- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа внеурочной деятельности для учащихся 9-11 классов «Английский язык в мире»
Программа внеурочной деятельности для учащихся 9-11 классов «Английский язык в мире»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тазиева Г.З. |
Дата | 05.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тазиева Гульназ Загретдиновна, учитель английского языка МБОУ Кучуковская СОШ Агрызского районаРТ
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Английский язык в мире»
(для учащихся 9-11 классов)
Введение
Внеурочная деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях осуществления ФГОС
Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Задачи внеурочной деятельности:
-
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
-
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
-
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
-
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
-
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
-
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
-
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
-
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
-
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
-
Организация информационной поддержки учащихся.
-
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
-
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
-
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
-
опора на ценности воспитательной системы школы;
-
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
10) научно- исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты:
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект - это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах - разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят.
Роль внеурочной деятельности по иностранным языкам.
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования. Правильный выбор познавательного материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования.
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане. Всё вышеизложенное можно эффективно реализовать путём организации внеурочной деятельности.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант проекта организации внеурочной деятельности учащихся старших классов.
Направленность: интеллектуально-познавательная.
Актуальность
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны, будут вести и профориентационную работу.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами, работа с интернетом, работа с научными и статистическими материалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Цель и задачи
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства - через диалог российской и англоязычной культур, вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
Также в качестве целей можно выделить:
-
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
-
культуроведческое развитие
-
расширение кругозора учащихся;
-
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку;
-
развитие умений самообразования, творческого поиска;
-
развитие умений оценивать отстаивать свою точку зрения
-
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
-
дать учащимся направление при выборе будущей профессии
-
усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ
Задачи:
Обучающие:
-
знакомство с языковой картой мира и англоязычными странами;
-
изучение нового научного материала;
-
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
-
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
-
совершенствование навыков разговорной речи;
-
формирование потребности самовыражения
-
развитие творческих способностей;
-
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
-
помощь ребёнку в формировании мировоззрения
-
развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов
Воспитывающие:
-
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
-
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
-
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Возраст учащихся
Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися, интересующимися языками и научно- исследовательской деятельностью, 16-17лет в группе из 10-15человек.
Сроки реализации
Данная образовательная программа рассчитана на 1 год и включает в себя все основные факты из истории английского языка, информацию о его диалектах, структуре и роли современном мире.
Формы и режим занятий
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. Программа также предусматривает вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
-
занятие;
-
занятие-путешествие;
-
дискуссия;
-
тестирование;
-
защита творческих работ и проектов;
-
онлайн-экскурсия;
-
итоговое занятие;
-
самопрезентации.
-
научно-практическая конференция
Режим занятий:
Обучение будет происходить в течение 1 года - 35 часов в году по 1 часу в неделю;
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности, уважения к английскому языку и развивается желание и более глубокая мотивация к изучению данного языка, к использованию этого языка в своей дальнейшей профессиональной деятельности, к занятию научно-исследовательской деятельностью, расширяется кругозор.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
-
особенности культуры и общественно-экономических отношений стран мира;
-
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
-
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
-
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
-
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
-
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
-
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
-
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
участвовать в этикетном диалоге и дискуссиях, вести научно-исследовательскую работу.
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является организация ученической научно-практической конференции. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по изученным темам. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, в научно-исследовательскую деятельность, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада (сообщения), но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильной интонации, простоты, научности, доступности, четкости.
С полученными знаниями и своими работами дети также могут участвовать в различных конкурсах и мероприятиях, опубликовать свои работы в сборника.
В работе занятий предусматривается использования научных и художественных материалов как на русском, так и на английском языках.
Материально-техническое обеспечение: компьютерная техника, мультимедийная система, аудиосредства, канцелярские принадлежности, интернет-ресурсы, энциклопедии, словари.
№ | Тема | кол-во часов | Формы работы, виды деятельности учащихся | Формируемые умения | Дата |
| |||||||
план | факт |
| |||||||||||
1 | Вводное занятие. Языковая картина мира | 1ч. | вводное занятие компьютерное тестирование создание презентации | Развитие умения вести обсуждение Умения проверять и оценивать свои знания умение излагать результаты своих знаний в форме презентации |
|
| |||||||
2 | Язык - как основное средство вербализации окружающего мира | 1ч | обобщение информации оформление постеров работа с электронными источниками информации | Развитие интереса к изучению языков |
|
| |||||||
3 | Английский язык в мире. | 1ч | презентация | Формирование лингвострановедческих знаний через поиск нового материала, обобщение и интегрирование знаний
|
|
| |||||||
4 | Английский язык - один из языков международного общения. Английский язык - один из шести официальных языков ООН | 1ч | повторение материала создание слайд-шоу чтение информационного текста
| Развитие умения понимать англоязычные тексты Развитие умения создания слайд-шоу |
|
| |||||||
5 | Исторические предпосылки приобретения английским языком статуса международного | 1ч. | занятие исторический экскурс | Развитие у детей этикетной функции общения на русском и английском языках, диалогическая речь. |
|
| |||||||
6 | Технологические предпосылки приобретения английским языком статуса международного. | 1ч. | аудирование подготовка к выступление во внеклассном мероприятии рамках декады обществознания
| Развитие у детей умений слушать иноязычную научную речь, понимать основные моменты, применять свои знания. |
|
| |||||||
7 | Информационные предпосылки приобретения английским языком статуса международного | 1ч
| чтение текста ролевая игра составление диалогов
| Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся |
|
| |||||||
8 | Лингвистические предпосылки приобретения английским языком статуса международного | 1ч | повторение пройденного научного материала. работа с новым аудиоматериалом. | Формирование потенциального научных знаний. |
|
| |||||||
9 | Основные варианты английского языка | 1ч | ролевая игра дискуссия | Развитие диалогической речи |
|
| |||||||
10 | Британский английский | 1ч | Работа со стихами, песнями, рифмовками | Формирование фонетических навыков |
|
| |||||||
11 | История становления английского языка в Великобритании | 1ч | работа с видеоматериалом, интернетом и научными материалами
| Развитие мотивации учащихся к занятию научной работой |
|
| |||||||
12 | Английский в Шотландии
| 1ч | тестирование презентация творческих работ проект | Познакомить детей с социокультурными особенностями Шотландии |
|
| |||||||
13 | Английский в Ирландии | 1ч | онлайн экскурсия самопрезентации просмотр видеофильма | Развитие у детей навыков составления исследовательских презентаций |
|
| |||||||
14 | Американский английский | 1ч | работа со статистическим материалом | Расширение у учащихся опыта самостоятельной работы с готовым материалом. |
|
| |||||||
15 | Формирование английского языка в США
| 1ч | Работа с текстом, с энциклопедиями создание проекта | Развитие исторических и лингвострановедческих знаний |
|
| |||||||
16 | Лексические расхождения американского и британского вариантов английского языка
| 1ч | Работа в группах презентация дискуссия | Развитие интереса к изучению англ.яз. |
|
| |||||||
17 | Канадский вариант английского языка | 1ч | тестирование онлайн экскурсия презентация | Развитие устной диалогической речи и навыков поискового чтения и аудирования |
|
| |||||||
18 | Австралийский вариант английского языка | 1ч | фонетические упражнения просмотр видеофильма викторина
| Развитие навыков поведения в коллективе через проведение коллективных дискуссий. |
|
| |||||||
19 | Новозеландский вариант английского языка. | 1ч | знакомство с фонетическими особенностями творческая работа сбор материала | Формирование социокультурной адаптации, развитие толерантности. |
|
| |||||||
20 | Англоговорящие страны | 1ч | составление проекта. | Развитие личности ребёнка, навыков работы в коллективе.
|
|
| |||||||
21 | Современное состояние английского языка как полинационального | 1ч | Работа с накопленным запасом слов групповая работа практическая работа
| Развитие навыков поведения в коллективе через проведение групповой работы. подготовка учащихся к эффективной творческой самореализации |
|
| |||||||
22 | Станет ли английский глобальным языком?. | 1ч | изготовление коллажа исследовательская работа просмотр и обсуждение видеофильма | Развитие творческих и исследовательских способностей детей в ходе подготовки коллажа |
|
| |||||||
23 | Лексико-семантическая система английского языка | 1ч | создание учебной таблицы лексические игры | Развитие интереса к изучению англ.яз. через проведение игр и совместных творческих работ |
|
| |||||||
24 | Наиболее распространённый в мире английский сленг | 1ч | создание проекта презентация просмотр и обсуждение видеофильма
| Расширение представлений детей о сленге, разговорном английском через ознакомление их с аудио и видеоматериалами |
|
| |||||||
25 | Статистика английского языка
| 1ч | викторина творческая работа по оформлению статистических данных, сбор материала | Развитие исследовательских способностей детей в ходе подготовки статистического отчёта |
|
| |||||||
26 | Взаимодействие русского и английского языков в современной России… | 1ч | работа с электронными источниками информации, словарями и энциклопедиями. | Лингвокульруроведческое развитие учащихся |
|
| |||||||
27 | Влияние английского языка на другие языки. Заимствования. | 1ч | работа с лексикой создание альбома | Развитие воображения и логического мышления |
|
| |||||||
28 | Английский язык как инструмент вестернизации | 1ч | повторение презентация по теме | Знакомство с культурой страны изучаемого языка. Сопоставление с культурой России. |
|
| |||||||
29 | Профессии, связанные с английским языком | 1ч | проект презентация экскурс | Развитие учащихся в профориентационном направлении |
|
| |||||||
30 | Английский язык в сфере бизнеса
| 1ч | дискуссия тестирование защита творческих работ | Развитие умения использовать английский язык в сфере бизнеса, знаний о его роли в сфере бизнеса
|
|
| |||||||
31 | Сферы деятельности, где наиболее использованы английские термины
| 1ч | презентация по теме | Знакомство с современным миром профессий |
|
| |||||||
32 | Особенности распространения английского языка в компьютерном мировом пространстве
| 1ч | Презентация по теме | Развитие компьютерной грамотности |
|
| |||||||
33 | Вы не поверите ( Интересные факты об английском языке) | 1ч | защита проектов экскурс подготовка к научно-практической конференции | Развитие личности ребёнка, его интереса к иностранному языку, как социокультурному понятию |
|
| |||||||
34 | Роль глобализации в процессе развития английского языка | 1ч | Презентация по теме | Знакомство с термином «глобализация» |
|
| |||||||
35 | Подведение итогов Научно-практическая конференция | 1ч | выступления с научно-практическими работами | Развитие умения грамотно и научно излагать результаты своей деятельности. |
|
|
Заключение.
Таким образом, внеурочная деятельность в современной является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеурочной деятельности по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеурочная деятельность по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования.
Данная программа внеурочной деятельности ориентировано, прежде всего, на содержание материала, который не входит в общеобразовательные программы, но является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала. Программа ещё интересна своим метапредметным и интегративным характером.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Внеурочная работа, Рос. Пед. Энц./ под ред. А.П. Горкина М.: 1999, с.151
-
Внеурочные учебные занятия, Рос. Пед Энц. под ред. А.П. Горкина М.: 1999, с.152
-
Возрастная и педагогическая психология. /под ред. Петровского А.В. - М., Просвещение, 1973. - 431с.
-
Выбор методов обучения в средней школе. /под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1981. - 328с.
-
Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Кобзарь Б.С., Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. и др. под ред. Онищука В.А. - К.: Род. шк., 1987. - 351 с.
-
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
-
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
-
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
-
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
-
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
-
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2004г.)
-
Внеурочная работа. Рос.Пед.Энциклопедия М. 2008
13.Якушина Л.З.»Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку». Иностранный язык в школе,1975г.,№5.
14.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения)
15. Гвоздева А. А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности (на материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов). - Краснодар, 2004.