблемного обучения заключается в том, что обучающиеся сами приходят к решению проблемы, проделывая определенные шаги. Роль учи...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Еще в древнее времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности учащихся лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен и в пифагорейской школе, сложные (и трудные) вопросы ставили софисты [2; 237].

Технология проблемного обучения получила широкое распространение в 1920 - 1930-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Дж. Дьюи, основавшего в Чикаго опытную школу, в которой школьный план был заменен игровой и трудовой деятельностью [1; 61]. Он предлагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем. Согласно философским и психологическим воззрениям Дж. Дьюи, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. Следовательно, правильно построенное обучение должно быть проблемным [3].

Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе». В этом определении дается неточная трактовка роли ученика в проблемном обучении: ученик не только принимает участие в решении проблем учителем, но и главным образом решает их самостоятельно. Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач. Но подобное определение не отражают всего объема понятия «проблемное обучение».

Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) Г. К. Селевко понимает такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуацией и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД) [2;189].

Иными словами, проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемыми новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применений в практической деятельности. Также оно способствует формированию мотивации успеха, развивает мыслительные способности учащихся. Поэтому использование методики проблемного обучения на уроке иностранного языка (ИЯ) является необходимым. Учитель сможет планировать свой урок так, чтобы заинтересовать учащихся.

Несмотря на то, что содержание предмета ИЯ и методика его преподавания на основе проблемного обучения мало исследованы, учителя предпринимают попытки организации урока ИЯ с помощью существующих технологий и методов проблемного обучения. Применение методики проблемного обучения в преподавании ИЯ имеет свою специфику: учащиеся должны не только решить какую - либо проблему, но и подобрать языковые и речевые средства на ИЯ, адекватные поставленной цели, а именно - высказаться в защиту своей точки зрения.


Список литературы

  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные теории. М.: «Педагогика», 1975 - 368 стр.

  2. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996 - 392 с.

  3. konf - sont - 2011/ ucoz.ru - Обучение участию в дискуссиях на уроках иностранного языка с использованием технологий проблемного обучения.





© 2010-2022