- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья «Развитие навыков, способствующих лучшему пониманию иностранной речи»
Статья «Развитие навыков, способствующих лучшему пониманию иностранной речи»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Феданкова В.Г. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
СТАТЬЯ
«Развитие навыков, способствующих лучшему пониманию иностранной речи»
Подготовила
Преподаватель
Феданкова Виктория Геннадьевна
г. Кемерово
2014
В изучении иностранного языка важную роль играет правильное произношение. Чтобы развивать его, нужно иметь способность правильно воспринимать звуки другого языка. Если обучающийся произносит речь с какими-то дефектами, его тяжело понять, возникает сложность в понимании собеседника. На самом деле выработать правильное произношение иностранного языка очень сложно.
Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе как говорения, так и чтения.
На что же нужно обратить внимание в первую очередь.
-
чтобы выучить правила произношения на иностранном языке, нужно обязательно сравнивать эти правила с правилами родного языка. Изучая произношение определенного звука, нужно сравнить его с ближайшим звуком в родном языке. Затем нужно зафиксировать положение органов речи, благодаря которому этот звук произносится идеально. Нужно проработать все, даже детали.
-
чтобы делать намного меньше ошибок в произношении, нужно следовать описанию положения артикуляционного аппарата, при воспроизведении звука.
-
больше всего внимания нужно уделять самым сложным в произношении звукам и тем, неправильное произношение которых может менять смысл слова.
Формированию правильного произношения в процессе обучения иностранному языку помогут следующие упражнения.
-
Упражнения на артикуляционную гимнастику:
- широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.
- упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.
- сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.
- резко выбросьте язык вперед вниз и оттяните его назад, не закрывая рта и следя за тем, чтобы язык при выбросе вперед был не широко распластан, а собран в узкую длинную ленту. Выполняйте упражнение на четыре счета.
- откройте рот, максимально опустите челюсть.
- откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.
- подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не десны.
- максимально отведите углы губ назад.
- максимально выдвиньте губы вперед.
- быстро смените положение губ.
- подожмите губы, затем расслабьте их.
- сделайте разминку, сжимая губы зубами.
- приоткройте рот и закройте его, плотно сжимая губы.
- прижмите нижнюю губу ее наружным краем к верхним зубам.
- максимально вытяните язык вперед, затем оттяните его назад к корню.
- прикоснитесь кончиком языка к верхнему и нижнему краю альвеол.
- максимально отведите все тело языка от нижних зубов.
2. Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха:
- прослушайте в записи звуки, слоги, слова, предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.
- определите большую или меньшую четкость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм (более быстрый или более медленный).
- из воспринятого на слух ряда звуков, вычлените и запишите указанные преподавателем звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая ее.
- устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
- определите количество слогов в услышанных словах.
- выделите в услышанном слове указанный преподавателем звук и проанализируйте особенности его звучания в речевом потоке.
- установите количество кратких гласных в услышанных словах.
- прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.
- найдите в колонках и отметьте соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.
- отметьте в звучащих словах оппозиции звуков на основании предварительно данной установки.
- выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.
- определите количество слов в прослушанных предложениях.
- определите на слух и запишите в орфографии последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка речи.
- составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите его в орфографии.
- определите паузы в звучащем речевом потоке.
3. Упражнения на формирование произносительных навыков:
- многократно прослушайте звук во фразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.
- прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
- прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
- прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился данный звук.
- прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите повествовательное (вопросительное, отрицательное) предложение.
- в ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.
- подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
- сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя (диктора), затем прочитайте вслух текст.
- произнесите вслед за диктором звуки (слоги, слова, словосочетания), обращая внимание на произношение указанных звуков.
- назовите слова, содержащие определенный звук.
- прочитайте предложения в утвердительной форме, затем трансформируйте их в вопросительные и отрицательные предложения.
- произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.
- прослушайте пары слов на русском и иностранном языках и повторите вслед за преподавателем только слова на иностранном языке.
- произнесите услышанное слово по слогам.
- произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.
Вывод:
Данные виды упражнений помогут сформировать правильное произношение на иностранном языке, что будет способствовать лучшему пониманию речи говорящего.
Список литературы
-
Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка - Мн.: Высшая школа, 2001. - 552 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
begin-english.ru/article/kak-uchit-sam-5/