Статья на тему Использование ИКТ в обучении английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в обучении английскому языку.


О.В. Тихонова , учитель английского языка I квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани.


Современные информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом - от активизации управления познавательной деятельностью до сложной технологии образования».

По мнению Е.С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, проектная методика, метода языкового портфолио, использование новых информационных технологий, Интернет- ресурсов помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

На уроках английского языка с помощью компьютеров, ноутбуков или планшетов можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети, совершенствовать умения письменной и устной речи, аудирования, пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию у изучению английского языка. Суть интерактивного обучения состоит в том, чтобы учебный процесс был организован таким образом, чтобы все участники оказались вовлечены в процесс познания, и имели возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Использование интерактивной доски позволяет применять новые формы и методы обучения, задействовать практически все каналы восприятия учащимися новой информации, особенно визуальные и тактильные.

Преимущества интерактивных форм очевидны:

  • Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения.

  • Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы.

  • Учащиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации, для решения учебных задач.

  • Вырабатывается умение оперативно и самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности, актуальности.

  • Ученики оказываются вовлеченными в решение глобальных проблем, разширяя свой кругозор

  • Учащиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого устройства в сети.

Интерактивное взаимодействие пользователя с программой обеспечивается наличием разнообразных средств ведения диалога, возможностью выбора варианта учебного материала и режима работы с программным средством.

Средства технологии мультимедиа позволяют представлять информацию одновременно в аудио и видео формате, используя изображения, текстовую и графическую подачу учебного материала, что создает условия для эффективности обучения, стимулирования и мотивации, положительного отношения к учению, креативного характера познавательной деятельности.

При этом каждый учитель, применяющий информационно-коммуникативные и компьютерные технологии или проектную деятельность с использованием мультимедийных презентаций на уроках английского языка, должен знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методологическим требованиям:

  • концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

  • системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);

  • эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам;

  • гибкость: возможность вариаций в содержании для обеспечения комфортности свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;

  • динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;

  • воспроизводимость: возможность использования технологии другими учителями

Ежегодно планка требований, предъявляемая к к профессиональной деятельности учителя повышается. На сегодняшний день показателем профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, которая является составляющей профессиональных компетенций и рассматривается сегодня как определенный гарант профессионального успеха педагога.

Одной из перспективных форм работы с обучающимися, организации их научно-исследовательской деятельности в нашей школе является метод проектов. Можно выделить следующие принципы данного метода: опора на интерес и самостоятельность учащихся, практическая направленность, связь с потребностями общества. Эти черты метода проектов в полной мере относятся к Интернет-проектам. Данная новая форма проектов появляется в связи с развитием глобальных компьютерных сетей, информационных технологий, которые позволяют сделать обучение более интересным и эффективным. Интернет-проекты - это деятельность обучающихся, имеющая творческую, учебную, игровую составляющие, реализующаяся с помощью компьютерных телекоммуникаций. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Проекты обладают большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими, которые могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.

Обучение пользованию Интернетом чаще всего сводится к овладению навыками поиска необходимых ресурсов, в то время как вторая сторона, наиболее важная для человека, - общение с другими людьми, обычно остается в тени.

Как показывает практика, школьные учителя, получив первые навыки работы и доступ в Интернет, оказываются перед проблемой содержа-тельного наполнения такой работы. Ведь не секрет, что программы обу-чения в школе не предусматривают использования Интернет-ресурсов, и учителя сами пытаются определить место Интернета в школьной работе.

Не правы те, кто сегодня утверждает, что компьютер заменит собой человеческое общение. Ведь именно компьютер при правильной организации работы способен стимулировать такое общение.

Телекоммуникационное общение возможно через обмен письмами, участие в конференциях и обсуждение в чатах и, наконец, Интернет-телефония и видеоконференции. Телекоммуникационное общение как одна из форм коллективной деятельности органически вписалась в жизнь нашей школы. Для нас очень актуальным сегодня становится такое общение при выполнении проектной работы, которая может органически быть вписана в учебный план почти каждого школьного предмета.

Остановимся на телекоммуникационном общении и проектной работе, которые организуют учителя английского языка нашей школы. Участие в этом проекте предлагает школам Международная образовательная телекоммуникационная сеть I*EARN (iearn.org,iearn.spb.ru). I*EARN (The International Education And Resource Network), международная образовательная и ресурсная сеть - неправительственная, некоммерческая, общественная, педагогическая организация, объединяющая более 4000 школ, в 90 странах мира. Это глобальная инфраструктура людей, имеющая огромный опыт пе-дагогической деятельности и работающая на безвозмездной основе. Мини-стерства образования многих стран сотрудничают с I*EARN, используя его опыт в организации своих национальных систем образования. Два государства - Аргентина и Австралия построили свои образовательные системы в соответствии со структурой I*EARN. Руководят проектами координаторы - учителя английского языка. Это специалисты в своей области знаний или учителя, имеющие большой опыт проектной работы. Результатом выполнения проекта является документ (отчет, реферат, статья, график, таблица, рисунок и т.п.), реализованный в виде печатного издания (журнал, газета, отчет, информационный листок и т.п.) или Web-странички.

Темы проектов, как правило, хорошо согласуются с учебным планом школ, носят межпредметный характер, являясь одним из средств интенсификации обучения, дающим возможность развивать индивидуальные особенности ученика, его познавательные потребности, способности к исследовательской, аналитической деятельности, социальную адаптацию, формировать навыки делового и личного общения.

Проектная деятельность включает три основных направления:

-творческие и языковые проекты;

-научные проекты и проекты охраны окружающей среды;

-проекты изучения социального окружения.

Одним из инновационных средств обучения является использование интерактивной доски SMART board. Больших результатов можно достичь, применяя данное средство обучения в преподавании иностранных языков в средней школе. Данная доска позволяет учителю создать, такие формы работы на уроке, которые расширяют образовательный контент. Доска как интерактивная поверхность может быть эффективным управляющим фактором- инструментом педагога, интересным в то же время для учащихся, всегда желающие вступить с ней во взаимодействие.

Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска SMARTboard позволяет осуществлять:

• активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

• полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

• набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

• сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок;

• активное использование материалов, представленных в SMART Notebook , при изучении всех разделов изучаемого языка;

• постоянную работу учащегося в электронном виде;

• стимулирование развития мыслительной и творческой активности, включать в работу всех учащихся, находящихся в классе, при значительной экономии времени;

Доска медленно становится средовым компонентом, который может мягко регулировать внутрисистемные процессы, стимулировать человека к саморазвитию посредством предложения широких возможностей выбора, а так же организовывать учащихся для решения каких-либо задач, усиливать их мотивацию. Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски, при этом, привлекая к процессу учащихся, которые впоследствии могут самостоятельно работать в небольших группах. Программное обеспечение SMART позволяет не только, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. При сохранении заданий, выполненных учеником на доске, можно проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки. Но важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми , привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс мультимедийных программ, интерактивной доски и других технологий должно ни в коем случае исключать, а дополнять и гармонично сочетаться с другими современными технологиями обучения английскому языку.

Литература



  1. Павлова М.Б. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997. -81с

  2. Полат е.С. Как рождается проект. М.: 1995-200c.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования. М.: издательский центр «Академия», 1999. -256с

  4. Common European Framework of Reference: Learning, Teaching. -Cambridge: CUP, 2011.

  5. Алексеева Т. Е. Роль преподавателя при обучении иностранному языку с использованием компьютерных технологий// Тезисы докладов XXXIV Научно-практической конференции. - Рязань: РВАИ, 2005. - С. 51-53

  6. Зарипова Э.М. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку// Информатизация образования. - Казань №1 2007.


© 2010-2022