Организация обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к методической подготовке учителя.           Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по  и/я сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного  образования претерпели существ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

( из опыта работы Козловцевой И.Н., учитель немецкого и английского языков МОУ СОШ №3)



Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к методической подготовке учителя.

Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по и/я сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей. Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по и/я иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

. Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в коммуникативную деятельность, на обеспечение понимания ими материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта - научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком.

Роль учителя - создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ? Ребенок должен стать «архитектором образовательного процесса».

Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.

Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых - к выполнению работы под непосредственным руководством учителя - к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера

Деятельностный подход в обучении - необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности.

Как заинтересовать и/я? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от "прослушанного", как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения - детскую любознательность.

МОУ СОШ № 3 с 1 сентября 2012 года является ресурсным центром по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Уроки проводятся в рамках технологии проблемного диалога, технологии правильного типа читательской деятельности и технология оценивания учебных успехов.

Рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС составляются по следующим разделам:

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока


Количество часов

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Структура урока в рамках технологии проблемного диалога состоит из следующих этапов:

  1. этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Учитель создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы):

- Предъявляет ученикам (м.б., через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения.

- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- Дает задание, выполнение которого вызывает затруднения или при имеющемся уровне знаний и умений.

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Прием «яркое пятно» - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д.

Прием «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.

2 этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока)

- Какой у вас возникает вопрос (проблема)?

- Что предстоит выяснить?

Прием «Побуждающий диалог» - вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

- Что нужно узнать для решения проблемы?

Используем прием «подводящий диалог»

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.

Здесь могут быть разные типы вопросов и заданий:

- репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);

- мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение).

Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний вопрос позволяет сформулировать как тему урока, так и то, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.

4 этап Поиск решения (открытие нового знания)

Выполнение продуктивных заданий:

  1. Осмыслить задание.

  2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

  3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).

  4. Мысленно сформулировать ответ.

  5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».

Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Составление кластера; Презентации; Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-исследования; Диктант; Текст с ошибками; Синквейн; Составление определения; Работа с диаграммами, графиками, статданными; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью»; Работа с иллюстрацией и др.

5 этап. Закрепление. Применение нового знания.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Чьи версии подтвердились?

- Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение - рассказ, рисунок и т.п.)

Приемы: «Найди ошибку»; Диктант; Словарная работа; Кроссворды; Коллаж; Работа по опорному конспекту; Работа по ТПО; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина; Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы;

Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка; Составление кластера; Практическая или лабораторная работа и др.

6 этап Домашнее задание

Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Публичная лекция; Рекламный плакат; Работа с сайтом по предмету;

«Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Составь вопросы к документу, по карте; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др.

7 этап Рефлексия

Закончи предложение:

- Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке я вспомнил … - Сегодня на уроке я понял …

На базе МОУ СОШ №3 в течении 2012-2014 г. проводились следующие семинары:



© 2010-2022