Статья Структура и содержание билингвального образования

Предложенная нами статья содержит материалы о содержании и структуре билингвального франкоязычного поликультурного образования. Дается определение понятию "билингвизм", расматриваются модели и направления двуязычного образования.Модель, разработанная педагогическим коллективом франкоязычного отделения гимназии, включает цикл базовых, профильных предметов и разработанную нами систему внеклассной работы.В статье дается оисание значения каждого из названных компонентов, приведены примеры результати...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17

УСтатья Структура и содержание билингвального образованияСтатья Структура и содержание билингвального образованияпраление образования и ннауки

Билингвальная гимназия № 2

Севастопольского городского Совета

Франкоязычное отделение













Структура и содержание

билингвального образования

Алексеева Л.В.,

руководитель

франкоязычного отделения




г. Севастополь

2009г.

Под термином «билингвизм» или «двуязычие» обычно понимается владение и применение двух языков, причем степень владения тем или иным языком может быть весьма различной.

Двуязычное обучение можно сгруппировать по трем различным моделям и направлениям:

  • программа сохранения языка (для групп национальных меньшинств)

  • программа перехода (от языка меньшинства к национальному языку)

  • программа обогащения (направлена на обеспечение многокультурного образования)

Творческая группа франкоязычного отделения Билингвальной гимназии №2 Севастопольского Городского Совета в течение 10 лет создавала модель билингвального поликультурного образования.

Международная энциклопедия образования (1994) рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и частного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Поликультурное образование предполагает стирание национальных различий между этносами, оно создает основу для взаимообогащения культур в учебно-воспитательном процессе.

В процессе поликультурного образования решаются все вопросы формирования у учащихся представления о культуре и культурном многообразии, их приобщения к культурным ценностям, формирования позитивного отношения к своей культуре, воспитания у них толерантного отношения к культурным различиям.

Поликультурное образование учащихся франкоязычного отделения обеспечивается путем взаимодействия

с общественными организациями:

  • Украинское общество «Просвіта»

  • Русское общество «Севастополь»

  • Альянс Франсез

  • Корпус Мира

внешкольными культурными учреждениями:

  • Центр Детства и Юношества

  • Украинский культурный центр

  • Художественный музей им. Крошицкого

  • Музей героической обороны Севастополя «Панорама» и «Диарама»

Внутри кафедры действуют творческие проблемные лаборатории, создан издательский центр, работает Интеллектуальное творческое объединение старшеклассников, театр на французском языке, клуб любителей иностранных языков, дискуссионный клуб.

Структура билингвального франкоязычного образования объединяет в себе следующие составные, которые взаимодействуют и дополняют друг друга. Это:

  • базовые предметы

  • профильные дисциплины

  • нелингвистические дисциплины, которые преподаются на французском языке

  • внеурочная деятельность учащихся и учителей.

ССтатья Структура и содержание билингвального образованияСтатья Структура и содержание билингвального образованиятруктура билингвального франкоязычного образования

Статья Структура и содержание билингвального образования

Статья Структура и содержание билингвального образования

Статья Структура и содержание билингвального образования

Статья Структура и содержание билингвального образования

Статья Структура и содержание билингвального образования

Статья Структура и содержание билингвального образованияСтатья Структура и содержание билингвального образованияСтатья Структура и содержание билингвального образованияСтатья Структура и содержание билингвального образования

Статья Структура и содержание билингвального образованияСтатья Структура и содержание билингвального образованияСтатья Структура и содержание билингвального образованияСтатья Структура и содержание билингвального образования



Общеобразовательные предметы являются наиболее ценной и незаменимой для образованности и развития человека его составляющей. Она является относительно стабильной основой становления мировоззрения, базирующегося на научной, художественной, технической картинах мира, а также на морально-этических ценностях.

Разрабатывая стратегию развития билингвального образования, педагогический коллектив серьезно изучил перспективы развития нашего общества и задал себе вопрос: что нужно сегодняшнему выпускнику, чтобы быть в перспективе конкурентоспособным на мировом рынке труда? Проведенные исследования показали, что выпускник должен обладать прочными знаниями по базовым предметам, хорошо знать информатику и свободно владеть иностранными языками.

Универсальное образование позволяет выпускникам франкоязычного отделения продолжить свое постгимназическое образование по любой выбранной специальности. В настоящее время они изучают физику, экономику, право, судовождение, компьютерные технологии, лингвистику, банковское дело и управление народным хозяйством в следующих высших учебных заведениях:

  • Санкт-Петербургской морской академии им. Макарова

  • Высшей школе экономики в г. Москве

  • Санкт-Петербургском университете на физико-технологическом факультете

  • Киевском национальном Университете им. Т. Шевченко

  • Киевском национальном лингвистическом университете

  • Национальном техническом университете Украины (КПИ)

  • Лионском университете им. Люмьера

  • на факультете международной экономики в г. Нанте (Франция)

  • в университете г. Дижона (Франция)

  • в Киевском национальном экономическом университете

  • Украинской академии банковского дела

  • Киево-Могилянской академии

Цикл профильных предметов создает предусловия для дифференциации, индивидуализации, для удовлетворения общеобразовательных потребностей учащихся.

Начиная с первого года обучения, во франкоязычном отделении учащиеся изучают такие профильные предметы, как иностранные языки, основы научно-технического перевода, деловой французский язык, фСтатья Структура и содержание билингвального образованияранцузская сказка, европоведение, этикет.





Изучение названных учебных дисциплин обеспечивает учащимся поликультурное образование. Изучая историю Европы в мифах и легендах, французскую сказку, литературу и цивилизацию Франции, школьники знакомятся с традициями, нравами и культурой страны изучаемого языка. Изучение трех иностранных языков позволяет школьникам проникнуть в мир их зарубежных сверстников, узнать об их интересах, увлечениях, проблемах; учит их изучать, сравнивать, делать выводы.

У выпускников формируется умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других культур, ориентации в современном поликультурном мире, изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других народов.

Ярким примером вышесказанного может служить лингвистическая стажировка учащихся во французских учебных заведениях, с которыми гимназия имеет договора о педагогическом сотрудничестве, и проектная деятельность учащихся.

Начиная с 2002 года, учащиеся билингвального отделения ежегодно проходят лингвистическую стажировку во Франции в течение месяца. Они живут жизнью учебных заведений, участвуют не только в учебной деятельности, но и во всех внеклассных мероприятиях: различных акциях милосердия, в работе театра, в проведении экскурсий и т.д. Кроме этого «юные севастопольцы», как их называют французы, живут в семьях, живут жизнью семей, что позволяет им интегрировать не только в образовательную систему другой страны, но и в социо-культурную среду.

Это педагогическое сотрудничество, которым мы очень дорожим, способствует формированию у учащихся ключевых компетенций, которыми по рекомендации Совета Европы, должны быть оснащены молодые европейцы: компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Лингвистические стажировки и социокультурное погружение содействуют формированию у молодых людей межкультурных компетенций, таких как принятие различий, уважение других культур, языков и религий.

Лингвистические стажировки способствуют формированию у молодежи патриотизма. Находясь длительное время во Франции, школьники осознают себя носителями национальной культуры и традиций. Во Франции дети с достоинством на приеме в мэрии, на встречах с журналистами и во время проведения вечеров дружбы рассказывают о своей Родине, о Севастополе и о Крыме, называя его жемчужиной, пропагандируют нашу культуру. Благодаря этому, у французов создается положительное отношение к нашей стране. Один из журналистов назвал наших учеников «посланниками мира во Франции».

Развитие творческих способностей учащихся является одной из основных задач билингвального образования. Выпускники должны обладать не только прочными знаниями по базовым предметам, но и уметь использовать их, анализировать, сопоставлять, выбирать нужное, критически мыслить, самостоятельно делать выводы, предоставлять продукт своего труда и аргументировано отстаивать свою позицию. Эти умения формируются у школьников на уроках, но в большей степени во внеурочной деятельности, когда они не ограничены временными рамками и учебной программой.

Проекты, выполненные учащимися в рамках творческой сессии, которая является обязательной для всех учеников 10 класса, свидетельствуют о разнообразии интересов учащихся и возможности реализовать свои интересы в исследовательской творческой работе.

Традиционно учащиеся представляют свои проекты на французском языке, тем самым применяя иностранный язык как инструмент познания.

Одним из обязательных условий билингвального образования является изучение нелингвистических предметов на иностранном языке. Школьники изучают физику, математику, европоведение и историю Франции по одному часу в неделю. Изучение ДНЛ позволяет учащимся осознать, что в мире могут существовать различные подходы к решению одних и тех же проблем, что многие открытия были сделаны учеными разных стран приблизительно в одно и то же время. Кроме этого, изучение ДНЛ предоставляет учащимся возможность практически применять знания иностранных языков, учит их анализировать, доказывать, аргументировать. Выпускники франкоязычного отделения обучаются в Университетах Франции, минуя подготовительный курс и не сдавая лингвистические тесты, обязательные для всех иностранных студентов. Такое решение было принято Посольством Франции и Министерством Образования и молодежи Франции. Приятно видеть название нашей гимназии в Интернете, в международном списке учебных заведений, выпускники которых освобождаются от сдачи тестов на знание французского языка, т.к. практически все выпускники сдают международные экзамены ДЕЛФ В1 и В2 и вместе с аттестатом о среднем образовании получают сертификат французского правительства о билингвальном образовании.

Статья Структура и содержание билингвального образования





Все преподаватели ДНЛ разрабатывают дисциплинарный компонент билингвального образования, который состоит из:

  • программы по предмету на французском языке

  • авторских элективных спецкурсов и факультативов

  • учебного дидактического материала

  • дидактического материала для внеклассной работы

Творческая группа преподавателей ДНЛ разрабатывает и внедряет современные педагогические технологии, методы и приемы, разработала систему учета и контроля знаний учащихся.

Гуманистические ценности образования обусловливают смену авторитарно-дисциплинарной модели обучения на личностно ориентированную. Существенными признаками этих перемен является обучение и воспитание личности на условиях индивидуализации, создания условий для саморазвития и самообучения, осмысленного определения своих возможностей и жизненных целей.

При разработке модели билингвального поликультурного образования большое место отводилось внеурочной деятельности участников учебно-воспитательного процесса.

Определяющей чертой этой деятельности является взаимопонимание, взаимоуважение, творческое сотрудничество. Этика взаимоотношений утверждает не ролевое, а личностное общение (поддержка, сопереживание, утверждение человеческого достоинства, доверие); обусловливает использование личностного диалога как доминирующей формы учебного общения, стремления к обмену мыслями, впечатлениями, моделирование жизненных ситуаций; включает специально сконструированные ситуации выбора, авансирования успеха, самоанализа, самооценки, самопознания. Принципиально важным является ориентация на развитие творчества - творческой активности, творческого мышления, способностей к адекватной деятельности в новых условиях.

Одной из основных задач билингвального поликультурного образования является формирование человека нового типа с европейским восприятием, готового к интеграции в международное сообщество. Билингвальное образование направлено на формирование у школьников желания и умения самостоятельно добывать необходимые знания, заниматься самообразованием, сознательно готовить себя к интеграции в европейское пространство.

Состоятельность любого проекта проверяется его эффективностью. Результативность билингвального образования свидетельствует в его пользу. За последние 5 лет учащиеся франкоязычного отделения заняли 37 призовых мест на IV этапе Всеукраинских ученических олимпиад по французскому языку и по другим базовым предметам: программированию, физике, истории.

Следует еще раз подчеркнуть, что двуязычное образование ни в коей мере не предполагает невыполнение учебных программ. По всем изучаемым учебным дисциплинам оно соответствует гимназическим стандартам. Используя современную педагогическую терминологию, это образование можно назвать универсальным.

УСтатья Структура и содержание билингвального образованияниверсальность билингвального образования позволяет выпускникам франкоязычного отделения продолжать свое образование в любой выбранной области. Мониторинг постгимназического обучения позволяет увидеть разнообразие выбранных специальностей, что подтверждает правильность стратегии развития билингвального образования.

Нет такой школы, которая смогла бы обеспечить выпускников знаниями на всю жизнь. Задача современной школы - воспитание ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, умеющей критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, использовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблем, имеющей активную жизненную позицию, т.е. выработать определенные компетенции.

Учитывая социально-экономическую ситуацию, состояние дел в развитии содержания образования, становление системы образования в современных условиях, наиболее предпочтительные компетенции, которыми образовательные учреждения должны вооружить подрастающее поколение, следующие:

  • такие политические и социальные компетенции, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов;

  • компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий;

  • компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой же группе общения относится владение несколькими иностранными языками, принимающее все возрастающее значение;

  • компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;

  • способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Известно, что наше время - это время перехода к высокотехнологическому информационному обществу, в котором качество человеческого потенциала, уровень образованности и культуры всего населения приобретают решающее значение для экономического и социального развития страны.

Следовательно, будущее страны зависит от уровня образованности и моральных ценностей нынешней молодежи.

Билингвальное поликультурное образование вносит свой весомый вклад в формирование духовного и интеллектуального потенциала страны, развивая коммуникативную культуру школьников, их духовный потенциал, общепланетарный образ мышления в отношении гражданских прав человека; способствует осознанию ими ответственности за свое будущее и будущее своей страны.

Модель билингвального обучения прошла испытание временем и подтвердила свою жизненность и своевременность.

Статья Структура и содержание билингвального образования



ТСтатья Структура и содержание билингвального образованияворческая группа преподавателей нелингвистических предметов на французском языке.



Урок математики на французском языке. Учитель Губанова О.В.

Статья Структура и содержание билингвального образования



Обсуждение творческих работ учащихся.

Учитель французского языка Л.В. Алексеева

Статья Структура и содержание билингвального образования

Учащиеся франкоязычного отделения Билингвальной гимназии №2 на открытии Мемориала французским воинам, участникам Крымской войны.

В центре Посол Франции в Украине Филипп де Сюремен (2004 г.)

© 2010-2022