«Применение таксономии Б. Блума при работе с текстом»

Раздел Иностранные языки
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс


«Применение таксономии Б.Блума при работе с текстом»


Во ФГОСах второго поколения работе с текстом отводится особое место. При работе с текстом обучающиеся затрудняются сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. В решении этой проблемы учителю может помочь таксономия Б.Блума.

Таксономия - (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.

Таксономия нужна, чтобы:

1. правильно ставить цели в обучении;

2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;

3. правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;

4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.

Таксономия Блума определяет способы классификации заданий, начиная от знания, понимания и применения к анализу, синтезу и оценке. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами "знаю", "чувствую" и "творю" соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума - мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

- воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

- объясняет факты, правила, принципы;

- преобразует словесный материал в математические выражения;

- предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

- использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

- вычленяет части целого;

- выявляет взаимосвязи между ними;

- определяет принципы организации целого;

- видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

- проводит различие между фактами и следствиями;

- оценивает значимость данных.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

- пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

- предлагает план проведения эксперимента или других действий;

- составляет схемы задачи.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

- оценивает логику построения письменного текста;

- оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

- оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Уважаемые коллеги! Сейчас мы представим вашему вниманию работу с текстом по пирамиде Б.Блума на примере хорошо известного вам стихотворения А.Барто «Зайку бросила хозяйка…»

Работа с текстом

Звучит музыка. Фортепиано

На сцену входит Е. А. с зонтиком и зайцем в руках.

На сцене её ученики.

Е. А.: Извините, ребята, я сегодня задержалась.

Дети: А что случилось, Евгения Александровна?

Е. А.: Вышла из дома, иду по парку, а на скамейке этот заяц. Прошла было мимо. А потом решила вернуться.

Дети: Прямо как в детском стихотворении.

Е. А.: В стихотворении? Каком? Ну конечно, Барто. Зайку бросила хозяйка...

На экране появляются строчки (слайд №1)

Е. А.: Послушайте, ребята, сегодня мы поговорим с вами о зайке. Нам кажется, что это стихотворение простое, всего 4 строчки.

Надо внимательно перечитать текст, он не так прост, каким кажется на первый взгляд. Выберите из текста слова, которые, по вашему мнению, завязывают сюжет произведения?

Дети: Зайка, бросила, со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок

Е. А.: - Почему Зайка, а не заяц?

Дети: - Это стихотворение для детей

- Так мы называем совсем маленьких

- Любимого человека так называем

Е. А.: - А кто любит зайку?

Дети: - Автор

- Мы

- Хозяйка тоже когда-то любила зайку

Е. А.: Почему действие происходит в дождливую погоду?

Дети: От дождя холодно, неуютно. Так лучше представить то, что чувствует зайка?

Один из детей: а почему « со скамейки слезть не мог» ? Это же игрушка.

Е. А.: Для автора он живое беспомощное существо. А как вы понимаете «до ниточки»?

Дети:- Он совсем замёрз и промок до самого сердца

- Ему больно до глубины души

- здесь автор подразумевает «до ниточки промок» - промок от слез, от обиды, от страха, от одиночества….

Е. А.: Назовите действующих лиц этой трагедии.

Дети:- Хозяйка

- Дождь

- Скамейка

- зайка

- Благодаря кому мы узнали об этой истории? вымышленный герой, прохожий, который не смог оставить в беде Зайку

Е. А.: - Предлагаю, вам ребята, выполнить задание: выскажите свое отношение к происходящему в образе главных героев, дайте оценку, дополнив данное стихотворение…

Выходим чуть ближе, становимся друг за другом и поем)

Хозяйка:

Надоел мне старый зайка,

Надоели его байки.

Обожаю рэп и рок,

Куплен мне красивый дог.

Дождик:

Зайку бросила хозяйка.

Промочить пришлось мне зайку,

Обогнуть его не смог,

Он до ниточки промок.

Но догнал я и хозяйку

Окатил ее за Зайку

Как так можно поступать?

Зайку можно ли бросать?

Скамейка :

А Зайку бросила его хозяйка.

И мне согреть хотелось очень зайку.

А я всего лишь безмолвная скамья,

А Зайке так нужна всегда семья!

(Прохожий)

Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Накормлю я кашей сладкой

Уложу его в кроватку

И на ушко прошепчу

«Зайка, я тебя люблю!

Никогда тебя не брошу,

Потому что ты хороший!»

Е. А.: - Ребята , вы ничего не замечаете?

Дети: - ой Сердечко!

Е. А.: - Это значит, что его сердце открыто, Открыто для новых отношений! он верит нам.

Дети: - Е.А., а можно зайчик будет жить в нашем кабинете?

Е. А.: - Конечно.

Работа с залом

Уважаемые коллеги, а сейчас давайте поработаем с вами над другим стихотворением Агнии Барто с помощью вопросом по Б.Блуму.

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший!

Е.А.: Назовите ключевые слова этого стихотворения.

(уронили, оторвали, не брошу, хороший)

Е.А.: Перечислите действующие лица…….

(мишка, хозяйка, жестокие дети)

Е.А.: А где происходило это действие? (на улице, в детском саду, в семье…)

Е.А.: Дайте оценку действующим лицам.

(дети поступили плохо, они жестокие, а главный герой - добрый человек)

Е.А.: Что чувствовал мишка?

Е.А.: Какие чувства испытывал человек, подобравший мишку?

Е.А. : А теперь придумайте продолжение к этому стихотворению. Что будет с мишкой дальше?

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший!

Я домой его … (возьму, принесу…)

…………………..(лапку ниточкой пришью)

Е.А.: Спасибо. У вас добрые, отзывчивые сердца!

Оценка работы: У вас в руках есть телефоны. Отправьте мне смс.

Хотели бы вы подробнее изучить таксономию Б.Блума, чтобы применить ее на практике? (Да /Нет)



© 2010-2022