• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Научная статья на тему: Условия эффективности игры как средства усиления мотивации младших школьников к овладению иноязычной лексикой

Научная статья на тему: Условия эффективности игры как средства усиления мотивации младших школьников к овладению иноязычной лексикой

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

условия эффективности игры как средства усиления мотивации младших школьников

к овладению иноязычной лексикой

Бублик Александра Александровна

Мотивирование учащихся начальной школы к изучению иноязычной лексики - проблема, представляющая особою актуальность для современного учителя, поскольку именно на начальном этапе обучения закладываются основы иноязычной динамической стереотипии, в том числе и лексической. Вопросами усиления мотивации к изучению иностранного языка занимались В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, A. Adler, J. Rotter. Проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности младших школьников на уроках английского языка посвящены исследования Л. Н. Бачарова, И. Н. Верещагиной, А. В. Конышевой, Е. И. Негневицкой, Г. В. Роговой, М. Ф. Стронина, C. Argondizzo, E. Claire, S. Redman, A. Wright. Однако, условия применения игры как средства усиления мотивации младших школьников к овладению иноязычной лексикой остаются не выявленными. Вышесказанное послужило основанием для выбора темы статьи и составило ее актуальность.

Цель статьи - выявить условия эффективности игры как средства усиления мотивации младших школьников к овладению иноязычной лексикой.

Мотивацией является побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие и способы инициирования, побуждения интереса к определенной деятельности [5]. Способы мотивирования учебной деятельности непосредственно зависят от возрастных особенностей обучаемых. Определено, что к возрастным особенностям развития младших школьников относятся становление теоретического сознания, воображения и логического мышления [1]. Младший школьник интенсивно набирает словарный запас в силу оптимального периода становления языковой способности.

Вместе с тем, для того, чтобы игровые виды деятельности служили действенным средством повышения учебной мотивации, игра должна быть организована как упражнение, обеспечивающее возможность для многократного повторения речевого образца [2]. При таком условии максимально реализуется и психологический потенциал игрового обучения, заключающийся в создании дружелюбной и доверительной обстановки на уроке, стимулировании речевой деятельности младших школьников [3].

К играм, стимулирующим речевосприятие и речепродукцию учащихся и за счет косвенного целеполагания мотивирующим стремление к запоминанию и употреблению в игровой ситуации максимального количества иноязычных лексических единиц, можно отнести следующие группы игр:

а) игры, формирующие рецептивную сторону лексического навыка и предполагающие прослушивание иноязычных загадок, сказок, небольших текстов с последующим выполнением на их основе игрового задания, которое проверяет правильность понимания и степень запоминания лексических единиц;

б) игры, формирующие продуктивную сторону лексического навыка и предполагающие быстрый и точный вызов лексической единиц из оперативной памяти с опорой на иллюстративную, ситуативную или деятельностную наглядность.

По мере овладения младшими школьниками элементарными способами игровых действий с иноязычной лексикой можно переходить к использованию творческих игр. М. Ф. Стронин [4] подразделяет творческие игры на аудитивные и речевые. Аудитивные игры развивают слуховую память и реакцию, учат учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи, то есть, нацелены на развитие рецептивной стороны лексического навыка. Речевые игры позволяют развить продуктивную сторону лексического навыка, обеспечить степень его автоматизма, достаточную для формирования иноязычных речевых умений.

И. Л. Шолпо [6] характеризует творческие игры как вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация; словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).

Присущее детям младшего школьного возраста стремление к творческому освоению окружающей действительности служит прекрасной основой для повышения их учебной мотивации средствами лексических игр. Когда ребенок стремится к достижению игрового успеха, вовлечен в коллективный или индивидуальный творческий процесс, усвоение и актуализация иноязычной лексики происходят непроизвольно, являясь средством достижения успеха в игровой деятельности.

Таким образом, для того чтобы учебная игра мотивировала овладение младшими школьниками иноязычной лексикой, лексические игры должны последовательно формировать рецептивную и продуктивную стороны лексического навыка, активизируя его затем в творческих играх.

Литература

1. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994. - 132 с.

2. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - М., 2006. - 192 с.

3. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М., 2003 - 78 с.

4. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2003. - 855 с.

6. Шолпо И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: учеб. пособ. по методике препод. англ. яз. для пед. вузов, колледжей и училищ по спец. «Препод. иностр. яз. в дет. саду». - СПб., 1999. - 250 с.

4


© 2010-2022