Занятие факультатива Комплексное исследование дрожжей и Презентация

Одно из перспективных направлений модернизации образования - использование системно деятельностного подхода в процесе обучения. При этом важным показателем качества обучения становится не только наличие у учащихся знаний и умений, но и опыта применения этих знаний, наличие навыков учебно-исследовательской деятельности. Дети, конечно, исследователи по своей природе, но прежде их надо научить самому процессу исследования: выявлению проблем между "знаю" и "не знаю", наблюдению, проведению экспериме...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18 села Харагун









Занятие факультатива

«Мир глазами ученика»



Тема «Комплексное исследование дрожжей»

Класс 8















Учитель: Баулина Наталья Васильевна





Комплексное исследование дрожжей

Это занятие, направленное на получение новых знаний при проведении практической исследовательской работы с применением проблемно-поискового и исследовательского методов обучения. Имеет межпредметную направленность.

Цель урока: сформировать понятие об особых свойствах дрожжей через организацию исследовательской деятельности на уроке.

Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; раскрыть содержание темы и показать особенности строения дрожжей; создать условия для обучения школьников практическому применению межпредметных знаний и умений.

Оборудование: пекарские дрожжи , 10% раствор NaOH, 1% раствор CuSO4, HNO3 концентрированная, микроскопы световые, цифровой микроскоп, предметные и покровные стекла, лучинки, спиртовки, пробирки, проектор, экран для мультимедийной презентации.



Ход занятия

Организация класса и установка на работу

На экране слайд 1 со словами А.С. Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» и темой сегодняшнего занятия.

Сообщаю учащимся, что они, освежив свои биологические знания о дрожжах, займутся их комплексным исследованием, результаты которого оформят в виде таблицы

Вид исследования

Результат исследования

Вывод



Актуализация.

К какому царству живых организмов относятся дрожжи?

Слайд 2.Слушается сообщение 1 на тему «Микология - наука о грибах». Приложение 1.Учащийся готовит сообщение, используя Интернет - ресурсы: grib.ru , biology.ru

Грибы - большая группа эукариотных, гетеротрофных организмов, включающая к настоящему времени от 100 тысяч до 250 тысяч видов. Наука о грибах называется микологией, что в переводе с древнегреческого означает «слово о грибах». Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа.

Из дали веков дошли до нас представления о грибах как о чем-то таинственном и непонятном. «Грибы называют детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие» - написано о них в одной из средневековых книг. Проходили столетия, а микология, одна из самых древних наук застыла в своем развитии. Лишь в середине XVI века крупный ученый того времени Клузиус приступил к настоящему изучению грибов. На протяжении многих лет исследователь, собирав грибы в разных лесах, подробно описывал их и рисовал с натуры. Он и является родоначальником этой науки.

Грибы, как и растения, и животные имеют 3 формы размножения:

  • вегетативное

  • бесполое

  • половое.

Как раз по способам полового размножения ученые и разделяют грибы на классы.. У некоторых грибов полового размножения нет. Это класс несовершенных грибов. Сюда относятся пеницилл, аспергилл. А куда же относятся знакомые всем рыжики, сыроежки, шампиньоны подосиновики? У них в результате полового процесса образуются базидии (похожие на надутую перчатку) со спорами.

У некоторых грибов, в результате полового процесса, образуется «мешочек» обычно с 8 спорами-сумками. Отсюда их название: Класс сумчатых грибов. Одним из представителей этого класса и являются дрожжи, которые мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

Слайд 3.Сообщение 2. «Грибы - кто они?»

Почему эти организмы относят к отдельному царству?

Этот материал известен из курса биологии 7 класса.

Признаки растений


Признаки животных

1.Неподвижность

1.Гетеротрофы

2.Неограниченный рост

2.Хитин в клеточных стенках

3. Клеточная стенка

3.Запасное питательное вещество - гликоген

4. Способность к синтезу витаминов

4.Мочевина в продуктах обмена.

Постановка проблемы. Имеют ли грибы особенности строения и жизнедеятельности отличные от растений и животных?

Чтобы ответить на этот вопрос проведем биохимическое и цитологическое исследование дрожжей, изучим качественный химический состав этих представителей царства Грибы.

Учащиеся проводят исследования, пользуясь инструкцией. Приложение 2.

Результаты исследований оформляются в виде таблицы.

Химический состав дрожжей

Определение содержания белков в дрожжах.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Постановка проблемы.

Как известно, количество белков в животных и растительных клетках существенно различается: в первых его намного больше.

А каково содержание белков в клетках грибов?

Если белка в них много, то это должна показать качественная реакция. Для обнаружения белков проведите биуретовую реакцию.

Выполнение опыта по инструкции

Опыт 1. В пробирку влейте 2 мл суспензии дрожжей, добавьте 1-2 мл щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирку встряхивайте. Если возникает фиолетовое окрашивание, значит, в дрожжах есть белки.

Интенсивность окраски осажденной суспензии свидетельствует об относительном количестве белков.

Сделайте вывод

Формулировка вывода о наличии большого количества белков в клетках дрожжей.

2.Постановка проблемы.

Ароматические аминокислоты: тирозин, триптофан, фенилаланин незаменимые и встречаются, в основном, в животных тканях.

Ксантопротеиновая реакция заключается в том, что под действием азотной кислоты происходит реакция нитрования с образованием окрашенного в желтый цвет нитросоединения.

Интересно проверить, есть ли названные особо ценные для человека вещества в грибах?

Выполнение опыта по инструкции

Опыт 2. К 3-4 мл суспензии дрожжей прилейте 1 мл концентрированной HNO3 , раствор осторожно нагрейте. Что происходит?


Сделайте вывод.


Формулируют вывод о том, что в грибах есть ароматические нитросоединения).



Определение содержания сложных углеводов в дрожжах

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка проблемы.

Известно, что в растительных клетках запасается сложный углевод крахмал, а в животных - гликоген. Наличие крахмала определяется по темно-фиолетовому окрашиванию, гликогена - по красно-бурому.

Определите, какой углевод запасается в клетках грибов.

Выполнение опыта по инструкции

Опыт. Нанесите каплю суспензии дрожжей на предметное стекло. Для этого сделайте мазок покровным стеклом, подсушите на воздухе и окрасьте раствором иода. Рассмотрите под микроскопом. Лучшие микропрепараты рассматриваются и фотографируются с помощью цифрового микроскопа

Сделайте вывод

Формулируют вывод о наличии гликогена.



Организация дрожжей и их размножение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание. Найдите под микроскопом и зарисуйте разные штаммы дрожжей, отличающиеся видом клеток

Выполнение опыта по инструкции

Опыт. Для исследования возьмите каплю поднимающихся дрожжей, рассмотрите под микроскопом. Лучшие микропрепараты рассматриваются с помощью цифрового микроскопа и фотографируются. Приложение 3. Зарисуйте.

Сделайте вывод

Формулируют вывод о морфологии клеток.(Клетки могут быть округло-эллипсовидными, удлиненно-цилиндрическими).

Найдите почкующиеся клетки, зарисуйте.

Такие клетки имеют на одном из полюсов небольшой бугорок - почку, образуют кустики

Обмен веществ и энергии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка проблемы

Какой газ выделяется из колбы с дрожжами, помещенными в сахаристую жидкость?

Выполнение опыта по инструкции

Опыт. Пронаблюдайте процесс пенообразования на поверхности суспензии дрожжей. Используя тлеющую лучинку, определите природу выделяющегося газа.

Сделайте вывод.

  • Почему дрожжи помещают в сахаристую жидкость?

  • С какой целью поддерживают температуру около 40 градусов?

  • Почему через определенное время выделение газов прекращается?

Ответы учащихся

Заключение. Учащиеся подводят итоги проведенных исследований, отвечают на проблемный вопрос.

Описывают общие для всех организмов свойства дрожжей:

  • в дрожжах есть белки, как у растений и животных;

  • по типу размножения, изученному на уроке - бесполому, дрожжи можно отнести и к животным, и к растениям;

  • как и для всех живых организмов, для дрожжей характерен обмен веществ и энергии.

Специфические:



  • количество белков (в том числе ароматических нитросоединений) в дрожжах велико, даже больше чем в животных клетках;

  • в клетках грибов запасается сложный углевод гликоген, как и в животных клетках.

Учитель: как вы понимаете, не все признаки и свойства дрожжей мы изучили на сегодняшнем занятии. Найдите в Интернете на сайтах grib.ru , biology.ru, чем еще интересны эти удивительные представители царства Грибы.

© 2010-2022