Статья на тему Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку

Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре выступает в роли связующего элемента,способствующего проникновению в изучаемую культуру.Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре благотворно влияет на мотивацию учащихся.Я стараюсь придавать большое значение изучению родного края:истории,природы,               хозяйства,культуры,быта нашей республики.Именно использование     краеведения поможет учащимся стать настоящими граж...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку



Панкова Л.И.

Я работаю учителем немецкого языка в селе Нившера Корткеросского района. Считаю, что иностранный язык является одной из самых сложных дисциплин в школе и вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. В то же время есть немало учеников, которые хотят и стремятся владеть иностранным языком. Разрыв в возможностях восприятия материала по предмету существует, и те, кому немецкий дается с трудом, это осознают. Таким образом, я заметила, что интерес к изучению языка у них ослабевает. Я пришла к выводу, что повысить интерес можно с помощью знаний учащихся о своей большой и малой Родине, что при умелом сочетании знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка повысится интерес к предмету. Последнее время стали часто говорить о важности изучения краеведческого материала на уроках иностранного языка, что воспитывает трепетное отношение как к мировым культурным ценностям, так и чувство гордости за национальную культуру.

Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. В соответствии с дидактическим принципом о неразрывной связи процессов обучения и воспитания детям предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: Самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге определяет потенциал исследовательско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе реализации всех форм учебной работы с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина - место, где мы родились, Отечество - Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, также могли бы стать одним из принципов исследования краеведческих материалов в обучении иностранному языку.

Мною и моими учащимися собран материал по истории появления немцев в селе Нившера. Одна из моих учениц, внучка одного из репрессированных немцев, выступала на краеведческой конференции « Отечество - Земля Коми» с докладом по истории политических репрессий «История моей семьи», получила первое место в этой номинации. С докладом о немцах села Нившера я выступила на межрегиональной научно-практической конференции «Немцы в Республике Коми, на Севере России: история и культура». Данный доклад вошел в диск «Немцы России XX века» и был опубликован на сайте немецкой автономии «Книга памяти» в разделе «История немецких семей в биографиях».

Осенью 2012 года Коми республиканский благотворительный общественный фонд жертв политических репрессий «Покаяние» совместно с национально-культурной автономией немцев в Республике Коми начал подготовку к изданию 10-го тома Мартиролога «Покаяние», посвященного немцам, находившимся на спецпоселении в Коми АССР. По объективным причинам Фонд испытывал трудности с получением архивных сведений о спецпереселенцах, поэтому том должен был быть составлен на основе материалов, которые бы предоставили сами репрессированные или члены их семей согласно разработанной Фондом анкете. Сложность подготовки состояла в том, что немцы и их потомки живут на всей территории Республики Коми, и у Фонда не было возможности пообщаться с каждым лично, записать их воспоминания и взять копии документов. По этой причине Коми Республиканский благотворительный общественный фонд «Покаяние» и Министерство образования Республики Коми попросили подключиться к работе по сбору списков о репрессированных немцах по городам и районам учителей и учащихся образовательных учреждений. Так как меня заинтересовала эта работа, я решила собрать группу учащихся и организовала с ними поисково-исследовательскую работу по сбору информации о немцах - спецпоселенцах села Нившера. Работа продолжалась в течение всего учебного года, собранные материалы были включены в первую часть 10-го тома Коми республиканского Мартиролога жертв политических репрессий «Покаяние», посвященного памяти репрессированных российских немцев (издан в 2013 году).

Итак, краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру. Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре не только повышает качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся.

© 2010-2022