Использование страноведческого материала на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование страноведческого материала на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихсяИспользование страноведческого материала на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихсяИспользование страноведческого материала на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихсяИспользование страноведческого материала на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихсяИспользование страноведческого материала на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихсяТема выступления: «Использование страноведческого материала на уроках английского языка, как средство повышения мотиваций обучающихся»

Современные условия жизни выдвигают новые требования к изучению иностранного языка, в центре которого стоит языковая компетенция. А основным средством обучения иностранному языку является языковая среда. Но в рамках школьного образования присутствует лишь тип обучения вне языковой среды. Возможности общаться с носителями языка и получать страноведческие знания у обучающихся нашей школы нет, но информация о культуре стран изучаемого языка вызывает у детей неподдельный интерес. Несколько лет я работала над темой «Использование игровых технологий на уроках английского языка», но данная методика оказалась эффективной только в начальной школе. В среднем и старшем звене особого интереса методика не вызвала и мотивирование учащихся к общению на английском языке становится всё сложнее. Нерешительность, страх допустить ошибки, за которые в дальнейшем можно получить плохие оценки, всё это отталкивало детей от общения на языке. Известно, мотивация ученика важна для нас потому, что влияет на результативность учебной деятельности. В качестве средства повышения мотивации у обучающихся я попробовала начать внедрять в структуру урока страноведческий материал.

Основная цель обучения иностранному языку состоит в развитии личности ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации. Исходя из поставленных целей в содержание обучению страноведению на уроках английского языка включаются следующие компоненты: лингвострановедческий, включающий в себя знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение их употреблять, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы как источник национальной культурной информации; знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями о стране; текстовый материал, содержащийся в учебниках и учебный материал по страноведению и общеучебный компонент. Страноведение можно разделить на следующие аспекты: география, история, культура страны изучаемого языка. Раздел "Культура "включает в себя не только искусство, но и общественную жизнь, государственное устройство, образование, быт, национальные виды спорта, обычаи и традиции.

Существует несколько методов работы со страноведческим материалом:

Работа с географическ ими картами и календарями.

Лингвостранове дческие тексты

лингвос

трановедение

Работа с пословицами, идиоматичекими выражениями

Аутентичные письма

Работа с аутентичными объявлениями, газетами, журналами



  1. Работа с лингвострановедческими текстами. Качество обучения во многом зависит от умения учителя подобрать лингвострановедческий и страноведческий материал. Познание чужой культуры состоит в поиске различий между образцами своей и чужой культуры и осознание этой культуры. Тексты страноведческого характера занимают большое место в процессе обучения иностранному языку. Содержание таких текстов должно быть значимым для учащихся, иметь для них новизну. В понятие культуры при отборе текстов должны включаться следующие аспекты: 1. География, города-памятники. 2. Обычаи, традиции, самосознание народов. 3. Выдающиеся люди. 4. Система образования. 5. Живопись, архитектура, скульптура. 6. Классическая (народная) музыка. 7. Проза, поэзия, фольклор. 8. Памятники искусства, литературы 9. Кино, театр, СМИ, ТВ. 10.Общественные и религиозные организации, фонды. Учебники английского языка содержат материал страноведческого характера, который позволяет обеспечить реализацию социокультурного компонента, предлагая информацию о Великобритании и англоговорящих странах, но их не всегда бывает достаточно.

Например, при изучении главы «Stars and stripes» в 7 классе в учебнике практически отсутствует информация по истории страны. Во время урока некоторым ребятам из класса в соответсвии с уровнем был дан текст из истории страны, а дальше предлагалось выполнить задание. (приложение 1). По этой же теме в 5 классе дается текст по истории Америки и предложить устно ответить на вопросы, а после рассказать краткое содержание текста.(приложение 2). А для большего интереса можно самому учителю начать рассказ. Огромное количество страноведческих текстов содержат интернет ресурсы. Если позволяет техника, можно давать задания там же, это облегчает работу учителя. (приложение3)

В дальнейшем я планирую формирование специальных папок различной тематической направленности, которые будут постоянно пополняться. Это должно существенно облегчить поиски и сберечь время учителя. Уже собраны тексты разной тематики, но они не систематизированы. Подобранные актуальные и интересные материалы о жизни в этих странах, познавательные тексты, фотографии и иллюстрации делают их прекрасным дополнением к традиционным школьным учебникам с одной стороны. С другой - система дополнительных текстов призвана расширить и углубить лингвострановедческую информацию, получаемую школьниками на уроках английского языка.

  1. Работа с аутентичными письмами. В работе с письмами решаются следующие задачи: - научить правильно оформлять письмо на английском языке, правильно подписывать конверт. - научить понимать и правильно осмысливать содержание текстов. - научить выражать свое мнение на основе содержащейся в тексте информации, вести беседу, отстаивать свою точку зрения. - учить применять полученные знания в письменной форме в ситуациях, близких к реальным. Аутентичные письма отличаются от обычных текстов своим простым повседневным языком. В подборке имеются реальные письма и поздравительные открытки личного характера, что вызывает неподдельный интерес учащихся. При этом детям интересно буквально все: от изображения на марках, конвертах и открытках, заканчивая почерком, не говоря уже о содержании. Подлинность переписки является мощным средством мотивации учеников в их стремлении овладеть навыками написания писем. Например в 8 классе во время изучения темы «The place where you live» ребятам было предложено написать письмо англоговорящему другу по образцу.

  2. Работа с географическими картами и календарями. Географические карты и календари являются не только прекрасным дополнительным наглядным материалом при изучении английского языка в средних и старших классах, но и способствуют развитию зрительной памяти, логического и аналитического мышления учащихся и позволяют закреплять уже имеющиеся знания по географии. Так, работа с картой является весьма необходимой при проведении уроков в 6 классе по теме « The English World" в частности при изучении названий стран, входящих в состав Соединенного королевства, крупнейших городов, рек, других географических объектов и их расположения. Свою роль в мотивировании ребят сыграют красочные презентации и фильмы об Англии. Оригинальные календари с изображениями местных достопримечательностей и пейзажей изучаемых по теме территорий также играют свою незаменимую роль, развивая воображение учащихся. Без этих пособий не обойтись при изучении темы в 7 классе «Stars and stripes», так как заинтересовать учащихся и подключить их воображение можно только с помощью наглядного материала. Множество иллюстраций по страноведению в помощь учителю можно найти на разных сайтах.

  3. Работа с невербальными формами, пословицами, идиоматическими выражениями. По моему мнению данный вид работы самый интересный, так как дает наиболее полную картину реалий страны изучаемого языка. К примеру, при изучении темы «My house is my castle» в 5 классе, я рассказала им о том, что в Англии принято давать названия домам с целью выделить и как бы «одушевить» его. После этого урока ребятам было предложено нарисовать дом своей мечты и дать ему название. Желание дать название дому было мощным стимулом. А при изучении темы «Smart creatures» в 5 классе учащимся было рассказано о том, почему англоговорящие люди называют «белыми слонами» ненужные предметы, а сразу после этого был поставлен вопрос «А почему у нас употребляют фразу «Незваный гость хуже татарина», который заинтересовал ребят. Конечно же, не стоит называть именно это фразу если в классе присутствуют представители данной народности, что может оскорбить его. В качестве вариации можно предложить фразы «серая мышь, белая ворона». Очень заинтересовал учащихся 8 класса во время изучения темы

« A time to celebrate» рассказ о том, почему принято ставить свечки на торт именинника: оказывается, медовый торт в форме луны с тонкими свечками ставился перед алтарем Артемиды в Греции, что обозначало защиту и силу ее. После ребятам было предложено узнать почему у нас сажают на подушку. Много разных идиоматических выражений можно найти в приложениях к журналу «Иностранные языки в школе» «Мозаика».

  1. Работа с аутентичными объявлениями, газетами, журналами, открытками, бытовыми предметами, атрибутикой. Аутентичные журналы и объявления в них помогают ребятам мысленно оказаться в стране, язык которой они изучает, что в свою очередь повышает их интерес. Статьи в таких газетах довольно сложные, и давать их для изучения лучше в более старших классах. Так например во время изучения темы «A good start in life» в 10 классе изучали объявления о приеме на работу в аутентичных газетах, с целью ознакомится с требованиями работодателей и сравнить их с русскими.

Следует добавить, что при работе со страноведческим материалом особенно выделяю страноведческий справочник «English-Speaking countries», у которого имеется диск с записанным голосовым текстом в соответствии с содержанием. Все перечисленные формы введения материалов страноведческого содержания способствуют передаче школьникам англоязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают их творческие и познавательные умения, повышают и поддерживают интерес к изучению иностранного языка.





Интернет-ресурсы.

travel-club.com.ua

schoolenglish.ru

learnenglish.org.ru

festival.1september.ru.

royal.gov.uk/output/page1732.asp

Beatles.ru

e-sota.ru

1september.ru

veselova200.narod.ru/pages/metodik.htm

engtime.ru/topiki (на этом сайте кроме самих текстов, есть задания к ним)

learnenglishbest.com/new-year-in-the-united-states.html (огромное количество не только адаптированных текстов, но и фразеологизмов)

englishfan.ru/2014/04/blog-post_20.html (можно найти фразы из живой английской речи)

alleng.ru/engl-top/007.htm

iloveenglish.ru/topics/rozhdestvo/samim_bolshoj_prazdnik_v_anglii (можно найти тексты о рождестве в разных странах)

interactive-english.ru/prezentatsii/128-great-britain-velikobritaniya-angliya/ (большое количество страноведческих текстов и презентаций)

prezentacii.com/angliiskii_yazik/page/2/ (много презентаций про америку и англию)

google.ru/search?q (содержит огромное количество иллюстраций)

tonkosti.ru/ (можно найти фотографий сделанные туристами)

enchantedlearning.com/geography/flags/colors/black.shtml

woodlands-junior.kent.sch.uk/index.htm



© 2010-2022