Статья на тему Развитие социокультурной компетенции как один из аспектов социального воспитания

Баташова С.М., Кремппа О.В. Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Омский Государственный Педагогический Университет» г. Омск АННОТАЦИЯ  Статья посвящается проблеме развития социокультурной компетенции как одного из аспектов социального воспитания, и методике проектов, как одному из способов решения данной проблемы. Если говорить о каком-либо понятии или явлении, то стоит вначале дать ему определение, что мы и попытаемся сделать. Е...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ


Баташова С.М., Кремппа О.В.

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Омский Государственный Педагогический Университет» г. Омск


АННОТАЦИЯ

Статья посвящается проблеме развития социокультурной компетенции как одного из аспектов социального воспитания, и методике проектов, как одному из способов решения данной проблемы.

Если говорить о каком-либо понятии или явлении, то стоит вначале дать ему определение, что мы и попытаемся сделать. Если обратиться к научной литературе, то можно рассмотреть несколько определений понятия «социальное воспитание». Так Русинова Л. П. приводит следующие определения: «Социальное воспитание - 1) это процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе; 2) это система целенаправленного влияния общества (справедливее было бы сказать именно «окружения» - прим. авт.) на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных макрогрупп» [8, с.104].

Воронин А.С. определяет, «Социальное воспитание - целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности». Очевидно, управлять этим процессом и помогать человеку в этом нелегком деле следует педагогам[1, с.101].

Новокшонова Г.А. утверждает:

«Социальное воспитание есть, 1) интегративный процесс педагогически регулируемой комплексной системы взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений и других социальных служб, общественная помощь подрастающему поколению в период включения его в социальную жизнь; 2) воздействие на сознание, чувства, волю, поведение человека в целях формирования у него общественно-значимых норм и привычек поведения, умений, навыков, знаний, качеств, потребностей, мотивов и т.п.» [7] .

Мнения авторов не противоречат друг другу. Большинство ученых сходится во мнении, что социальное воспитание есть интегративный процесс, направленный на развитие и формирование тех ценностных качеств и ориентаций, которые позволили бы ему беспрепятственно сосуществовать с другими членами его общества, окружения.

Целью любого воспитания (и социальное не является исключением) является гармоничное развитие личности. В качестве такового выступают:

- умственное воспитание,

- техническое обучение,

- физическое воспитание,

- нравственное и эстетическое воспитание.

Одним из «кирпичиков» этого процесса является формирование социокультурной компетенции учащихся основной школы. Тем более, что современный ФГОС требует овладения выпускниками основной школы общей коммуникативной культурой.

В науке, в настоящее время, предпринимаются попытки определить и апробировать различные подходы и средства развития социокультурной компетенции школьников. Метод проектов - один из них.

Метод проектов всегда предполагает творческий подход к решению какой-либо проблемы, предусматривающий, с одной стороны, использование разнообразных средств обучения, а с другой стороны - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники и технологии. Именно интегративность, как основная характеристика метода проектов, «конгруэнтна» компетентностному подходу к организации современного образовательного процесса. Поэтому данная тема статьи, по мнению автора, является актуальной [6, с. 151-157] .

Взгляды на термин «социокультурная компетенция» тоже на первый взгляд немного отличаются друг от друга. Например, Костина Е.А. полагает, что это «совокупность знаний, умений, способностей личности, которые обеспечивают общение на иностранном языке в соответствии с нормами языка и речи и традициями культуры носителей языка» [3, с.63].

Муравьева Н.Г. пишет, что это «интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [5, с.141].

Кан Л.И. кратко характеризует явление как «способность обучающихся оперировать необходимыми языковыми и фоновыми знаниями и адаптировать свое поведение к поведению, близкому к носителям языка» [2, с.11].

Но если говорить о развитии социокультурной компетенции как об аспекте социального воспитания, то можно сделать вывод:

Социокультурная компетенция - это характеристика личности, предполагающая способность опираясь на систему знаний о стране изучаемого языка, ее национально-культурных особенностях социального и речевого поведения, адаптировать свои социально-коммуникативные характеристики к поведению, близкому типичному представителю данного этнического социума и общаться в соответствии с нормами речи и культурными традициями оного.

Как полагает Е.В. Луткова, «Существуют два принципа подачи лингвокультурологического материала, которые позволяют проводить сопоставление двух культур: с позиции жителя страны изучаемого языка и с позиции туриста». Соответственно, мы видим, что в первом случае учащийся просто получает информацию, как на экскурсии, в большинстве случаев, не пропуская ее через себя, не сравнивая, не проецируя на собственный опыт. А не имея надобности (кроме учебной) запоминать и анализировать полученную информацию, учащийся так же с легкостью ее забывает [4, с. 94].

Во втором же случае он «сравнивает новые понятия со знакомыми картинами мира, … познает реалии страны изучаемого языка и адаптируется к общепринятым нормам поведения; составляет социокультурные портреты окружающих людей; участвует в происходящих событиях» [4, с. 94]. Следовательно, это уже накладывает определенный отпечаток на его сознание, опыт, социальную и культурную картину мира. К тому же, если человек работал с информацией самостоятельно, проанализировал ее, то она надолго откладывается в памяти.

Как уже было сказано ранее, наиболее подходящий для этого метод - социокультурное проектирование. Под социокультурным проектом мы будем понимать такой проект, который помогает развивать социокультурную компетенцию. Чаще всего во внимание берутся кросс-культурные проекты по сравнению каких-либо аспектов социальной и культурной жизни родного учащемуся общества и иностранного (в основном выбор зависит от изучаемого языка).

Разумеется, тематика социокультурных проектов должна соответствовать каким-либо критериям. Например, Н.Н. Сергеева и В.В. Новикова [9, с.217] выделяют следующие моменты:

- проект должен быть направлен на изучение культурного своеобразия страны изучаемого языка;

- тематика проектных заданий должна охватывать не только «высокую культуру» (в зарубежной методике Culture with a big 'C') - историю, географию страны, особенности литературы, истории, музыки, искусства), но и «повседневную культуру» (culture with a little 'c') - культурообусловленные особенности поведения, верований, традиций и т. п. По мнению большинства современных исследователей, именно знание поведенческо-бытовой сферы обеспечивает более эффективное общение с носителями языка и способствует преодолению культурного барьера;

- при выборе темы следует учитывать типичность изучаемых явлений: не следует выбирать темы, отражающие культурные особенности узких профессиональных, возрастных или других групп, а также авангардные течения в культуре;

- при выборе темы необходимо учитывать практическую направленность проекта: предполагаемый продукт проекта должен обладать образовательной ценностью.

«Социокультурная компетенция обладает сложной структурой, не ограничивающейся страноведческими знаниями. Соответственно задачи, которые ставятся при выполнении проектов, должны охватывать развитие всех компонентов социокультурной компетенции» - пишут авторы [там же]. И сразу выделяют возможные задачи при работе обучающихся над социокультурными проектами:

1) дать возможность познакомиться с фактами страноведческого характера, отражающими культурное своеобразие страны изучаемого языка;

2) помочь осознать, что поведение людей обусловлено особенностями культуры, к которой они принадлежат;

3) помочь понять, как социальные факторы (такие, как пол, возраст, социальное положение и т. д.) влияют на поведение и манеру общения людей;

4) дать представление о принятых образцах поведения в стандартных ситуациях;

5) познакомить с культурными коннотациями слов и фраз;

6) научить студентов (а в нашем случае учащихся - прим.авт.) адекватно воспринимать оценочные суждения об изучаемой культуре;

7) сформировать навыки социокультурного самообразования (подразумевающие поиск социокультурной информации и ее организацию);

8) привить любознательность в отношении изучаемой культуры и толерантность к ее представителям. Решение именно этих задач в ходе проектной деятельности поможет, на наш взгляд, добиться высокого уровня развития социокультурной компетенции студентов (в нашем случае учащихся - прим.авт.).

А в качестве подтверждения всего описанного мы можем привести результаты тестов учащихся 6 класса на знание социальных и культурных аспектов жизни народов англоязычных стран.



Таблица 1


Результаты тестов учащихся 6 класса на знание социальных и культурных аспектов жизни народов изученных англоязычных стран


Страна

Средний балл пробного теста перед выполнением проектов

Средний балл теста после защиты проектов

Англия

3,7

4,58

Шотландия

4,05

4,89

Уэльс

2,35

4,5

Северная Ирландия

2,2

4,41

Соединенные штаты Америки

3,0

4,82

Кроме того, в 5 и 6 классах нами был выполнен ряд проектных работ на темы экологии и защиты окружающей среды, семейных ценностей, выбора профессии, традиций и обычаев и прочего.

После сравнения некоторых аспектов жизни в родной стране и за рубежом интерес и познания в области культуры и социальных проблем родного государства значительно возросли, что в будущем, надеемся, положительно повлияет на их становление добропорядочным гражданином и неравнодушным членом общества.

В качестве заключения мы можем сделать вывод, что, во-первых, развитие социокультурной компетенции является неотъемлемой частью социального воспитания, особенно в условиях глобализации, характеризующих современное состояние общества. Во-вторых, метод проектов является достаточно результативным средством развития данного вида компетенции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

  2. Кан Л.И. СМИ как материал для развития социокультурной компетенции на старшем этапе (на примере корейского языка)// Актуальные вопросы современного университетского образования. Материалы XI Российско-Американской научно-практической конференции, 12-14 мая 2009г. - СПб, 2010

  3. Костина Е.А. Социокультурная компетенция учителя иностранного языка: монография // Мин-во образования и науки, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2013

  4. Луткова Е.В. Приемы и условия повышения эффективности Формирования социокультурной компетенции студентов педвуза в процессе изучения иностранного языка // Общественные науки. Известия ПГПУ. 2006. № 2 (6)

  5. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник ТюмГУ. Серия «Педагогика. Психология». 2011. № 9

  6. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. 2000. № 7., С. 151-157

  7. Новокшонова Г.А. Словарь социального педагога, 2000 // http:/ didacts.ru

  8. Русинова Л. П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»» / сост. Л. П. Русинова. - Сарапул, 2010. - 143 с.

  9. Сергеева Н. Н., Новикова В. В. Проектная деятельность как средство развития социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Педагогическое образование в России . 2011. №1. С.214-220.

© 2010-2022