Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Исследовательские технологии обучения

В настоящее время выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной адаптации в обществе. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность проявить себя в ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Штейнерт Лариса Ивановна. Рощино.

«Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Исследовательская технология обучения.»

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь.»

(Китайская пословица)

Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом обществе сама потребность в обучении. Одним из первых учёных, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Знаменитой стала фраза немецкого учёного Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». В этой фразе, на мой взгляд, и заключается сущность исследовательской деятельности.

В настоящее время выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной адаптации в обществе. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность проявить себя в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и способностей.

Концепция Федеральных Государственных Образовательных Стандартов делает акцент на исследовательские технологии обучения. Они подразумевают организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. При этом учащиеся осваивают структуру учебного исследования. В какой бы области не проводилось исследование, будь то филология или естественные науки, структура будет аналогичной:

  • Выявление проблемы исследования

  • Формулировка цели и задач

  • Планирование и разработка исследовательских действий

  • Сбор данных, их анализ, сопоставление и проверка

  • Подготовка и написание отчёта

  • Выступление, защита проекта

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает формулировка темы и цели исследования, 1/3 времени затрачивается на сбор материала и не менее 1/3 уходит на его обработку, обобщение, написание текста. Для того, чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на принцип доступности, который учитывает возраст учащегося, принцип поуровневости, предусматривающий управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях школы и принцип временного развития, подразумевающий определение временного промежутка каждого этапа научного исследования.

Учащиеся должны обосновать выбор темы, её актуальность и значимость. Важнейшее основание для выбора темы - наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Учитель должен помочь учащимся в выборе темы, учитывая, чтобы она была интересна, посильна его ученикам, доступна. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Следует различать, что цель и задача не одно и то же. Цель существенно шире задачи. Задач может быть несколько. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют цели. После того, как цель и задачи сформулированы, выбирается объект исследования. Анализ литературы - следующий этап в работе. Подборка литературы для анализа - задача учителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. Выбранные методы работы ( наблюдение, интервью, опросы, обработка статистических и опытных данных) должны быть простыми и доступными для школьников. На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение исследовательской задачи: сбор информации, решение промежуточных задач, анализ информации. Полученные результаты должны быть однозначными, воспроизводимыми и не давать возможности различного толкования . Если материал или площадь исследуемого объекта велики, то следует пользоваться методом проб или выборки материала. Самый наглядный способ обработки первичных данных - сведение их в таблицы, графики, диаграммы. Все результаты должны отражать только собственные наблюдения и опыты. После того, как материалы обработаны, результаты обсуждены, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть: а решены ли они? Результаты исследования могут быть представлены в виде научной статьи, научно-исследовательской работы, где строго соблюдается порядок изложения и представления материала. Практическая часть исследования , содержащая рисунки, графики, таблицы может быть представлена в виде презентации, что всегда зрелищнее текста.

Разумеется, конечный результат во многом зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика, взять его за руку, пройти с ним по всем этапам и показать ценность его исследовательской работы для окружающих. Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует успешность в этом процессе.





© 2010-2022