Развитие языковой компетенции учащихся через мнемотехнические приемы

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие языковой компетенции учащихся

через мнемотехнические приемы

Лащенова Е.Н.

Для решения проблемы повышения качества обучения английскому языку следует разнообразить методы обучения, а именно использовать творческие подходы, отобранные с учетом психологических особенностей обучающихся и готовностью учителя определять эффективные приемы работы и сотрудничества.

Одним из существенных аспектов овладения языковой компетенцией является заучивание лексического материала, объем которого постепенно нарастает и превращается в неприятную рутину. Как следствие, объем словарного запаса и коэффициент его полезного действия прямо пропорциональны творческой составляющей подготовки учителя в процессе планирования и реализации целей урока.

Всепоглощающий метод «ввод-проверка лексики» доказал свою неэффективность, особенно в свете учета индивидуальной траектории достижений учащихся, которая нацелена на личностное развитие определенной компетенции, в нашем случае - языковой. Поэтому, мнемотехнические упражнения, как инновационная составляющая средств реализации лингвистической компетенции, способствуют процессу запоминания новых лексических единиц и способствуют развитию продуктивной речевой деятельности.

На современном этапе существует довольно много приемов запоминания лексических единиц. Одним из самых эффективных является метод звуковых или фонетических ассоциаций (keyword method). Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому слову из слов родного языка. Чем короче слово, тем лучше. Например, английскому слову vigorous- энергичный - созвучны два слова - в игре. Особо важно понимать, что звуковая ассоциация не является полным звуковым аналогом запоминаемого слова, а лишь словом близким по звучанию, помогающим (благодаря сюжету) припомнить нужное слово. Здесь на помощь приходит метод последовательных ассоциаций, когда мы используем сюжет для перевода и созвучия. При использовании этого метода звучание слова и перевод связываются воедино, и вспоминание одного влечет за собой воспоминание другого. Подобрав к слову «vigorous» слова «в игре», мы составляем сюжет: в игре я всегда энергичен.

В качестве примера можно привести следующие английские слова с подобранными к ним ассоциациями:

view - вид. Вид ВЬЮги.

doze - дремота, дремать. ДОЗорный дремал.

grab - захватить, схватить. Представляем ГРАБли, загребающие всё на своём пути.

eye - глаз. Что-то попало в глаз, кричим «Ай!»

obstacle -препятствие. Муха бьется ОБ СТЕКЛо, стекло это препятствие для мухи.
knock - стучать. (Звучит приблизительно как «нога»). Стук НОГ во время чечетки.

Предлагаемые ассоциации являются примерными, а подключение приемов оживления, вхождения, соощущения и автобиографических ассоциаций - помогают значительно улучшить запоминание слов.

Прием оживления позволяет представлять сюжет в зрительных образах; вхождения - представить себя участником события; соощущения- усиливает представления, так как задействуется работа нескольких анализаторов. Иногда после подбора созвучий удобнее пользоваться приемом автобиографических ассоциаций. Здесь, в отличие от фантазийных сюжетов, надо использовать воспоминания реально пережитых событий. Вернемся к одному из примеров. View - надо представить вид снежной вьюги, наблюдаемой из окна и определить свои эмоции, например: вид вьюги из окна казался намного страшнее, чем на самом деле.

Таким образом, наиболее эффективным будет запоминание слов при комбинировании выше перечисленных приемов.

Метод «Карта памяти» (mind-map method) является простой технологией визуализации мыслей и идей учащихся по определенной теме в виде схемы. Продукт данного метода «смысловая карта» может служить развернутым планом для подготовки монологического высказывания, написания сочинения и других видов речевой деятельности. Важно научить учащихся самостоятельно составлять «смысловые карты», так как подобное структурирование материала доставляет учащимся удовольствие и вносит разнообразие в учебный процесс. Разновидностью данного метода являются «word-clouds», однако их главное предназначение аккумулировать как можно больше лексических единиц в одном продукте - «облаке».

«Loci-method» уходит корнями в Древнюю Грецию и подразумевает привязывание слов к определенным местам, расположенным на протяжении пути, по которому ученик ходит ежедневно. Наиболее популярным стал прием этого метода «учиться мимоходом». Этот прием предполагает использование стикеров со словами, необходимыми для запоминания. Стикеры размещаются на видных местах и предметах домашнего обихода. Полезен прием и при работе в классе, например при запоминании словосочетаний классного обихода и сопровождения деятельности на уроке. Так, на двери целесообразно поместить выражения типа «May I come in? May I go out?», у доски и на стенах по периметру классной комнаты - наиболее употребляемые грамматические структуры: « Shall I clean the board? Are there any differences in…? Have you got any ideas? Is he right?» и т.д. Метод легко адаптировать под цели урока и поддерживание иноязычной составляющей окружающей среды.

Прием использования картотеки способствует прочному закреплению в памяти слов, даже редко употребляемых в речи. Во-первых, при записывании слов на карточки срабатывают психологические механизмы в поддержку запоминания, поскольку оформление карточки - это не письмо в тетради, во-вторых, накапливающиеся карточки с выученными словами являются наглядным свидетельством продвижения ученика в пополнении словарного запаса, что повышает мотивацию в дальнейшем овладении. Для создания картотеки понадобится ящик и сами карточки - разных цветов. Например: на желтых - неправильные глаголы, на зеленых - фразеологизмы, на белых - существительные и т.д. Карточки должны иметь содержание с двух сторон, использование прямого перевода или метода синонимичного подбора - на усмотрение ученика.

Словарная картотека является отличным средством для повторения изученной лексики и если учитель организовал ведение картотеки в классе силами всего ученического коллектива, то можно организовывать игровые паузы практически на каждом уроке, что обеспечит тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта и нивелирует состояние тревожности, типичного для ситуации контроля. Как пример такой паузы игра «Хаос». Карточки (количество карточек зависит от уровня обучения) раскладываются в хаотическом порядке. Задача учащихся расположить слова в алфавитном порядке или ранжировать согласно какому-либо критерию.

Таким образом, данные мнемотехнические приемы позволяют оптимизировать работу по совершенствованию лексических навыков через увлекательный и комфортный процесс как урочной, так и внеурочной деятельности.

Литература:

1.Лапшина Г.А. Мнемотехнические приемы запоминания иноязычной лексики: учебно-методическое пособие/ Г.А.Лапшина - Елец: изд. Елецкого гос.ун-та, 2006. - С. 29.







© 2010-2022