- Преподавателю
- Иностранные языки
- Современный урок иностранного языка
Современный урок иностранного языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дробышева Н.И. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Современный урок иностранного языка
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как в отличие от других предметов он должен обеспечивать формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе определенного языкового или речевого материала. В связи с этим требованием характерными чертами урока иностранного языка являются:
-
речевая направленность;
-
функциональность;
-
ситуативность;
-
индивидуализация процесса обучения.
Но, как и уроки других учебных дисциплин, урок иностранного языка должен также реализовывать общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения.
Сегодня в отечественной методике принято выделять уроки двух типов:
а) уроки, направленные преимущественно на формирование навыков пользования языковым материалом;
б) уроки, на которых имеет место практика учащегося в речевой деятельности.
В зарубежной методике с названными типами уроков соотносятся следующие:
а) «урок - передача информации», когда учитель обучает учащихся в рамках традиционной методики и передает им определенную сумму знаний. Основной целью урока такого типа является усвоение языкового материала учащимися, а результатом - продукт: правильные высказывания учащихся в рамках определенного набора структур или воспроизведение усвоенного материала с небольшими трансформациями.
б) «урок - взаимодействие», на котором основное внимание уделяется иноязычному общению учащихся и учителя, установлению социальных отношений между отдельными учащимися и
учителем. Уроки этого типа ориентированы на процесс общения.
Урок иностранного языка, как правило, отражает основанную на том или ином методе обучающую модель, которую избрал для себя учитель или автор учебника и которой учитель должен придерживаться, чтобы обучение носило последовательный и системный характер.
Специфика урока иностранного языка проявляется в его произвольном планировании, когда учитель может варьировать компоненты урока и самостоятельно определять их последовательность. Главным требованием при планировании является умение учителя найти такую очередность этапов учебной работы на уроке, которая вызывала бы повышенную активность учащихся, способствовала их мотивации и обеспечивала бы логику урока.
Подготовленный с учетом этих требований урок должен лечь в конспект. В конспекте должны найти отражение:
-
формальная часть, к которой относятся: указание темы, цели, задач и типа урока, а также указание времени, планируемого для каждого отдельного этапа урока;
-
содержательная часть, в которой указано, что и на каком этапе делают учитель и ученики, какой учебный материал при этом используется, какую форму организации учебного процесса предполагает учитель, какая методическая / дидактическая задача решается учителем на данном этапе урока.
Время
Цель/ этап
Учебный материал
Действия учителя
Действия учеников
Формы работы
Средства
-
Анализ урока иностранного языка
Современный урок в любой образовательной области традиционно принято анализировать с точки зрения следующих его аспектов:
-
педагогического;
-
психологического;
-
методического;
-
физиолого-гигиенического.
Педагогический аспект анализа урока иностранного рассматривается через следующие позиции:
-
Педагогическое общение учителя с учащимися на уроке;
-
Учет возрастных особенностей и ценностно-ориентационной сферы учащихся данного возраста;
-
Управление социально-психологическими процессами в коллективе учащихся;
-
Соблюдение основных дидактических принципов;
-
Воспитательные, развивающие, обучающие цели и их отражение в действиях учителя;
-
Целесообразность выбора определенной формы урока и его этапов;
-
Организационные действия учителя.
Психологический аспект анализа урока иностранного языка предусматривает следующие компоненты:
-
Мотивированность речевой деятельности (наличие мотива);
-
Условия для активизации речемыслительной деятельности;
-
Эмоциональный климат урока;
-
Приемы активизации психических функций учащихся;
-
Развитие психологических механизмов мышления в процессе использования речемыслительных задач.
Методический аспект анализа урока заявляет следующие общие требования:
-
Определенность, четкость и реальность главной дидактической цели урока;
-
Грамотная психолого-дидактическая основа изучения содержания учебного материала;
-
Научно оправданный подбор форм работы и методических приемов как для урока в целом, так и для каждого его структурного элемента;
4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.
Более детально проанализировать урок с целью выявления причин (не)успеха можно также, проведя:
а) структурный анализ;
б) методический анализ.
Схема структурного анализа урока
Тема, цели, тип урока. Основные этапы урока. Введение в урок
-
Рационально ли был осуществлен этап введения учащихся в урок (организационный момент)? Имел ли он мобилизующее начало?
-
Внимание учащихся было привлечено через:
а) условия, способствующие данной задаче;
б) средства, которыми пользовался учитель, чтобы сосредоточить внимание учащихся на начавшейся в классе работе.
Проверка домашнего задания
-
Сколько времени затрачено на проверку домашнего задания?
-
Каков характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий) и его посильность?
-
Грамотно ли сформулированы вопросы? Стимулируют ли они мыслительную деятельность учащихся (синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование) или ориентированы на простое воспроизведение?
-
Рационально ли организована проверка домашнего задания?
Изучение нового материала
-
Какие образовательные и воспитательные задачи были поставлены при изучении нового материала?
-
Сколько времени заняло изучение нового материала?
-
Какие источники знаний использовались при изучении нового материала (книга, схема, слово учителя и т. д.)?
-
Научность, доступность изложения, коммуникативная направленность изучаемого материала.
-
Какие методы были использованы, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся..
-
Какие условия были созданы в целях повышения активности учащихся, их инициативы, самостоятельности?
Закрепление
-
Сколько времени заняло закрепление?
-
Стимулировало ли оно активную познавательную деятельность учащихся, повышало ли эффективность обучения и воспитания?
-
Как учитель проверил усвоение учащимися понятий? Какие были организованы упражнения для закрепления воспринятого материала? Способствовали ли они формированию умений по теме
урока?
Контроль
-
Характер проверки знаний учащихся учителем.
-
Виды проверки.
-
Объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.
Домашнее задание
-
Как учащиеся восприняли домашнее задание (радость, равнодушие, интерес, нежелание, любознательность)?
-
Является ли домашнее задание рациональным (по форме, по содержанию, по затраченному на него времени)?
Итог урока
-
Решены ли на уроке поставленные цели?
-
Соответствует ли методика подведения итогов урока типу урока?
Схема методического анализа урока
-
Соответствует ли логика урока его цели?
-
Отмечается ли логичность и последовательность упражнений и этапов урока в целом?
-
Какие виды учебных заданий использовались на уроке, их количественное соотношение: тренировочные, частично-поисковые, творческие; упражнения в развиваемом виде речевой деятельности / языковом аспекте и другие упражнения; языковые и речевые упражнения; упражнения с опорами и без них и т. п.? Какие из них заслуживают положительной оценки?
-
Какие функции выполняли задания: обучающие, развивающие, контролирующие?
-
Какие методические приемы, используемые учителем, заслуживают положительной оценки?
-
Правильно ли распределено на уроке время, отведенное на речь учителя и учащихся, время выполнения каждого упражнения?
-
Присуща ли уроку целостность и динамичность?
-
Характеризует ли урок содержательность и воспитательная ценность?
-
Какова степень эффективности обучающей деятельности учителя: наличие четких установок, умелое использование опор, ТСО и наглядных пособий, различных организационных форм обучения; умение держать себя, владеть голосом и т. д.
-
Удалось ли учителю установить контакт с детьми, успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуацию успеха, реализовать идею сотрудничества?
Анализ проведенного урока учителем
Предполагается рассмотрение следующих позиций:
-
Место данного урока в системе уроков по изучаемой теме.
-
Обоснование целей урока.
-
Характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока.
-
Психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий, выполненных учащимися на уроке.
-
Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям, задачам и содержанию урока.
-
Связность в планировании этапов урока.
-
Меры, намеченные учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.
Анализ проведенного урока проверяющим
1. Анализ целей урока.
Правильность и обоснованность формулировки целей и учебно-методических задач урока с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Оценка степени достижения поставленных целей.
2. Анализ структуры и организации урока.
Соответствие структуры урока его целям. Логичность и последовательность этапов урока. Правильность распределения времени на уроке. Адекватность выбора форм обучения. Личностная ориентированность учителя в организации процесса обучения. Целостность и динамичность урока. Наличие конспекта / плана урока и организация его выполнения учителем.
3. Анализ содержания урока.
Соответствие содержания урока целям изучения иностранного языка в школе на соответствующем этапе обучения. Тематика содержания учебных материалов. Целевая направленность учебного материала: ориентация на формирование иноязычных речевых умений в различных видах речевой деятельности; ориентация на овладение учащимися аспектами языка; комплексные цели урока. Целесообразность выбранного режима работы. Использование речемыслительных задач разного уровня проблемности для развития механизмов мышления. Актуализация опорных знаний. Связь нового с ранее изученным. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер учебных заданий, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса. Наличие социокультурного контекста в содержании обучения. Степень аутентичности учебного материала.
4. Анализ методики проведения урока.
Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса. Соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Коммуникативный характер учебных заданий. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения (соответствие отобранного материала и упражнений уровню подготовки и возрасту учащихся, их психологическим особенностям и интересам). Степень эффективности обучающей деятельности учителя: наличие четких установок, умелое использование опор, ТСО и наглядных пособий, различных организационных форм обучения; умение держать себя, говорить выразительно, владеть голосом и т. п.
5. Анализ деятельности учащихся на уроке.
Активность класса, работоспособность класса на разных этапах урока. Внимание, интерес к предмету. Качество знаний, умений и навыков. Степень сформированности умений иноязычного общения. Степень сформированности общеучебных умений и навыков самостоятельной работы. Дисциплинированность класса.
6. Кроме перечисленных выше объектов анализа проверяющий также оценивает в учителе иностранного языка предметные качества (языковую и социокультурную компетенцию) и педагогические качества (культуру речи, общую эрудицию, эмоциональность, стиль отношений с учащимися, педагогический такт).