- Преподавателю
- Иностранные языки
- Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательное чтение на английском языке (5-9 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательное чтение на английском языке (5-9 классы)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клименченко Е.Н. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, целостный и холистичный характер. Приобщение к культуре стран изучаемого языка, несомненно, происходит и через знакомство с лучшими образцами классической и современной литературы.
Художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой личности. В художественной литературе заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные ценности. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали. Художественная литература оперирует такими жизненно важными понятиями, как истина, правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны, чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления. С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый положительный эффект на современных детей и подростков - учит их сопереживать, сострадать, верить в добро, надеяться на лучшее.
Чтение художественной литературы на иностранном (в частности - на английском) языке позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и пассивный запас слов, приумножить как лингвистические, так и общекультурные знания. Чтение на английском языке способствует осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям.
Использование при обучении английскому языку книг для чтения способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей, формированию общеучебных умений и навыков. Новоприобретенные языковые и социокультурные знания и умения способны значительно повысить уровень мотивации учащихся и помочь им почувствовать себя более уверенно в пользовании английским языком - независимо от их уровня языковой подготовки.
При погружении в мир художественной литературы читатели переносятся в другую страну, другую эпоху. Школьники сопоставляют себя с кем-то из персонажей книги для чтения, переживают его судьбу как свою собственную. Учащихся, выбирающих художественные произведения для чтения, в первую очередь привлекают захватывающий сюжет, необычные персонажи, неожиданная развязка.
Данная программа «Увлекательное чтение на английском языке» разработана как программа внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений: средних общеобразовательных школ, гимназий, школ с углублённым изучением английского языка, - увлечённых чтением художественной литературы зарубежных писателей на английском языке, желающих пополнить свой словарный запас и общий фонд лингвокультурологических знаний. Возраст обучающихся - 10-15 лет. Срок реализации программы - 5 лет. Программа опирается на те знания, навыки и умения учащихся, которые были получены ими в процессе изучения английского языка в урочное время. К тому же, программа учитывает тот факт, что дети среднего школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному развитию и духовно-нравственному воспитанию.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Одно занятие рассчитано на 1 академический час. Программа написана из расчёта 1 книга для чтения на учебный год. Рекомендуемая форма организации внеурочной деятельности: английский клуб. В рамках реализации программы возможны следующие виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, проектная деятельность, игровая деятельность. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётного проекта, который позволит определить общую идею прочитанной книги для чтения, осветить точки зрения учащихся на произведение, персонажей и основные сюжетные линии.
Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Использование при изучении английского языка предлагаемых книг для чтения полностью отвечает требованиям как современной системы обучения английскому языку в России, так и Совета Европы в области преподавания иностранных языков.
Новизна данной программы состоит в комплексном подходе к обучению, который позволяет развить не только умения в чтении, но и в других видах речевой деятельности. Наличие такого компонента, входящего в состав, как аудиоприложение, позволит сделать занятия интегрированными, увлекательными, мотивирующими к дальнейшему, в том числе самостоятельному изучению английского языка и чтению художественной литературы.
Цель и задачи программы
Основная цель программы «Увлекательное чтение на английском языке» заключается в системном (с 5 по 9 класс) развитии у учащихся основной школы умений чтения англоязычных литературных текстов в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному общению.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные цели/задачи:
-
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
-
повысить общий уровень владения английским языком;
-
развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности;
-
формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокультурной ситуации;
-
более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;
-
расширить возможности социализации учащихся;
-
обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:
Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
1) В области чтения: развивать у учащихся умения эффективного чтения на английском языке. Для этого в книгах для чтения есть задания на развитие умений ознакомительного, поискового и изучающего чтения. В процессе работы над текстом важно обратить внимание школьников на использование не только литературного языка, но и разговорного английского языка в различных сферах жизнедеятельности и коммуникации.
2) В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с учетом организации аудирования на занятиях по чтению литературных произведений как одного из основных видов речевой деятельности. Учащимся предлагаются музыкально и художественно оформленные аудиозаписи книги для чтения как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных форм тестов и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений на основе аргументированных личных мнений.
3) В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний. Например, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, давать краткую характеристику персонажей, описывать события, явления, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, воспроизвести текст в форме пересказа.
4) В области письма: обучать школьников различным стилям, жанрам и формам письменных высказываний на основе прочитанного литературного произведения, прослушанных аудиотекстов, предложенных образцов и моделей или по плану.
5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
6) В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные навыки посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов, посвящённых реальным жизненным ситуациям и культурно-историческим событиям, имеющим место в литературных произведениях.
7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур.
8) В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. После прочтения книги для итоговой оценки знаний учащимся предлагается выполнить групповой проект с использованием всех видов речевой деятельности.
Метапредметные задачи:
-
Развивать у учащихся навыки логически правильного изложения содержания прочитанного.
-
Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.
-
Развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
-
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
-
Учить анализировать литературные произведения, вырабатывать собственное отношение к ним.
-
Научить высказывать своё мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету.
-
Научить корректно отстаивать/оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную.
-
Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.
-
Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения и ролевых игр.
-
Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ.
-
Развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы.
Личностные задачи:
-
Воспитывать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям.
-
Интегрировать личность учащихся в мировую культуру.
-
Организовывать анализ прочитанного произведения на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом).
-
Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться.
-
Формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка с целью самостоятельного приобщения к образцам англоязычной художественной литературы, самосовершенствования и дальнейшей самореализации.
-
Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию.
-
Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
-
Формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
-
Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.
Формы проведения занятия
-
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
-
Самостоятельная работа.
-
Работа в парах.
-
Коллективные обсуждения и дискуссии.
-
Групповая работа над проектами.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности
-
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
-
Устные выступления по заданным темам.
-
Тестовые задания.
-
Итоговый проект. Презентация группового проекта.
-
Читательская конференция с участием родителей учащихся.
Календарный план, содержание обучения и
основные виды учебной деятельности: 5-9 классы
Этап обучения
Возраст учащихся
Уровень владения английским языком*
Рекомендуемые издания
Кол-во часов в год (в полугодие)
5 класс
10-12 лет
A1 beginner
Jack and the Beanstalk
34
6 класс
11-13 лет
A2 elementary
Alice's Adventures in Wonderland
34
7 класс
12-14 лет
A2+ elementary+
Peter Pan
34
8 класс
13-15 лет
B1 pre-intermediate
The Canterville Ghost
34
9 класс
14-15 лет
B1+ low intermediate
Pygmalion
34
*согласно ФГОС основного общего образования и общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (The Common European Framework)
Данная программа создана с расчётом использования 1 книги для чтения на учебный год.
Учебно-методическое обеспечение программы
Каждый комплект включает:
-
Книгу для чтения
-
Аудиоприложение
На работу с одной книгой для чтения отводится 34 учебных часа/урока/занятия.
Книга для чтения содержит:
-
биографию автора
-
задание на чтение с пониманием выборочной информации (после знакомства с биографией писателя)
-
историю создания произведения и краткое содержание
-
сюжет
-
описания персонажей книги
-
8 глав
-
упражнения для выполнения на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы над главой
-
словарь в картинках
-
сценарий пьесы
Календарный план работы с книгой для чтения
1-3 уроки - вводные: знакомство с биографией писателя, кратким содержанием книги, сюжетом, героями произведения - с помощью картинок и кратких характеристик.
4-30 уроки посвящены работе над восемью главами книги. Книги для чтения (readers) удобно и чётко структурированы: один разворот книги соответствует одной главе. Расположенные в конце задания также организованы по главам, что делает работу с книгой доступной и понятной.
31-34 уроки - заключительные: выполнение итогового проекта, отражающего не только знание сюжета и характеристику основных персонажей, но включающего также личностное отношение учащихся к прочитанной книге, героям, сюжету. При работе над проектом могут быть использованы картинки из словаря и рисунки персонажей в начале книги.
Основные виды речевой деятельности при работе над главой книги для чтения
1) На дотекстовом этапе:
- прогнозирование сюжета эпизода, времени и места событий по иллюстрациям и заголовку;
- говорение: краткое монологическое высказывание (о чём будет глава/книга, кто герои произведения, какое время года) с выражением и аргументацией своей точки зрения;
- семантизация новой активной лексики с использованием словаря в картинках.
2) Текстовый этап / этап слушания:
- аудирование: на понимание основного содержания аудиотекста и на понимание запрашиваемой информации;
- чтение: с пониманием основного содержания эпизода и с выделением заданной информации;
- письмо: написание кратких ответов на вопросы;
- говорение: монологические высказывания при ответах на поставленные вопросы;
- лексика: нахождение в тексте синонимов, антонимов, определение слов по дефинициям;
- грамматика: составление грамматически правильных конструкций из предложенных слов.
3) На послетекстовом этапе:
- говорение: обсуждения в парах и в группах, дискуссии, описание персонажей; разыгрывание эпизодов по ролям.
Условия реализации программы и
планируемые результаты обучения
В основу программы «Увлекательное чтение на английском языке» положены системно-деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении английскому языку - главенствующие принципы, согласно основным идеям и положениям ФГОС основного общего образования.
Работа с книгами для чтения предполагает как чтение лучших образцов художественной литературы, так и развитие лексико-грамматических навыков и умений во всех видах речевой деятельности с помощью разработанной системы упражнений. В основе программы лежат следующие принципы:
-
интеграция всех видов речевой деятельности;
-
коммуникативная направленность заданий;
-
контекстуальное введение лексики;
-
тематика предложенных материалов для чтения соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Дифференциация обучения по данной программе заключается в частности в том, что у учителя и учащихся всегда есть выбор, т.к. задания, включённые в книги можно выполнять в разном порядке, пропускать, дополнять - с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, данных педагогической диагностики. Проектные работы также предполагают большую свободу со стороны учащихся и учителя. Учитель, использует часы, выделенные на внеурочную деятельность по своему усмотрению, например, на постановку спектакля по прочитанной книге.
Занятия по программе «Увлекательное чтение на английском языке» строятся в соответствии с основными методическими принципами преподавания английского языка в школе: сознательности и активности, постоянного речевого взаимодействия, сочетания репродуктивных и продуктивных видов речевой деятельности, наглядности, последовательности, посильности, прочности, научности, доступности.
Художественные тексты литературных произведений способствуют формированию и развитию умений в разных видах чтения и служат основой для дальнейшего формирования умений устной и письменной речи. В программу обучения включены дискуссии, обсуждения, диспуты, которые развивают разговорные умения школьников, в том числе неподготовленные высказывания с опорой на личные мнения, суждения, ценностные ориентации. Подготовка и презентация проектов после прочтения произведения даёт большие возможности для развития творческого потенциала, креативности, воображения учащихся. Важен воспитательный момент: в процессе коммуникации на основе прочитанной книги у учащихся формируются нравственные и моральные ценности.
В рамках реализации программы «Увлекательное чтение на английском языке» учащиеся в соответствии с полученными языковыми и социокультурными знаниями, коммуникативными умениями смогут:
-
эффективно работать в паре, группе, команде, вместе находить решения поставленной проблемы;
-
свободно высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме, доказывать и отстаивать её, в то же время, принимая другие мнения;
-
разрабатывать проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в их устных презентациях.
Занятия по программе «Увлекательное чтение на английском языке» проходят в кабинете английского языка, оснащённом необходимым оборудованием: компьютер+колонки, мультимедийный проектор, экран, МФУ, языковая лаборатория.
Список рекомендуемой литературы
1. Теоретические источники и интернет-ресурсы (для учителя)
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
-
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.
-
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
-
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 59 с.
-
Федеральный портал Российское образование edu.ru/ - нормативные документы, программы элективных курсов.
2. Книги для чтения (для учителя и учащихся)
-
Jack and the Beanstalk. - Express Publishing.
-
Alice's Adventures in Wonderland. - Express Publishing.
-
Peter Pan. - Express Publishing.
-
The Canterville Ghost. - Express Publishing.
-
Pygmalion. - Express Publishing.