• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья Развитие самостоятельной учебной деятельности школьников в контексте личностно-деятельностного подхода в сб-ке науч. статей Аксилог. аспект изд-ва АПК и ППРО за 2014 г

Статья Развитие самостоятельной учебной деятельности школьников в контексте личностно-деятельностного подхода в сб-ке науч. статей Аксилог. аспект изд-ва АПК и ППРО за 2014 г

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие самостоятельной учебной деятельности школьников в контексте личностно-деятельностного подхода.

The development of the school pupils'independent activity as a part of the learner-centred approach to studies.

Е. А. Малеева, учитель французского и английского языков,

Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 844,

аспирантка,

Московский Государственный Педагогический Университет

г.Москва, РФ

Ключевые слова и выражения по тематике : учитель, учащиеся, образовательный процесс. личностно-деятельностный подход, самостоятельная учебная деятельность, индивидуально-психологические характеристики, познавательная активность, развитие, личность учащихся, педагогическое взаимодействие.

Аннотация. Статья посвящена изучению самостоятельной учебной деятельности школьников в контексте личностно-деятельностного подхода, который может быть рассмотрен с позиции учителя и ученика. В статье делается акцент на развитие обучающихся в деятельности и в общении как личности, которая одновременно выступает субъектом деятельности. В статье анализируется педагогическое взаимодействие учителя и обучающегося, в ходе которого происходит оптимальное формирование психики учащихся, их познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.

Преподавание иностранных языков в России переживает период обновления содержания, целей, задач и методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

В Примерных программах, составленных в соответствии с новым Федеральным образовательным стандартом в обучении иностранным языкам, определяются следующие цели: формирование у учащегося иноязычной коммуникативной компетенции и социальное развитие его личности на основе потенциала предмета « Иностранный язык» [7]. Очевидно, что обучать языку - значит обучать культуре, имея в виду коммуникативное, когнитивное и социокультурное развитие школьника [1].

В настоящее время учитель, учитывая личностно-деятельностный подход в своей работе, должен научить школьников использовать индивидуальный набор когнитивных стратегий при обучении и решать специальные учебные задачи разной сложности и проблематики, привить им умение общаться на иностранном языке с учётом приобщения учащихся к языковой и концептуальной картинам мира носителей изучаемого языка, а также с учётом познания ими иной системы ценностей [9].

В связи с новыми целями обучения перед учителем средней школы ставится задача развить обучающихся как личность, сформировать у школьников иноязычную коммуникативную, а также предметную компетенцию, социальная составляющая которой делает возможным адекватное взаимодействие обучающихся с различными собеседниками, в том числе с носителями изучаемого языка [4].

В данном случае личностно-деятельностный подход рассматривается с позиции педагога, который в процессе обучения учитывает целый ряд индивидуально-психологических характеристик учащихся: мотивацию, адаптацию, способности, коммуникативность, самооценку, когнитивный стиль. В то же время, согласно концепции Д.Б.Эльконина, личностно-деятельностный подход может быть рассмотрен с позиции ученика [10].

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в отечественной психологии работами И. А. Зимней, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и П. Я. Гальперина, где учитель и ученик являются субъектами педагогического взаимодействия, в ходе которого ученик рассматривается как личность, формирующаяся в деятельности и в общении с другими людьми и определяющая характер этой деятельности и общения.

Личностно-деятельностный подход- это единство его личностного и деятельностного компонентов, неразрывно связанных друг с другом. В своем личностном компоненте личностно-деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся- его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность.Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося [8].

Соответственно, при обучении иностранному языку цель каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. В конце урока обучающийся должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего не знал или не мог делать еще вчера. Такая постановка вопроса применительно к обучению означает, что все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т. д.) преломляются через призму личности обучающегося - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей [2].

Личностный компонент личностно-деятельностного предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с учеником. Адресованные ученику вопросы, замечания, задания в условиях личностно-деятельностного подхода стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым, как подчеркивает известный психолог А. К. Маркова, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, но и формирование, дальнейшее развитие психики обучающегося, его познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик, что является основными проявлениями личностного компонента личностно-деятельностного подхода [3].

Важно, что в процессе обучения иностранному языку учитель постепенно прививает своим подопечным навыки творческого мышления, привлекает их к исследовательской деятельности, обсуждает актуальные для современного общества вопросы, умело сочетает индивидуальные и коллективные формы работы в ходе образовательного процесса, раскрывая тем самым потенциал своих учеников.

Соответственно, чтобы школьник сложился как активная, независимая и креативная личность, знающая, как учиться, ему нужна помощь учителя, который берёт на себя активную роль в управлении работой группы и курсом её действий, применяя различные тренинги и консультации [6].

Стоит отметить, что личностно-деятельностный подход призван обеспечить поиск путей оптимизации развития самостоятельной познавательной активности обучающихся, и его деятельностный компонент проявляется в том, что с помощью различных приёмов учитель приучает учащихся действовать осмысленно и самостоятельно, планировать, организовывать и направлять свою деятельность, которая в то же время формирует их как субъекта, как личность.

Следовательно, являясь субъектом обучения, обучаемый постепенно становится на путь самоорганизации и самореализации, что значительно повышает его шансы быть замеченным и востребованным на рынке труда постиндустриального информационного общества, которое нуждается в грамотных, мобильных и успешных специалистах [2].

Необходимо подчеркнуть, что подготовка школьников к будущей практической деятельности осуществляется во время обучения под контролем учителя, с помощью которого они учатся организовывать свою самостоятельную работу. Многие отечественные и зарубежные психологи и методисты доказали, что активный характер учебной деятельности является фундаментом современного образования. Только большое трудолюбие ученика в сочетании с ответственностью при освоении им языков создают предпосылки для формирования интересной, коммуникабельной и развитой личности, способной творчески и самостоятельно мыслить. Для обучающегося, который может работать без помощи учителя, открываются перспективы для самосовершенствования, в связи с чем в нём пробуждается чувство собственного достоинства. Учащиеся должны обладать не только определённым опытом, в том числе и социальным, но и владеть различными стратегиями, приёмами и методами в поддержании и использовании изучаемого иностранного языка в различных ситуациях общения и областях знаний. Применение каждым обучающимся каких-либо познавательных стратегий носит чисто индивидуальный характер. В то же время, работая самостоятельно и проявляя креативность, школьник должен рассматривать себя в определённом отношении ко всем остальным учащимся и сравнивать себя с ними, чтобы в дальнейшем корректировать и регулировать свои учебные действия. В данном случае личностно-деятельностный подход проявляется с позиции ученика. Поскольку учителю необходимо держать в поле зрения не только группу учащихся целиком, но и каждого участника в отдельности, он должен научить школьников применять в самостоятельной работе те стратегии, которые им кажутся наиболее близкими и приемлемыми [5].

Таким образом, максимальное развитие коммуникативных способностей при помощи организации самостоятельной учебной деятельности учащихся - вот основная, перспективная, но очень нелёгкая задача, стоящая перед современными преподавателями иностранных языков. Учитель постоянно помогает обучающимся реализовывать свои потребности, свой творческий потенциал, выработать самостоятельность в выборе и принятии решений, независимость действий и принять на себя ответственность за результат обучения. При этом, разумеется, было бы неправильным отказаться от традиционных методов обучения: необходимо бережно отобрать из них всё лучшее, полезное, прошедшее проверку практикой преподавания.

Учитель должен понимать, что научить школьников общаться (устно и письменно), произвольно создавать, а не только понимать иностранную речь - это достаточно трудная задача. Эффективность процесса коммуникации, помимо владения языком, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, правил этикета, невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний, а также от успешного применения учащимися приёмов самостоятельной работы в изучении иностранных языков.

Литература

1.Гальскова Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения. // Иностранные языки в школе. -2012.-№ 9.-с.2-8.

2.Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов.-3-е изд., пересмотр.-М.:МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

3.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А. К. Маркова.-М., 1983

4.Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003.

5.Роджерс К.Фасилитация творчества // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 71-74.

6.Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании. - М.: Вита-Пресс, 2010.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ФГОС. - М.: Просвещение, 2011 г.

8.Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности/ Е.В. Шорохова// Теоретические проблемы психологии личности.-М., 1974.

9.Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. Теоретические основы. -М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003.

10.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника/ Д.Б. Эльконин.-М., 1974.


© 2010-2022