Методические рекомендации для обмена опытом работы

Для достижения высоких результатов в обучении иностранному языку используется много различных методов и приемов, среди которых наибольшей популярностью пользуются методы творческого обучения. Для реализации главной цели образования при построении конкретных школьных курсов, в качестве общей задачи может быть определено формирование у учащихся опыта творческой деятельности. Согласно проведенным исследованиям, основными компонентами субъектного опыта творческой деятельности являются: мотивация тво...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тезисы о творчестве в учении и обучении

Построение учебных программ, направленных на обеспечение творческого развития учащихся

В концепции 12-летней средней школы в качестве главной цели общего образования определено формирование "личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях". Для достижения этой цели выделен ряд задач, среди которых специально рассматривается развитие у учащихся творческих способностей, а также умения применять полученные знания в различных видах практической деятельности. При определении целей и общих задач различных курсов необходимо конкретизировать упомянутые цели и задачи общего среднего образования, то есть отразить в концепциях школьных предметов, что особенно значимо с точки зрения проектирования методологических основ учебных программ 12-летней школы.

Для реализации главной цели образования при построении конкретных школьных курсов, в качестве общей задачи может быть определено формирование у учащихся опыта творческой деятельности. Согласно проведенным исследованиям, основными компонентами субъектного опыта творческой деятельности являются: мотивация творчества, способность творчески мыслить, способность к творческому сотрудничеству, опыт использования полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, опыт технического творчества (если он необходим), а также все решенные проблемы и творческие задачи. Охарактеризуем эти компоненты, а затем рассмотрим проблемы, связанные с их отражением в учебных программах.

Мотивация творчества. От сформированности мотивов зависит: пожелает ли учащийся решать творческие задачи или нет. Мотивация творчества может быть обусловлена интересом к школьному предмету, осознанием необходимости его изучения для подготовки к будущей профессии. На мотивацию оказывает влияние мнение одноклассников, родителей и учителя. Немаловажен мотив самоутверждения. У учащихся, изучающих школьный предмет по углубленной программе, этот мотив достаточно распространен. Они также часто решают творческие задачи, чтобы проверить себя в правильности выбора школьного предмета для углубленного изучения. Мотивацию творчества существенно повышает удовлетворение, полученное от решения творческих задач.

Способность мыслить творчески - самая важная составляющая опыта творческой деятельности. Творческое мышление обладает рядом специфических черт, проявляющихся при решении проблем. Первой такой специфической чертой представляется способность к преодолению стереотипов мышления.

В качестве следующей специфической черты творческого мышления можно выделить способность к поиску решения в условиях неопределенности, когда критерии правильности действий вырабатываются самим учащимся.

Характерной чертой творческого мышления можно представить способность к выявлению проблем. Она обусловлена обостренным, во многом интуитивным, чувством противоречия между сложившимися представлениями о сущности какого-то явления (предмета) и имеющимися фактами, а также между свойствами различных предметов и возможностями их использования. От того, насколько учащиеся способны увидеть проблему и уяснить ее сущность, зависит успех ее решения.

Творческое мышление характеризуется и способностью к преодолению интеллектуальных трудностей. Многие ученики с развитой памятью и логическим мышлением привыкли решать сложные (но типовые задачи), не затрачивая больших усилий. Мало того, многие педагоги видят в этом проявление их одаренности. Поиск же оригинального решения требует больших усилий со стороны ученика. Если задача решена без труда, то вряд ли ее можно признать творческой. Для решения этой задачи ученик уже располагал необходимыми средствами. Творческое решение появляется после серии неудачных попыток, в условиях глубокого, полного драматизма внутриличностного конфликта, когда ученик или отказывается от решения (тогда он нуждается в помощи учителя), или в его голове неожиданно, как озарение, появляется продуктивная идея. Способность к сотрудничеству - важное для творчества качество личности. Умение сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения товарища, аргументировано критиковать свои и чужие идеи способствует выработке решения. Это связано с тем, что при формулировании сути своей идеи учащиеся лучше ее понимают. Кроме того, каждый ученик видит свой смысл в условии задачи, в своих идеях и в идеях товарища. Рассмотрение этих смыслов и их оценка позволят составить более полное представление о проблеме и о направлениях ее решения.

Опыт использования имеющихся знаний при решении проблем. Без гибких и осознанных знаний творчество невозможно. В то же время творчество можно рассматривать как средство повышения гибкости и осознанности знаний учащихся. Получается как бы замкнутый логический круг. Выход из него - постепенное приобщение учащихся к творчеству, т.е. предоставление задач, соответствующих уровню их знаний. Творческие задачи можно также рассматривать, как средство повышения способности учащихся проводить осмысление и переосмысление имеющихся представлений. Без такой способности (рефлексии) достижение высокого качества знаний невозможно.

Как компонент опыта творческой деятельности учащихся выступают все решенные им учебные творческие задачи (проблемы). Очевидно, чем больше решенных учебных проблем, тем богаче опыт учебного научного творчества. По мере накопления числа решенных творческих задач, каждый учащийся овладевает общими приемами (подходами) поиска оригинального решения, называемыми эвристическими: видение новой функции объекта, осознание структуры объекта, поиск альтернативы решения, комбинирование ранее известных способов решения (2), расширение области поиска решения; анализ и сопоставление различных вариантов решения; глубокая проработка вариантов решения; фиксация промежуточных результатов поиска и др.

Опыт технического творчества во многом определяет успех решения экспериментальных задач по физике, химии и другим школьным предметам, требующим проектирования технического устройства (выработка идеи, построение чертежа, выбор материала), а также умения работы с материалом. Вместе с тем содержание технического творчества по каждому школьному предмету имеет и свою специфику. Так, например, в опыте технического творчества по химии эта специфика проявляется в проектировании и выявлении конструкционных особенностей приборов для осуществления химических реакций в условиях школьной лаборатории.

Рассмотренные компоненты позволяют учесть содержательные, процессуальные, личностные и коммуникативные аспекты творчества и в своей совокупности определяют творческую результативность каждого учащегося.

Опыт творческой деятельности формируется у каждого учащегося в ходе решения проблем на этапе познания нового материала, а также в ходе выполнения творческих заданий и решения творческих задач на этапе совершенствования ранее полученных знаний. Однако возможности организации такой учебной деятельности учащихся предопределяются тем или иным построением программы школьного курса. Рассмотрим связанные с этим проблемы. "Учить и переучивать" или формировать у учащихся знания сразу на самом высоком теоретическом уровне?

В условиях перманентного реформирования Российской средней школы постоянно возникает вопрос об обновлении содержания образования. А так как обновление содержания (по объективным причинам) происходит медленно и эволюционно, то необходимость совершения революции рождает и революционные идеи. К таким идеям можно отнести отказ от многоуровневого изучения теоретического материала и переход к последовательному формированию у учащихся современных теоретических представлений на первых же этапах обучения тому или иному школьному предмету. Эта идея многим кажется привлекательной. Однако ее привлекательность достаточно внешняя

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Творческий процесс очень труден. Ведь творец должен трудиться над решением задачи, не зная, есть ли у этой задачи решение, не зная, сможет ли он его найти, до тех пор, пока оно не будет найдено в неосознанном виде. Немногие способны на такой духовный поиск. Не всем, кто способен на это, дарован успех. Но, если кому - либо удается решить подлинно - творческую задачу то он переживает мощный эмоциональный подъем, который А.Эйнштейн сравнивал с религиозным экстазом или влюбленностью.

Личность это человек обладающий сознанием и индивидуальностью. Интеллектальная сфера это имеющийся у человека запас знаний, а также умственный потенциал. Обученность - уровень подготовки человека, результат усвоения им того или иного материала, обучаемость - это возможности человека, эмоциональная сфера - способность к саморегуляции, рефлексии. Лабильность нервной системы - приспособляемость к ситуации, ценностно-мотивационная сфера - это направленность личности, которая выражается в терминальных и инструментальных ценностях. Терминальные ценности это цели (например, получение образования, поступление в вуз). Инструментальные ценности - это тактические ценности, позволяющие достигать цели, занимать определенные социальные роли, позиции. Именно в этих ценностях проявляется отношение человека к себе, людям, к делу, а так же нравственный и моральный облик, мировоззрение.

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач обучения. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач - это все творческие предпосылки. А сами творческие способности оказываются показателями духовных сил человека. Творческая способность - это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать новый оригинальный продукт (научное изобретение, оригинальные решение задачи и т.д.). Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творчества (объективные и субъективные стороны). Объективная сторона творчества определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта. Его результатом должно быть например, какое-либо научное открытие, изобретение и т.д. Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества. Новизна полученного продукта, состояние вдохновения, внезапность догадки могут иметь субъективный характер. Это позволяет развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить школьника в положение первооткрывателя того, что учителю уже давно известно, но ново для ученика. Другой особенностью развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы - поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что творческий мыслительный процесс связан с особым видом мышления - интуицией, которая формируется скачком. Этапы этого формирования отчетливо не выражены и ученик не может сразу рассказать о том, как он пришел к полученному решению. Этот путь остается не осознанным, а логическое обоснование интуитивной догадки приходит позднее. Теоретическую проблему или практическую задачу можно решить последовательно логическими шагами, применяя знания. Этот процесс называется дискурсивным. Часто встречаются задачи, решаемые и дискурсивно и интуитивно.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

- Ученик - первооткрыватель

- Творческие способности развиваются в деятельности

- Особый вид мышления - интуиция

- Решение задач логическими шагами - дискурсивное решение

- Эмоциональная окраска

- Проблема новизны

При организации творческого процесса должны быть реализованы два процесса:

1) надо обеспечить оптимальное соотношение между имеющейся информацией и информацией необходимой для решения проблемы. Учебной информации должно быть несколько меньше, чем это необходимо для решения проблемы.

2) занятиям необходимо придать эмоциональную окраску.

Одна из важных проблем управления творческой деятельностью - это проблема новизны. Благодаря этому учитель может создать ситуацию для возникновения творческой проблемы, решение которой возможно на основе знания школьного предмета.

ЦИКЛЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ФАКТ - ПРОБЛЕМА - ГИПОТЕЗА - ТЕОРЕТИЧСКОЕ СЛЕДСТВИЕ - ПРОБЛЕМА - ЭКСПЕРИМЕНТ - ПРАКТИКА

МОТИВАЦИЯ

Притча.

Человек шел по улице с тяжелым камнем. Прохожий спросил у него, зачем он это делает. «Я раб. Мне приказали, и я обязан нести». Другому, несущему тяжелый камень, задали тот же вопрос. Он ответил: «Мне заплатили, чтобы я его перенес. Работа тяжелая, но все таки неплохая». И у третьего человека, несущего тяжелый камень, спросили, почему он это делает. «Я строю храм», - последовал ответ.

Развитее творческих способностей неразрывно связано с положительной мотивацией обучения, формированием познавательных интересов, способностей, глубокой и прочной системой знаний, умением применять эти знания на практике. Результаты психологического тестирования показали, что у учащихся олимпиадников более ярко выражены стремление к лидерству, умение работать организовано, логическое мышление, наличие в характере духа соревнования, напористости, чем у учащихся, у которых слабо развита положительная мотивация к учебе.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Творчество - это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Как показывает практика, выявлению творческой одаренности школьника мало помогают тесты, определяющие уровень его интеллектуального развития, однако исследования проводить необходимо, например, методом креативного поля. Он основан на том, что процесс познания имеет внешний стимул только на первой стадии решения теоретической задачи или экспериментального исследования. Если ученик решение задачи воспринимает как цель, то процесс познания обрывается вместе с эти решением. Если ученик рассматривает решение задачи как средства для осуществления внешних целей, то наблюдается феномен самовыдвижения деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, что и позволяет увидеть непредвиденное. В этом случае способность к творчеству выявляется как способность осуществления познавательной деятельности. Большой вклад в формирование творческой одаренности вносят экспериментальные задачи. Самое простое экспериментальное задание дает возможность выявить тех учащихся, у которых имеются задатки исследователей.

При проведении лабораторных работ учителя часто рекомендуют ученикам выполнение работы по инструкции и многим детям это не интересно. Совсем другое отношение к себе вызывает задание, когда надо догадаться, как сделать опыт, как получить результат.

Задача развития познавательных и творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках для их реализации могут быть использованы различные формы внеурочной работы - это интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы, турниры. Развитие одаренного ученика целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего, деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным создателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы достижения цели, быть стрессоустойчивой личностью.

В последнее время в нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие - это все художественное, интуитивное, а левое - рационально - логическое. Поэтому в основу особенностей когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этими особенностями «предпочтений» восприятии, интеллектуальных операциях и личностном поведении. Основываясь на научных данных мы в своей педагогической работе стараемся учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию виде образов. Мы считаем, что необходима цикличность, т.е. лево-правополушарная гармонизация. При развитии познавательной деятельности одаренных детей целесообразно чередование рациональных и эмоциональных видов деятельности, поэтому на уроках используем здоровьесберегающие технологии, которые помогают установить равновесие между правым и левым полушарием.

При реализации образовательных установок мы должны помнить о трех типах высшей нервной деятельности (психики мышления), в соответствии с которыми можно условно обозначить три типа одаренных детей:

1) адекватный, с избирательной доминантностью (преобладанием) левого и правого полушария в соответствии с решаемой задачей.

2) левополушарный, или мыслительный с преобладанием функций левого полушария (аналитик, прагматик)

3) правополушарный - с преобладанием функций правого полушария (художник, фантаст).

И при составлении образовательных программ для одаренных детей - олимпиадников мы прежде всего отмечаем следующие умения и навыки в качестве предполагаемого результата:

1) когнитивные способности и навыки (перенос усвоенного на новый материал, установление причинно-следственных связей, нахождение нового нестандартного решения задачи, обнаружение скрытых зависимостей и связей, самостоятельный выход ученика за пределы учебной деятельности, использование альтернативных путей поиска информации, построение гипотез, умение предвидеть последствия, критичность в мышлении.

2) творческие способности (пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое, культура рефлексии и предвосхищение результата, способность находить и выражать оригинальные идеи, изобретательные порывы и богатое воображение, интерес к парадоксам, импровизация и восприятие неоднозначных идей, дивергентное мышление).

Традиционная дидактика исходит из концепции передачи уже познанного, а современная дидактика исходит их концепции развития когнитивных возможностей обучаемых в целях дальнейшего развития достигнутого. Поэтому особое место мы отводим разработке приемов активизации учебной деятельности, проблемному обучению, системе индивидуально-дифференцированных заданий творческого характера в основе которых является формирование навыков анализа условий задач, исходной поисковой ситуации, алгоритмов структурных преобразований системы данных. Практический опыт показывает, что индивидуализация интенсивности или темпа обучения недостаточны для полноценной реализации одаренных детей, поэтому необходимо составлять программы для одаренных детей, чтобы они предусматривали меру самораскрытия одаренных учащихся, второе - удовлетворяли потребности в новой информации, третья цель программы - коммуникативная адаптация. Школа должна воспитывать умение речевых взаимодействий. Четвертая цель программы - помощь в самовыражении имеется в виду прежде всего творческая направленность, способность самостоятельно производить операции выбора. И пятая цель - самопрезентация в отношениях. Отношения сами по себе являются обобщением, усвоением способов реагирования на определенные ситуации, представлением себя в позитивном виде.

Хорошие знания особенностей развития детей является ключом к познанию возможностей одаренных детей. Каждый ребенок обладает одному ему присущими особенностями, свойствами, которые создают его индивидуальность, а наша задача развить его деятельностный потенциал.







© 2010-2022