- Преподавателю
- Иностранные языки
- Использование аутентичных видеофильмов на уроках иностранного языка
Использование аутентичных видеофильмов на уроках иностранного языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Безущенко А.А. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Безущенко Анжелла Александровна
Учитель немецкого языка,ВКК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
В современном образовании в целом и в преподавании немецкого языка происходит поиск ориентиров среди образовательных ценностей и приоритетов. Выделение социолингвистической компетенции в составе коммуникативной значимо для развития умений общения учащихся, способных участвовать в межкультурной компетенции. Так как социолингвистическая компетенция находиться в тесной взаимосвязи с социокультурной компетенцией, при обучению любому иностранному языку очень важно использовать аутентичные материалы, в частности видеофильмы. Использование видеофильмов позволяет погрузиться в настоящую языковую среду, что предполагает не только использование и овладение правильными вербальными языковыми средствами, но и учитывать неязыковые, то есть невербальные средства общения, уметь выбирать и использовать их в соотнесении с конкретной ситуацией и социокультурными нормами страны изучаемого языка.
Отбор аутентичных фильмов следует проводить с учётом следующих критериев:
-
соответствие уровню коммуникативной компетенции учащихся;
-
соответствие возрастному уровню учащихся;
-
наличие существенного образовательного, воспитывающего и развивающего потенциала в содержании фильма;
-
отражение в фильме современной реальности немецкого общества;
-
диапазон содержащийся в фильме социокультурной и социолингвистической информации, отражающей различные сферы общения и коммуникативные ситуации.
Практика обучения иностранным языкам показывает, что целесообразно отдавать предпочтение мелодрамам, комедиям и телесериалам, так как они изобилуют диалогами, живой речью.
Использование видеофильмов при обучении немецкому языку требует от учителя проведения определённой подготовительной работы, а именно:
-
Разбить фильм на рабочие эпизоды.
-
Зафиксировать письменно все реплики персонажей.
-
Определить лексические единицы и грамматические явления, которыми должны овладеть учащиеся, или которые нужно закрепить.
-
Выявить какой-либо социокультурный материал, подлежащий усвоению.
-
Определить и быть готовым прокомментировать явление реалий другой культыры.
-
Составить серию заданий и упражнений.
Хотелось бы более подробно остановиться на видах заданий и упражнений. Прежде всего, надо отметить то, что существуют задания, которые выполняются до просмотра (подготовительные), во время просмотра и после просмотра фильма.
I группа заданий и упражнений( до просмотра фильма):
- прогнозирование по названию фильма или ситуации;
- работа со словарём, активизация лексического запаса;
- повторение грамматических явлений;
- подтвердите или опровергните мои высказывания;
- вспомните действующих лиц, если работа продолжается;
- цепочка предположений или ассоциограмма;
- наводящие картинки и т.д.
II группа заданий и упражнений( частичный просмотр):
а) предвосхищение:
- остановка кадра, что дальше?
- стопкадр, прокомментируйте;
- картинка без звука, восстановите реплики;
- показ определённого отрывка, что было до, что после?
- получают реплики без имён, кому принадлежат?
- расположите реплики из диалога по порядку и т.д.
б) «немой фильм»:
- просмотри без звука;
- собери все жесты, мимику;
- обсуди ситуацию;
- восстанови диалог самостоятельно или по данным репликам без имён (зависит
от уровня группы);
- восстанови диалог, либо текст с пропусками и т.д.
в) просмотр фильма или отрывка.
III группа упражнений (после прсмотра):
- синхронизировать диалог;
- ролевая игра, инсцинировка;
- ответьте на вопросы;
- верно, неверно;
- соедини реплики данным картинкам;
- фотороман или комиксы;
- напиши письмо герою;
- напиши эссе, сочинение и т.д.
Несомненно, использование мультимедийных технологий на уроках иностранного языка позволяет достичь различных целей в обучении.
Образовательные цели:
-
повышать мотивацию к изучению, позволяет познакомиться с тонкостями, как самого языка, так и быта, культуры носителя языка, окунуться в языковую среду, расширить кругозор учеников, углублять их представления о немецкоязычных странах;
-
формировать коммуникативные умения и развивает приёмы умственной деятельности учащихся;
-
учить понимать и передавать как литературный, так и повседневный язык, усложнённый условиями проживания;
-
учить осваивать новые формы и методы работы на уроках.
Воспитательные цели:
-
развивать эстетические представления учащихся, учить ценить и понимать красоту немецкого языка;
-
воспитывать требовательность к собственной речи;
-
формировать мировоззрение, прививая любовь к другим национальным культурам;
-
воспитывать творческий подход к обучению.
Методические цели:
-
использовать более высокоэффективные технологии;
-
применять новые приёмы и методики работы, новые виды уроков.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование аутентичных фильмов в обучении немецкому языку имеет важную роль. Но эффективность приобретает только тогда, когда учитель использует разнообразные приёмы и упражнения до просмотра фильма, во время и после просмотра фильма.
Приложение
Фрагмент работы с видеофильмом в 5-ом классе, второй язык (немецкий).
Wir "Die Familie Weigel"
I До просмотра (собираем всю информацию, относительно главных действующих
лиц, которая уже известна).
- Wie heißen die Personen der Familie Weigel?
- Wie alt sind sie?
-Wiederholen wir die Wörter: die Mutter, der Vater, die Eltern, die Schwester, der Bruder, die Oma, der Opa, besuchen, arbeiten, wohnen, gehen, die Zahlen von 1 bis 100.
II. Во время 1 просмотра:
Ребята получают реплики и смотрят без звука, распределяют, кому они принадлежат.
Отвечают на вопросы учителя.
-
Welche Schule besuchen die Kinder?
-
Wie ist die Adresse?
-
Was Ist Herr Weigel, Frau Weigel von Beruf?
III. После просмотра cо звуком:
-
Wer sagt was? Herr Weigel, Frau Feigel, Tina, Stefan
-
Wir gehen beide aufs Brecht-Gymnasium.
-
Hey, was soll das denn?
-
Ich mag meinen Job.
-
Noch ein paar Minuten, ich bin hier gleich fertig.
-
Ich bin 13 und besuche die Klasse 8A.
-
Ich arbeite bei Commerzbank.
-
Wo wohnt Familie Weigel?
- In Hamburg - In der Jakoberstraße - Hausnummer 8
- In Augsburg - In der Kaiserstraße - Hausnummer 18
- In Marburg - In der Augustenstraße - Hausnummer 80
-
Welche Aussage ist richtig(R), welche ist falsch(F)?
-
Stefan und Tina besuchen das Brecht-Gymnasium.
-
Tina besucht die Klasse 6B.
-
Stefan besucht die Klasse 8A.
-
Herr Weigel ist 40 Jahre alt.
-
Herr Weigel ist Bankangestellter.
-
Frau Weigel ist 39 Jahre alt.
-
Frau Weigel ist Hausfrau.
-
Ergänze.
Familie Weigel wohnt in…………., in der ………………….. Hausnummer………….
Stefan ist…………Jahre alt; seine Schwester …………… Tina und ist…………Jahre alt.
Beide gehen in die Schule, aufs Brecht-Gymnasium. Stefan besucht die Klasse……….;
Tina besucht die Klasse…………
Herr Weigel arbeitet als Bankangestellter bei der Commerzbank in Augsburg.
Frau Weigel arbeitet als Journalistin für die "Augsburger Nachrichten".