- Преподавателю
- Иностранные языки
- Занятие факультатива Комплексное исследование дрожжей и Презентация
Занятие факультатива Комплексное исследование дрожжей и Презентация
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баулина Н.В. |
Дата | 13.08.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 села Харагун
Занятие факультатива
«Мир глазами ученика»
Тема «Комплексное исследование дрожжей»
Класс 8
Учитель: Баулина Наталья Васильевна
Комплексное исследование дрожжей
Это занятие, направленное на получение новых знаний при проведении практической исследовательской работы с применением проблемно-поискового и исследовательского методов обучения. Имеет межпредметную направленность.
Цель урока: сформировать понятие об особых свойствах дрожжей через организацию исследовательской деятельности на уроке.
Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; раскрыть содержание темы и показать особенности строения дрожжей; создать условия для обучения школьников практическому применению межпредметных знаний и умений.
Оборудование: пекарские дрожжи , 10% раствор NaOH, 1% раствор CuSO4, HNO3 концентрированная, микроскопы световые, цифровой микроскоп, предметные и покровные стекла, лучинки, спиртовки, пробирки, проектор, экран для мультимедийной презентации.
Ход занятия
Организация класса и установка на работу
На экране слайд 1 со словами А.С. Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» и темой сегодняшнего занятия.
Сообщаю учащимся, что они, освежив свои биологические знания о дрожжах, займутся их комплексным исследованием, результаты которого оформят в виде таблицы
Вид исследования
Результат исследования
Вывод
Актуализация.
К какому царству живых организмов относятся дрожжи?
Слайд 2.Слушается сообщение 1 на тему «Микология - наука о грибах». Приложение 1.Учащийся готовит сообщение, используя Интернет - ресурсы: grib.ru , biology.ru
Грибы - большая группа эукариотных, гетеротрофных организмов, включающая к настоящему времени от 100 тысяч до 250 тысяч видов. Наука о грибах называется микологией, что в переводе с древнегреческого означает «слово о грибах». Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа.
Из дали веков дошли до нас представления о грибах как о чем-то таинственном и непонятном. «Грибы называют детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие» - написано о них в одной из средневековых книг. Проходили столетия, а микология, одна из самых древних наук застыла в своем развитии. Лишь в середине XVI века крупный ученый того времени Клузиус приступил к настоящему изучению грибов. На протяжении многих лет исследователь, собирав грибы в разных лесах, подробно описывал их и рисовал с натуры. Он и является родоначальником этой науки.
Грибы, как и растения, и животные имеют 3 формы размножения:
-
вегетативное
-
бесполое
-
половое.
Как раз по способам полового размножения ученые и разделяют грибы на классы.. У некоторых грибов полового размножения нет. Это класс несовершенных грибов. Сюда относятся пеницилл, аспергилл. А куда же относятся знакомые всем рыжики, сыроежки, шампиньоны подосиновики? У них в результате полового процесса образуются базидии (похожие на надутую перчатку) со спорами.
У некоторых грибов, в результате полового процесса, образуется «мешочек» обычно с 8 спорами-сумками. Отсюда их название: Класс сумчатых грибов. Одним из представителей этого класса и являются дрожжи, которые мы будем изучать на сегодняшнем уроке.
Слайд 3.Сообщение 2. «Грибы - кто они?»
Почему эти организмы относят к отдельному царству?
Этот материал известен из курса биологии 7 класса.
Признаки растений
Признаки животных
1.Неподвижность
1.Гетеротрофы
2.Неограниченный рост
2.Хитин в клеточных стенках
3. Клеточная стенка
3.Запасное питательное вещество - гликоген
4. Способность к синтезу витаминов
4.Мочевина в продуктах обмена.
Постановка проблемы. Имеют ли грибы особенности строения и жизнедеятельности отличные от растений и животных?
Чтобы ответить на этот вопрос проведем биохимическое и цитологическое исследование дрожжей, изучим качественный химический состав этих представителей царства Грибы.
Учащиеся проводят исследования, пользуясь инструкцией. Приложение 2.
Результаты исследований оформляются в виде таблицы.
Химический состав дрожжей
Определение содержания белков в дрожжах.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Постановка проблемы.
Как известно, количество белков в животных и растительных клетках существенно различается: в первых его намного больше.
А каково содержание белков в клетках грибов?
Если белка в них много, то это должна показать качественная реакция. Для обнаружения белков проведите биуретовую реакцию.
Выполнение опыта по инструкции
Опыт 1. В пробирку влейте 2 мл суспензии дрожжей, добавьте 1-2 мл щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирку встряхивайте. Если возникает фиолетовое окрашивание, значит, в дрожжах есть белки.
Интенсивность окраски осажденной суспензии свидетельствует об относительном количестве белков.
Сделайте вывод
Формулировка вывода о наличии большого количества белков в клетках дрожжей.
2.Постановка проблемы.
Ароматические аминокислоты: тирозин, триптофан, фенилаланин незаменимые и встречаются, в основном, в животных тканях.
Ксантопротеиновая реакция заключается в том, что под действием азотной кислоты происходит реакция нитрования с образованием окрашенного в желтый цвет нитросоединения.
Интересно проверить, есть ли названные особо ценные для человека вещества в грибах?
Выполнение опыта по инструкции
Опыт 2. К 3-4 мл суспензии дрожжей прилейте 1 мл концентрированной HNO3 , раствор осторожно нагрейте. Что происходит?
Сделайте вывод.
Формулируют вывод о том, что в грибах есть ароматические нитросоединения).
Определение содержания сложных углеводов в дрожжах
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Постановка проблемы.
Известно, что в растительных клетках запасается сложный углевод крахмал, а в животных - гликоген. Наличие крахмала определяется по темно-фиолетовому окрашиванию, гликогена - по красно-бурому.
Определите, какой углевод запасается в клетках грибов.
Выполнение опыта по инструкции
Опыт. Нанесите каплю суспензии дрожжей на предметное стекло. Для этого сделайте мазок покровным стеклом, подсушите на воздухе и окрасьте раствором иода. Рассмотрите под микроскопом. Лучшие микропрепараты рассматриваются и фотографируются с помощью цифрового микроскопа
Сделайте вывод
Формулируют вывод о наличии гликогена.
Организация дрожжей и их размножение
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задание. Найдите под микроскопом и зарисуйте разные штаммы дрожжей, отличающиеся видом клеток
Выполнение опыта по инструкции
Опыт. Для исследования возьмите каплю поднимающихся дрожжей, рассмотрите под микроскопом. Лучшие микропрепараты рассматриваются с помощью цифрового микроскопа и фотографируются. Приложение 3. Зарисуйте.
Сделайте вывод
Формулируют вывод о морфологии клеток.(Клетки могут быть округло-эллипсовидными, удлиненно-цилиндрическими).
Найдите почкующиеся клетки, зарисуйте.
Такие клетки имеют на одном из полюсов небольшой бугорок - почку, образуют кустики
Обмен веществ и энергии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Постановка проблемы
Какой газ выделяется из колбы с дрожжами, помещенными в сахаристую жидкость?
Выполнение опыта по инструкции
Опыт. Пронаблюдайте процесс пенообразования на поверхности суспензии дрожжей. Используя тлеющую лучинку, определите природу выделяющегося газа.
Сделайте вывод.
-
Почему дрожжи помещают в сахаристую жидкость?
-
С какой целью поддерживают температуру около 40 градусов?
-
Почему через определенное время выделение газов прекращается?
Ответы учащихся
Заключение. Учащиеся подводят итоги проведенных исследований, отвечают на проблемный вопрос.
Описывают общие для всех организмов свойства дрожжей:
-
в дрожжах есть белки, как у растений и животных;
-
по типу размножения, изученному на уроке - бесполому, дрожжи можно отнести и к животным, и к растениям;
-
как и для всех живых организмов, для дрожжей характерен обмен веществ и энергии.
Специфические:
-
количество белков (в том числе ароматических нитросоединений) в дрожжах велико, даже больше чем в животных клетках;
-
в клетках грибов запасается сложный углевод гликоген, как и в животных клетках.
Учитель: как вы понимаете, не все признаки и свойства дрожжей мы изучили на сегодняшнем занятии. Найдите в Интернете на сайтах grib.ru , biology.ru, чем еще интересны эти удивительные представители царства Грибы.