Статья Интерес к учёбе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение интереса к учебе

Если ученики перестали интересоваться предметом, прилагают мало усилий, а больше увлечены общением с одноклассниками, то диагноз такому состоянию - низкая мотивация.

В работах Медлин Хантер «Преподавательское мастерство. Как повысить эффективность обучения в начальной и средней школе, в колледжах и университетах» и Элейн Рубиноф «Искусство преподавания» рассказано о шести взаимосвязанных между собой способах повышения мотивации учащихся (иными словами - интереса).

I. Уровень озабоченности.

От учителя требуется создать у ученика умеренное чувство беспокойства.

Хотя считается, что стресс не приводит к хорошим последствиям, однако, если человек спокоен и всем доволен, он не будет прилагать усилий для перемен, а возможно и своего дальнейшего развития. Ученик тоже может перестать интересоваться учебой, если нет озабоченности. А если ученик слишком встревожен, то учеба пойдет неважно, потому что вся энергия потратится на всевозможную борьбу со страхами.

Как создать умеренное беспокойство? Этим способом я сама пользовалась интуитивно в таких ситуациях:

-ученик беззаботен и отдыхает на уроке - подхожу к такому, он понимает, что пора открыть тетрадь и учебник и приступить к работе,

-отойду от тревожного ребенка, дав ему возможность спокойно работать в меру его сил и способностей,

-грозно объявляю зашумевшим ребятам «Эта тема будет в контрольной работе» или, наоборот, подбадриваю, «Тема «Страдательный залог трудна, но по мере ее изучения, вы почувствуете, что дело пошло хорошо».

Зная характер своих учеников, этим чувством можно пользоваться сознательно, а не интуитивно - повышать уровень озабоченности у одних учеников и снижать у других.

II. Оттенки чувств.

Есть три оттенка чувств - приятные, неприятные и нейтральные. От этих чувств зависит объем усилий, которые ученики вкладывают в свою учебу. Когда учащийся готов максимально «поработать»? Если он предвидит успех. Отсюда вытекает, что надо стремиться создавать приятную атмосферу в классе.

Негативные чувства тоже активизируют учащегося, побуждают к действиям: («Если не выучишь неправильные глаголы, тебя ждут «неприятности»). Мы можем применить такие чувства к ученику, если позитивный настрой не действует. Но если мы пользуемся ими, то надо похвалить ученика, после того, как он преодолеет трудность: «Тебе с трудом давались правила, но, в конце концов, ты их хорошо усвоил».

Нейтральные чувства не мобилизуют учащихся. Однако, они могут «сгладить» ситуацию, когда ученики устали, у них не получается и дело зашло в тупик. Тогда можно сказать: « Да, тема трудная, все устали, давайте продолжим ее завтра, со свежей головой, и вы увидите, что дело пойдет по-другому».

Какое из трех чувств будет ведущим в деле мотивации ученика? Все ученики разные и к каждому ученику надо «подобрать свой ключ» - это задача для преподавателя, который занимается вопросами повышения интереса к предмету.

III. Успех.

Росту мотивации способствует ощущение успеха.

Я работаю в спортивной школе, где специализация - футбол. Каждый день я вижу этих мальчиков. Они трудятся в любую погоду, преодолевая себя. По опыту общения с моими футболистами понятно, что наибольшую радость они испытывали, когда им удавалось выиграть у сильной команды, когда они прилагали усилия, когда знали, что соперник силен, но не были уверены в победе на все 100 процентов, а победа пришла. Вот тут они испытывают настоящую радость. Вложили максимум усилий, слабо веря в успех, так как соперник опытнее и сильнее, но все-таки получили эту долгожданную победу. Если парни выигрывали у сверстников слабее их, то ощущение радости было совсем другое, ведь победа была ожидаема.

Если ученик хорошо успевает, то выполнив сложное задание, он будет гордиться, что сумел преодолеть себя и чувствовать радость от успеха.

Менее успевающий пусть получит задание «по силам» для того, чтобы и у него наконец-то появилось долгожданное ощущение успеха и наверняка он продолжит учебу охотнее, ведь настроение его улучшится.

Отсюда следует, что мы должны снизить «учебную планку» для менее успевающих учеников и повысить для «отличников» для того, чтобы все учащиеся, независимо от их уровня подготовки испытали чувство преодоления и радовались успеху.

Приведу здесь пример из своего опыта.

Ученики читают текст об eco-school (школа, не приносящая вреда экологии). Здесь британская девочка Миа рассказывает от своего лица о том, как она и ее одноклассники заботятся о природе. Ученики должны ответить на вопрос - что делают учащиеся такой школы для сохранения окружающей среды. Сначала я прошу менее подготовленных учеников найти ответ из текста и вычитать его в первоначальном виде без каких-либо трансформаций - то есть это более легкое задание. Более подготовленный учащийся дает ответ от третьего лица, трансформируя глагол, опуская второстепенные, не имеющие отношения к вопросу детали. После этого я прошу слабых учеников, слышавших эти ответы, повторить - то есть ученик делает необходимые для ответа трансформации и сокращения - это сложное задание, но не очень рискованное. К тому же оно позволило заучить материал, создав тем самым базу для будущего успеха. На следующий день, возможно, этот «слабенький» справится с заданием «отличника».

IV. Интерес. Развивать интерес к предмету можно двумя способами.

Первый способ - сыграть на интересе учащегося к самому себе. Узнать, что ему нравится, какого его мнение.

Пример из моей практики.

Учащиеся знакомились с прилагательными, обозначающими характер человека. Задание - выбрать человека на должность капитана класса. «Мне нужен помощник - капитан класса. Предложите, кто может им стать и почему?» Ученики обсуждают качества друг друга и высказывают мнения, кто из класса мог бы занять эту должность. Занятие прошло живо, так как детям интересно было говорить о них самих.

«Мы прочитали, что дети, рожденные под знаком близнецов - веселые, разговорчивые и любят путешествовать. Так ли это? Давайте проведем интервью, читайте о себе и говорите, согласны вы с гороскопом? Что есть правда, а что ложь?»

Опять интересно, потому что каждый любит говорить о себе.

Второй путь стимуляции интереса состоит в выделении нового, яркого элемента в учебном материале. Выделить новизну в материале можно, изменив голос или позу, задать вопрос и предложить ученикам самим решать его, перейти от чтения текстов к просмотру фильмов и так далее. Нам нужен любой способ, который вызовет у учеников внимание и за это короткое время успеть обучить новому материалу.

Немножко новизны достаточно в самом начале изучения материала, чтобы завладеть вниманием учащихся. И наоборот, обилие яркой мишуры отвлечет его от учебы.

Например:

«Сегодня мы продолжаем говорить о благотворительности (или любая тема, связанная с поступками, какими-то увлечениями, хобби). Допустим, вы верите в переселение душ. Что бы вы хотели совершить в следующей жизни из того, что не успели совершить в этой?».

«Вы все видите, что реклама покорила все сферы нашей жизни. Вы можете цитировать без остановки какие-то рекламные ролики, вы говорите слоганами с рекламных щитов. А как бы экологи рассказали о том, что их беспокоит? Придумайте такой слоган.»

IV. Знание результатов.

Немедленное получение учащимися результатов проверки их знаний повышают мотивацию. Для этого идеальны короткие и частые тесты. Они тренируют мыслительную деятельность учащихся, не перегружая при этом учителя, который в свою очередь может быстро проверить и вернуть им ответы.

Еще один прием - задав вопрос всему классу, учитель дает несколько вариантов ответов, а затем сообщает правильный ответ с комментариями - дает возможность испытать приятные чувства тем, кто ответил правильно, не расстраивая ответивших не верно.

К традиционной ученической оценке можно добавить комментарий. Фраза учителя «Мысли твои прекрасны, но не забывай пользоваться своими знаниями о множественном числе существительных». Так ученик будет приучаться относиться к выученному материалу не как к скучной обязанности, а как к необходимой вещи, с помощью которой можно решить какую-то речевую задачу, пусть сначала учебную, а потом, возможно, и в реальной жизни.

VI. Внешняя и внутренняя мотивации.

Внешняя и внутренняя мотивации - две стороны одной медали под названием «Учеба» и обе оказывают воздействие на ученика.

Девиз внешней мотивации «Я ДОЛЖЕН учиться», потому что а) хочу получить «пять» в) окончить школу с) получить хорошие знания d) стать специалистом в своей области.

Внутренняя мотивация говорит «Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ», потому что, во-первых, испытываю радость и удовольствие, во-вторых, чем больше учусь, тем больше этого удовольствия я получаю, в-третьих, мне интересен сам процесс, участие. Вспомните здесь о своем хобби или какой-то увлекательной игре, где результат не так важен, как сам процесс.

Высшим достижением учителя будет, если его ученик от внешней мотивации перейдет к внутренней, то есть, если ему наконец-то понравится учиться.

Итак, нам пришло время «собирать камни». Интерес к учебе повысится при умелом, осознанном и систематическом сочетании всех шести факторов: мы «подводим» ученика к состоянию умеренной озабоченности результатами его учебы. Пусть он испытывает приятные чувства от своего будущего успеха в учебе. И если занятие было интересным для него, новым, связано с его небольшим личным опытом, то тогда, если он получил информацию о результатах его работы, которая поможет ему улучшить учебу, есть вероятность, что ученику понравится учебный процесс и его мотивация перейдет от внешней к внутренней.

Успехи учеников обеспечат учителям их профессиональный рост.


© 2010-2022