Роль современной игрушки в развитии ребёнка дошкольного возраста

Игра и игрушка, по мнению ученых, важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка - культурное орудие, посредством которого передается состояние современной культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями и ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ « ЦРР д\с «Василёк»

Г.Абакан, Б.Хмельницкого,158

Т.22-24-72

Воспитатель Ежова Н.В


Роль современной игрушки в развитии ребёнка дошкольного возраста.


Игра и игрушка, по мнению ученых, важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка - культурное орудие, посредством которого передается состояние современной культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями и страхами. Таковы ли современные игрушки? Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Игрушка, изготовленная по западным образцам, не оставляет места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Современные игры и игрушки в своем подавляющем большинстве есть, антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству.

Обзор современных игр и игрушек свидетельствуют об очевидны трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, приобретении финансовой независимости любой ценой. Во-вторых, вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации - мотивом смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и пр. Именно

эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств - не без помощи средств массовой информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки: трансформеры, куклы - киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им. Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем - игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать «мудрые» игрушки. Большинство из них не продаются в обычных детских магазинах. Они изготавливаются в ручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности, - не большой тираж, полуручной способ изготовления.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних передач с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

© 2010-2022