ММО учителей иностранного языка «Моя проектная деятельность»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « Самоцветская средняя общеобразовательная школа »













ММО учителей иностранного языка

«Моя проектная деятельность».








Подготовила:

Баянкина Вера Михайловна,

учитель иностранного языка

высшей квалификационной

категории.













Самоцвет, 2014


Уважаемые коллеги! На сегодняшнем заседании методического объединения мне бы хотелось поделиться с вами опытом работы с использованием проектной методики на уроках и во внеурочное время.

Иностранный язык это та сфера в образовании, которая в условиях современного развития общества является важнейшей составляющей хорошо образованного, культурного и компетентного во многих отношениях человека. Поэтому именно сейчас от нас, учителей очень многое зависит в плане развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить, работать и управлять своей деятельностью. Мы должны идти в ногу со временем и внедрять в учебный процесс новые технологии, которые могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников.

Одной из таких технологий является проектная методика. Она способствует организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время, а также стимулирует познавательный и творческий исследовательский процесс в обучении. К тому же это такая организационная форма работы, которая, в отличие от занятия или учебного мероприятия, может проводиться в форме игры, где учащиеся-партнёры имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, имеющей значение для всех участников проекта.

В процессе работы над проектом английский язык выступает не только в роли средства, с помощью которого учащиеся получают нужную им информацию, но и как способ общения друг с другом.

Используя данную технологию, я убедилась, что проектная методика как способ организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, может быть использована на любом этапе обучения. Это зависит от того, насколько сформированы у учащихся коммуникативные умения и навыки. На уроках это могут быть мини-проекты, например: «Что бы ты хотел посетить в Лондоне?» - составление диалога в парах или группах, мини-сочинение «Моя семья». Иногда ребята предлагают свои темы для мини- проектов.

Так, на начальном этапе обучения это могут быть творческие проекты. Ребята делают пособия в виде рисунков и поделок к урокам и т.д. Например, к урокам учащиеся готовят рисунки для изучения новых слов по различным темам: животные, зоопарк, семья, и т. д.

В 5, 6 классе использую это краткосрочные проекты, то есть такие, которые готовятся в процессе 2-3 уроков. Здесь я координирую этапы работы над проектом, слежу, направляю и контролирую работу его участников. Если возникает такая необходимость, то организую отдельные этапы проекта, а также деятельность отдельных учащихся.

Информационные проекты носят, с моей точки зрения, наиболее познавательный характер и способствуют развитию творческого и исследовательского интереса учащихся. При их реализации учащиеся собирают определённую информацию о каком-либо объекте. Например, изучив тему «Животные», ребята собирают дополнительную информацию о своих домашних животных, готовят презентацию и выступают сначала в классе, затем на школьной конференции, перед родителями. Тема «Семья», как правило, также представляет интерес для учащихся. При выполнении проектов о семье реализуются не только знания по английскому языку, но и социальные приоритеты детей.

Выбор тематики проектов бывает различным в разных ситуациях. В одних случаях я определяю её с учётом ситуации в рамках тем пройденных уроков. При этом я уделяю внимание естественным интересам и способностям учащихся. В других - тематику проектов предлагают сами ученики, которые ориентируются на свои собственные интересы. Особенно такие проекты предназначаются для внеурочной деятельности.

Начиная с пятого класса, с учётом полученных знаний и коммуникативных умений и навыков учащимися, а также внедрению в обучение компьютерных технологий, школьники учатся отбирать нужную информацию из разных источников, анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания в соответствии с поставленной задачей. Они уже самостоятельно выявляют проблемы в окружающей действительности, выдвигают обоснованные гипотезы и ищут пути их решения. Школьники учатся делать не просто выводы, но и аргументировать их. Работая в коллективе, они решают познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли. Они учатся владеть искусством и культурой коммуникации. Учащиеся работают уже над более продолжительными проектами (средней продолжительности и долгосрочными до нескольких месяцев). К примеру, проект «Путешествие в Мезозойскую эру- причины гибели динозавров», над которым двое учеников 5 класса работали два месяца, был представлен на муниципальной научно-практической конференции и занял первое место.

В работе над проектом использовались методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Я помогала ученикам определить цели исследовательской деятельности и выдвинуть проблемы предстоящей работы, определить задачи. После этого учащиеся сформулировали гипотезу. В процессе разработки проекта мы вместе с ребятами уточняли выявленные проблемы, продумывали и затем выбирали тот способ сбора и обработки необходимого материала, который наиболее приемлем для их возраста. Затем происходила собственно обработка и анализ полученных результатов, подготовка презентации, обсуждение возможного применения полученных результатов.

В процессе работы с использованием проектной методики я убедилась, что этот метод обучения учащихся очень привлекателен, потому что он способствует не только получению учащимися собственно знаний, но и способствует тому, чтобы они приобретали эти знания самостоятельно, умели ими пользоваться для решения познавательных и практических задач. Кроме того, проектная методика актуальна для приобретения коммуникативных навыков и умений, таких как работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.).

Большую значимость для развития человека имеет умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Всему этому тоже учатся школьники, работая над созданием проектов. И если, оканчивая школу, ученик приобрёл подобные умения и навыки, то он, несомненно, будет более приспособлен к жизни, так как сумеет адаптироваться к различным условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.

.Если говорить о структурировании проекта, то следует сказать о том, что очень важно соблюдать всю последовательность в его выполнении. Начинать следует всегда с выбора темы, типа проекта и количества его участников. С помощью наводящих вопросов помогаю ученикам самим сформулировать проблему. Следующим важным шагом является распределение задач между участниками проекта, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации. В процессе самостоятельной работы учащихся над проектом я постоянно провожу промежуточные обсуждения полученных данных с участниками проекта.

По моим наблюдениям самым интересным этапом для участников проектов является их защита. Она проходит, как правило, в атмосфере праздника, так как ребята находятся на высоком эмоциональном подъёме, чувствуют ответственность друг перед другом, перед учителем и аудиторией, где они выступают. Им очень важно доказать, что та кропотливая подчас работа проделана ими не зря, что она представляет интерес не только для них самих, но и для других учащихся, а также для их родителей, что не менее ценно. Следует отметить, что при подготовке проекта родители проявили большую заинтересованность. По возможности старались помочь своим детям. Хотелось бы выразить слова благодарности Климиной .Е.А. и Алексеевой О.В. за неравнодушие, за помощь, которую они оказали своим детям.

Несомненно, оценка жюри имеет самое большое значение для учащихся. Но как учитель могу сказать, что важен не только итоговый балл, но и сам процесс выполнения работы. Ребята были очень активны, часто возникали споры и обсуждения, но они в силу разных характеров взаимодополняли друг друга. При подготовке защиты обращала внимание на умение учащихся аргументировать свои заключения, а также отвечать на вопросы, которые, возможно, зададут им в процессе защиты.

Говоря о презентации исследовательских и информационных проектов, хочется отметить тот факт, что наиболее предпочитаемым способом представления своих работ для учеников являются мультимедийные средства. Использование компьютера облегчает оформление проектов, экономит время и способствует повышению интереса к презентации работ. Сам процесс презентации не утомляет, он вносит разнообразие в представляемые учащимися к защите проекты.

Для учащихся 3 - 6 классов я веду кружок английского языка, и в конце учебного года мы подводим итоги своей работы: ставим сценку, исполняем песни, показываем презентации и обязательно с приглашением родителей.

Таким образом, использование проектной методики на уроках и во внеурочное время позволяет не только повышать качество знаний учащихся, но и соблюдать деятельностный характер обучения иностранному языку, делать процесс обучения интересным и увлекательным.


© 2010-2022