Методические рекомендации Реализация принципов личностно-ориентированного обучения на уроках немецкого языка

Переход к информационному обществу требует полного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.Передо мной, как и ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

«Реализация принципов личностно-ориентированного обучения

на уроках немецкого языка в начальной школе»

I. Реализация принципов личностно-ориентированного обучения требует отбора содержания образования, обеспечивающего реализацию поставленной цели. Преподавание немецкого языка в начальной школе веду по УМК Бим И.Л. «Первые шаги» для 2-4 классов, в 5 и 6 классах преемственность в обучении обеспечивают УМК этого же автора «Немецкий язык, 5 класс» и «Немецкий язык, 6 класс».

Все УМК являлись новыми для меня, поэтому, прежде всего, я внимательно изучила структуру учебников, предложенное тематическое планирование, языковой материал с точки зрения его ориентации на развитие личностного потенциала ученика.

УМК Бим И.Л. не содержит поурочного тематического планирования, которое необходимо учителю в работе для реализации принципов личностно-ориентированного обучения. Поэтому к учебникам 2-5 класса я составила свое планирование с учетом поурочной организации материала и формированием ключевых компетентностей. Кроме того, скорректировала цели и задачи уроков в целях организации ориентированного урока, что также отражено в планировании.

Современные УМК, по которым я работаю, имеют недостаточную личностно-ориентированную направленность, кроме того, материала учебника недостаточно. Поэтому я подбираю, составляю и использую разнообразный дидактический материал. Исходя из целей своей деятельности для своих уроков я составляю упражнения, которые, с одной стороны, были бы направленные на развитие личностных качеств ученика, а с другой стороны, опирались бы на ранее накопленный им опыт и преумножали его.

II. Как показал анализ анкетирования учащихся 2-5 классов, основные трудности связаны с переводом с русского языка на немецкий язык и наоборот. В основе этого лежит неуверенное владение лексикой, недостаточная отработка изученных единиц в классе и дома. Поэтому для формирования языковой компетенции я использую систему развивающих упражнений с лексикой к УМК Бим И.Л. для 2 класса, в которую вошли следующие темы:

I. Вводный курс: «Алфавит. Буквы и буквосочетания» (к урокам 1-23),

«Имена немецких и русских детей» (к урокам 1-23),

«Числительные от 1 до 12» (к урокам 13-23)

II. §1 «Новые персонажи учебника» - «Цвета»

«Прилагательные»

§ 2 «Семейные фотографии» - «Семья»

§ 3 «Что Сабина и Свен делают дома» - «Глаголы»

Также составлена система развивающих упражнений для 3-4 класса по теме «Числительные до 100».

Каждая из перечисленных тем имеет примерно одинаковую структуру упражнений. Сначала я предлагаю детям серию упражнений для фронтальной работы в классе, которая имеет цель - первично закрепить материал, научить определенным мыслительным операциям (сравнивать, обобщать и т.д.) и, конечно, заинтересовать учащихся и повысить их мотивацию. Затем каждый ученик получает индивидуальные карточки с различными заданиями по данной теме. Задания распределены по уровню сложности (для сильных, слабых и средних учащихся) и по видам деятельности. Уровень сложности и вид задания выбирает сам ребенок. Данная организация работы позволяет мне также реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения, дать возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал, почувствовать свою значимость и повысить самооценку.

Упражнения для фронтальной и индивидуальной работы имеют разнообразную направленность.

1. Прежде всего, они направлены на повышение уровня особенностей психических процессов ребенка, которые образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли, т.к. именно способы умственных действий играют огромную роль в процессе обучения.

Данные упражнения предусматривают различные способы учебной работы:

- по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

- по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, эксперимент и т.д;

- по форме результата: создание нового образа, закономерность и т.д.

Это такие задания, как:

- на развитие внимания; например:

  • Посмотри внимательно на картинки с изображением гусениц. Каких букв здесь не хватает? Впиши недостающие буквы.

  • Посмотри внимательно на картинки и впиши слова, изображенные на воздушных шариках, в алфавитном порядке и т.д.

- на развитие памяти; например:

  • Посмотри на картинку внимательно. Запомни, какие игрушки и в каком количестве изображены на ней. Теперь закрой картинку и назови всё, что ты запомнил и т.д.

- на развитие воображения, например:

  • Напиши буквы, состоящие из этих элементов.

  • Из каких элементов состоят эти буквы?

  • Попробуй немецкие буквы превратить в русские.

  • Соедини буквы в алфавитном порядке и узнай, что здесь нарисовано.

  • В изображении этой пчелки есть пять немецких букв. Найдите их и напишите по строчке и т.д.

- на развитие наблюдательности, например:

  • Кто больше найдет городов, начинающихся на букву K, W?

  • Какие буквы спрятались? Угадай. Какая буква убежала? и т.д.

- на развитие логического мышления, например:

  • Какая буква лишняя в строке?

  • Помоги буквам найти свой домик на этом рисунке. Соедини разноцветными линиями каждую букву с ее домиком.

  • Прочитай внимательно начало ряда. Догадайся, какая между ними закономерность и продолжи ряды цифр словами и т.д.

Многие задания носят игровой характер, имеют такую формулировку, в которой дается не только задания (найти, составить и т.д.), но и цель выполнения этого задания (например, … и узнаешь, что зашифровано…, как зовут…, что говорит…, и т.д.), например:

  • Помоги Шерлоку Холмсу расшифровать текст письма с помощью кода и узнай, что девочка рассказывает себе.

  • Прочитай буквы так, как они соединены стрелками, и ты узнаешь, откуда приехали наши друзья.

  • С помощью волшебной таблицы замени цифры буквами и прочитай названия некоторых немецких городов.

  • Заполни клеточки словами, обозначающими цифры, и ты узнаешь, как зовут друзей Свена и Сабины.

  • Заполни клеточки кроссворда и узнаешь главное качество Золушки, Дюймовочки и т.д.

2. Кроме того, упражнения подразумевают учет опыта личности ребенка, приобретенный ранее, например:

  • Впишите в алфавитную рамку гласные буквы.

  • Помоги Вини-Пуху составить алфавит из карточек.

  • Раскрась каждую строчку в твои любимые цвета. Обведи буквы, больше похожие на русские.

  • Закрась на этих фантиках те буквы, которые совсем не похожи на русские. Назови их.

  • Реши примеры.

  • Сосчитай и напиши по-немецки количество зверей.

  • Посмотри на картинки и скажи, сколько предметов ты видишь.

  • Посмотри на часы и назови время.

  • Среди русских и немецких имен есть похожие. Прочитай русские имена в колонке слева, а потом найди похожие на них в колонке справа и соедини их.

  • Прочитай имена детей и найди свое имя, если оно есть. Попробуй вписать его под картинкой мальчика или девочки.

  • Выбери из рамочек имена детей и заполни клеточки:

Имена девочек: Имена мальчиков: Имена девочек и мальчиков:

  • Расположи названия цветов в порядке цветов радуги.

  • У девочки много разноцветных уточек. Посчитай, сколько у неё красных, зелёных, жёлтых и голубых уточек. Запиши ответ словами. Например: weiß - zwei.

  • Напиши по-немецки, какого цвета обычно бывают эти предметы или животные.

  • Назови цвета лепесточков, начиная с белого, по часовой стрелке и т.д.

3. Многие упражнения предполагают использование и дальнейшее развитие творческих способностей личности ребенка.

  • Раскрась флаги. Какие цвета тебе понадобятся? Данные здесь предложения подскажут тебе это.

  • Раздели цепочку букв на отдельные слова и узнаешь, кто спрятался в домике. Нарисуй отгадку и т.д.

Кроме того, эти упражнения способствуют расширению кругозора учащихся, удовлетворяют их познавательные потребности и формируют новые интересы, что в конечном итоге развивает самоуправляющие механизмы личности.

В каждой из перечисленных тем есть упражнения на отработку отдельных слов и их употребление в предложении. При работе с целым словом я предлагаю учащимся следующие задания:

  • Составь слова из букв.

  • Расположи слова в алфавитном порядке.

  • Раздели строчку на отдельные слова.

  • Подбери нужное буквосочетание.

  • Какое буквосочетание лишнее?

  • Назови слово, обозначающее … , в котором меньше (больше) всего букв.

  • Распредели все известные тебе слова, обозначающие … , по количеству букв.

  • Правильные или нет подписи к рисункам. Отметь «+» или «-».

  • Найди соответствия в двух колонках.

  • Соедини рифмующиеся слова.

  • Измени выделенную букву так, чтобы получилось знакомое слово. (Выбери вариант из предложенных).

  • Напиши известное тебе слово, в котором есть такое же буквосочетание, как и в новых словах.

  • Найди в каждой строчке слово, которое является лишним по какому-либо признаку.

  • Найди в списке слов знакомые слова.

  • Соедини слова с противоположным значением.

  • Назови общее понятие для слов…

  • Выпиши слова, обозначающие …

  • Найди одинаковые фигуры с буквами и сложи их в слова.

  • Разложи слова на компоненты и т.д.

Для отработки употребления слова в предложении я предлагаю такие задания, как:

  • Соедини немецкие и русские предложения.

  • Найди правильное окончание предложений.

  • Составь предложения из слов.

  • Напиши ответы к вопросам.

  • Соедини вопросы и ответы.

  • Раздели строчки на слова, запиши предложения и узнаешь…

  • Дополни предложения о каком-либо персонаже.

  • Компьютер стер вопросы анкеты, оставил лишь ответы, восстанови вопросы.

  • Дополни предложение, выбрав правильное слово.

  • Подчеркни, какое предложение соответствует картинке.

  • Замени русские слова на иностранные.

Кроме упражнений каждая тема включает разнообразные кроссворды, такие как:

  • Обычный (перевод слов).

  • Найди знакомые слова в таблице.

  • Обычный (вместо слов - картинка).

  • Вставь в слова пропущенные буквы и в выделенных клеточках получится одно слово. Запиши его и переведи.

  • Впиши слова в клеточки. Составь слова из букв, обозначенных «+».

  • Заполни кроссворд и в выделенных клетках ты прочтешь слово. Правильно заполнить его тебе помогут предложения.

  • Чайнворд.

Все упражнения составлены с использованием наглядности - картинок, схем, таблиц и т.д.

В результате выполнения большого числа разнообразных заданий с лексическими единицами учащиеся овладевают также и важнейшими общеучебными способами работы, какими являются:

А) Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке.

Б) Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.

В)Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с карточкой, книгой, словарями; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание.

Г)Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение, решение задач, проблем.

Д) Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка верности решения; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков.

Данные упражнения я предлагаю детям на специальных уроках повторения или на обычных уроках, если остается время. Данный вид работы на уроке вызывает большой интерес у учащихся, о чем свидетельствует анализ анкеты, проводимой в конце года.

Кроме того, я использую развивающие упражнения и по другим темам.

Одним из главных умений при формировании речевой компетенции является аудирование, потому что от уровня сформированности умения понимать речь на слух зависит успех овладения языком в целом. Поэтому с самого начала обучения я стараюсь уделять большое внимание данному умению. Однако, существующих в УМК Бим И.Л. упражнений, на мой взгляд, недостаточно. Они не учитывают личностный опыт ребенка, его индивидуальность. Кроме того, они иногда слишком сложны для учащихся с низким уровнем обученности.

Поэтому я, предварительно изучив новые направления в теории обучения аудированию именно в начальной школе, разработала систему упражнений по обучению аудированию к УМК И.Л.Бим «Шаги» для 2-4 класса.

Данная система упражнений составлена поурочно в соответствии с изучением материала в учебнике. Во 2 классе - это серии уроков в рамках вводного курса, а также основных тем «Новые персонажи учебника», «Семейные фотографии», «Что мы охотно делаем». В конце 1 и 2 полугодия предусмотрены итоговые работы по аудированию. Для 3 и 4 класса упражнения составлены по каждому параграфу. В конце каждой четверти также предусмотрена контрольная работа по аудированию.

Содержание составленных упражнений соответствует интересам младшего школьника и способствует их развитию, учитывает его реальные коммуникативные потребности в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах, затрагивает его чувства, стимулирует фантазию и творческие способности, доставляет ему радость. Упражнения содержат разнообразный языковой материал, который соответствует требованиям содержания обучения в начальной школе, таким как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность.

Структура составленных упражнений также отвечает основным требованиям к структуре упражнений для обучения аудированию. Они содержат четкое задание, включающее: постановку КЗ, ориентирующей на результат, а именно: прослушать текст, чтобы ответить на вопрос, выразить кратко свое отношение к услышанному и т. д.; инструкцию о том, как слушать: чтобы понять все содержание и смысл или только основное. Они - «удобовоспринимаемы» на слух, т.е. информативны, имеют познавательную ценность, доступны в языковом и содержательном планах, а также предусмотрена включенность контроля в программу действий с текстом.

Составленные упражнения позволяют решить задачи обучения аудированию для каждого класса.

1. Сформировать (2 класс), развивать (3класс) и совершенствовать (4 класс) механизмы аудирования.

2. Научить понимать основное содержание с опорой и без опоры на зрительную и двигательную наглядность, а также на паралингвистические средства (жесты, мимика, ритм, интонация, эмоциональная поддержка).

3. Научить полностью понимать высказывания.

Для формирования механизмов аудирования использую следующие упражнения:

1. Для развития речевого слуха: Направленное аудирование, т.е. аудирование фраз или коротких текстов с заданием выделить то или иное языковое явление. Например: «Слушайте предложения и поднимайте руку, когда говорится о прошедшем действии», «Прослушайте два раза одну и ту же фразу, скажите, какое слово пропущено при повторном чтении», «Прослушайте текст и заполните пропуски в аналогичном письменном тексте».

2. Для развития оперативной памяти: Микрореферирование, т.е. выделение ключевой информации в тексте, что увеличивает емкость памяти. Упражнения на прецизионные слова, к которым относятся числительные, дни недели, названия месяцев и имена собственные, преследуют цель создания у учащихся конкретных ассоциаций с наиболее часто встречаемыми прецизионными словами. Упражнения с числительными не только развивают оперативную память, но и отрабатывают гибкость мышления, например, «Прослушай примеры и запиши ответ», «Прослушай номера телефонов и отметь их в том порядке, в каком услышишь, один номер лишний» и т.д.

3. Для развития механизма вероятностного прогнозирования предусматриваются следующие упражнения: упражнения в логическом развитии замысла, т.е. завершение учащимися начатых фраз, упражнения в определении содержания текста по заголовку.

4. Для формирования механизма артикулирования составлены специальные фонетические упражнения, предусмотренные для формирования произносительных навыков и на преодоление фонетических трудностей восприятия.

  • Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком ....

  • Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение.

  • Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.

  • Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

  • Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах.

  • Прослушайте фразу и скажите, сколько раз в ней употреблен заданный звук.

  • Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.

  • Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово и т.д.

Для решения второй и третьей задачи использую собственно коммуникативные упражнения, направленные на восприятие на слух с целью извлечения содержательной информации.

Общее понимание прослушанного проверяю вербальными и невербальными способами. Из невербальных способов использую сигнальные карточки, выбор и показ картинок, отражающих содержание текста; пометы (+) (-) в графическом ключе. Реакция может быть символической: ученики поднимают руку. А также предлагаю детям нарисовать картинку к прослушанному тексту. Реакция на услышанное может быть вербальной: например: выражение согласия или несогласия с помощью восклицания, тесты множественного выбора, заполнение таблицы по прослушанному, ответы на вопросы (на русском, на немецком языке).

Как уже отмечалось, включенность контроля в программу действий с текстом является обязательным, поэтому в данной системе упражнений предусмотрены два вида контролирующих упражнений. В одном из них объектом контроля является результат обучения - понимание прочитанного или прослушанного. Цель измерения данного объекта - диагностика уровня обученности учащихся умению понимать связный текст при восприятии со слуха. Другая группа объектов связана с процессом овладения рецептивными умениями, в ходе которого учащиеся овладевают действиями по пониманию языковых единиц и их преобразованию в смысл.

При составлении упражнений я использовала большое количество наглядности - картинки, которые с одной стороны, служат опорой для восприятия информации, а с другой стороны, повышают интерес и мотивацию учащихся к выполнению задания и создают положительный настрой в работе. При этом учащимся предлагаются различные задания, направленные на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления, творчества.

  • Прослушай предложения и отметь ошибки в подписях к рисункам.

  • Прослушай тексты и подбери к ним картинки. Прослушай тексты еще раз и заполни пропуски в текстах.

  • Прослушай загадки и найди персонажей. Один из них лишний.

  • Прослушай текст и расставь картинки в нужном порядке.

  • Посмотри на картинку и прослушай рассказ. Прослушай рассказ еще раз и отметь предложения в карточке «+» и «-».

  • Прослушай текст и посмотри на картинку. Прослушай предложения из текста и найдите их перевод.

  • Прослушай текст. Какие предложения не соответствуют картинке.

  • Прослушай слова и найди нужную картинку. Одно слово лишнее.

  • Прослушай слова и посмотри на картинку. Подними руку, если услышишь слово, которое не подходит к картинке.

  • Прослушай предложения и раскрась картинки и т.д.

Систематическая работа по обучению аудированию, которую позволяют проводить эти упражнения, способствует формированию не только речевых умений учащихся, но и общеучебных умений, составляющих стратегии учащегося по усвоению языка: а именно, умения и навыки, связанные с организацией учебной деятельности, умения и навыки, связанные с интеллектуальными процессами. И, наконец, развиваются умения и навыки речевой направленности. Последовательное формирование таких умений помогает детям включиться в учебную деятельность, адаптироваться к школьным условиям, и в конечном итоге, способствует развитию личностного потенциала ребенка.

III. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам требует разработки качественной, оперативной и одновременно объективной системы контроля. Такой контроль помогает проводить мониторинг учащихся, готовить их к экзамену по иностранному языку.

Организуя контроль обученности учащихся, провожу его по всем видам коммуникативной компетенции. В своей работе использую различные типы контроля: внешний контроль с моей стороны, взаимный контроль учащихся и самоконтроль. Остановлюсь на каждом типе контроля.

Со своей стороны учителя провожу контроль различных видов. После изучения темы предусматриваю тематический контроль с целью проверки знаний и умений учащихся по данной теме. В конце учебного года провожу итоговый контроль по всему учебному материалу. И, конечно, основной вид контроля - текущий контроль. В зависимости от вида речевой деятельности выбираю различные формы контроля (устные и письменные).

Последние годы самым распространенным видом контроля стали комплексные работы в формате ЕГЭ.

В УМК Бим И.Л. для 2-5 классов предусмотрены итоговые контрольные работы в формате ЕГЭ, но, на мой взгляд, их недостаточно. Поэтому я составила систему контрольных работ в формате ЕГЭ к каждому параграфу для 3-5 класса. Каждая контрольная работа имеет цель проверить степень сформированности языковой и речевой компетентностей по данному разделу учебника. Контрольные работы имеют пояснительные записки, критерии оценивания результатов и ключи.

Тесты включают в себя три раздела: «Чтение», «Лексика» и «Грамматика». В разделе «Чтение» предлагаются задания для контроля двух видов чтения: либо с пониманием основного содержания (с опорой на картинку), либо с полным пониманием текста. В некоторых работах раздел «Чтение» выделен в отдельную тестовую работу и содержит также задания для контроля поискового чтения. Разделы «Лексика» и «Грамматика» нацелены на проверку усвоения лексики по определенной теме и умение употреблять ее в изученных грамматических конструкциях.

Тестовые задания имеют различный характер. Тесты закрытого типа включают: задания альтернативных ответов (согласись или опровергни), задания множественного выбора (отметь букву, соответствующую варианту ответа), задания на восстановление соответствия (найди соответствия и ответ занеси в таблицу), задания на восстановления последовательности (ответы занеси в таблицу). Использование таких заданий позволяет легко и быстро произвести контроль усвоения материала, исключают описки ученика и содержат большой объем проверяемого материала. Однако в них существует вероятность случайного угадывания ответа, поэтому в работы включены задания открытого типа, предусматривающие свободное конструирование ответа, например, дополни предложения, вставь нужный предлог и т.д. Кроме того, я использую задания на развитие мыслительных операций, например, исключи лишнее слово, найди общее понятие для группы слов и т.д.

В тесты включены задания с разным уровнем сложности, которые позволяют ученикам выбрать задания своего уровня, набрав максимальное для себя количество баллов. При оценивании тестов я использую рейтинговую систему. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Вся работа оценивается по общему количеству набранных баллов. Контрольные работы в форме теста являются не совсем обычными для учащихся начальной школы. У них вызывают интерес формулировки заданий, система оценивания. Выполнение таких работ, во-первых, готовит учеников к формату ЕГЭ, во-вторых, благодаря соответствующему содержанию способствует развитию личностного потенциала ребенка и повышает интерес к предмету.

Кроме внешнего контроля использую взаимный контроль учащихся, который провожу на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при выполнении упражнений, при проверке степени усвоения знаний и умений. Для его организации создаю на уроке временные группы из 2-4 человек. В качестве учителя назначаю разных учеников, в том числе и слабых. Это позволяет ребенку поднять свой статус в глазах одноклассников, способствует повышению его самооценки («у меня получилось быть учителем»). При взаимоконтроле вырабатывается также более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников.

На уроках организую также самоконтроль учащихся, который направлен на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок. Самоконтроль провожу в различных формах: сверка с образцом, повторное выполнение упражнения, проверка полученных результатов. Последнюю форму самоконтроля использую также с применением наглядности в заданиях, типа «Расставь реплики диалога (части текста) в нужном порядке и проверь себя по сложившейся на обратной стороне картинке».

При оценивании знаний учащихся подхожу к ним не с позиции оценки, а учитывая их индивидуальные личностные особенности. Стараюсь обращать внимание на успехи всего класса в целом и отдельных учеников таким образом, чтобы они чувствовали свое продвижение вперед.

IY. Рассматривая учащегося как активного субъекта познания, организую учебную деятельность с учетом его индивидуальных особенностей и предоставляю ему право осваивать то содержание и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его реальным возможностям, потребностям и интересам. Поэтому одним из направлений своей работы в целях организации ориентированного урока считаю реализацию индивидуального подхода к ученику. Начинаю её с изучения личности ребенка: уровня темперамента, уровня особенностей психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления), уровня опыта личности (знаний, умений, навыков, привычек) и уровня направленности личности (интересов, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций). Данную работу провожу путем наблюдений на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с психологом, с родителями. Провожу также небольшие тесты. Полученные данные анализирую и учитываю при общении с детьми на уроке и вне его.

Дифференциацию осуществляю на различных этапах урока и использую при этом:

  • разноуровневое изложение материала; вначале усложненное, затем упрощенное;

  • целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;

  • учет типа восприятия ученика (визуалы, аудиалы, кинестетики);

  • многократное повторение изложенного в течение урока (для детей с плохой памятью);

  • использование наглядности в разных видах, в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);

  • дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся, целевой направленности обучения;

-дифференцированная самостоятельная работа по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности, по образцу, показанному мной или учеником у доски; в паре, группе; полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения,

- групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля, работа в парах;

- индивидуальный опрос (по заранее данным ученику вопросам, по плану, данному учителем, письменный ответ на устные вопросы, предварительный ответ товарищу или в группе, а затем перед классом, ответы не сразу, а по частям, дозирование сложности вопросов, индивидуальный ответ во внеурочное время);

  • дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором, индивидуализация критериев оценки);

  • самоконтроль по образцам и критериям;

  • индивидуализация домашних заданий (по объему, по сложности, по творческой направленности, по срокам выполнения);

При организации урока планирую различные виды дифференцированной помощи:

  • указание типа упражнения, правила, на которое опирается задание;

  • дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. п.);

- запись схем в виде значков, таблиц;

  • указание алгоритма решения или выполнения;

  • указание аналогичных упражнений, выполненных раньше;

  • объяснение хода выполнения подобного задания;

- предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного задания;

  • побуждение к поиску решения определенных ассоциаций;

  • раскрытие причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;

  • расчленение сложного задания на элементарные составные части;

  • постановка наводящих вопросов;

  • предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания; и т.д.

На уроке стараюсь чаще переключать учащихся с дифференцированной работы на коллективную, совместную. Стараюсь, по возможности, на уроке создавать ситуацию самостоятельного выбора для учащихся разных уровней, хваля сильных учеников, постоянно поощряю слабых.

Проанализировав УМК Бим И.Л. с точки зрения реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, я ощутила нехватку соответствующих упражнений. Поэтому я подобрала и составила систему индивидуальных заданий для 2-4 класса по всем изучаемым темам. В каждой теме упражнения распределены по трем уровням сложности, и направлены на развитие различных составляющих коммуникативной компетенции. Уровень сложности и вид упражнения выбирает сам ребенок. Все упражнения составлены с использованием наглядности - картинок, схем, таблиц и т.д. Подбор дифференцированных заданий позволяет создать индивидуальную образовательную траекторию. Данные упражнения я предлагаю детям на специальных уроках повторения или на обычных уроках, если остается время. Данный вид работы на уроке также вызывает большой интерес у учащихся, о чем свидетельствует анализ анкеты, проводимой в конце года.

В целях создания условий для развития личностного потенциала ученика и проявления его познавательной активности я использую следующие средства:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт ученика.

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и формы учебного содержания.

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижений.

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

V. Для развития субъектной позиции ученика и активности его в познавательной деятельности я использую различные методы. Один из них - метод проектов, т.к. он стимулирует интересы детей, развивает их желания учиться, затрагивает личность ребенка в целом и вовлекает в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения. Метод проектов позволяет учитывать потребности ребенка и активизировать их деятельность за счет использования игры как способа обучения, делает ребенка действующим лицом в учебном процессе. При этом ученик осознает, что изучение нового материала связано с его личностью и интересами. Проект учит учащихся работать над языком самостоятельно, стимулирует их самостоятельность и творчество. Работа над проектом очень нравиться ученикам, особенно в начальной школе, потому что каждый при этом, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность. Такая работа формирует у детей умения самостоятельно действовать в социальных ситуациях, т.е. способствует социализации личности.

Я использую метод проектов во всех классах, начиная со 2-го. В младших классах - это в основном мини-проекты, рассчитанные на один или несколько уроков. Например, «Моя визитная карточка», «Мой любимый сказочный герой», «Я и моя семья» в 2 классе, «Мое любимое время года» в 3 классе, «Как я провел лето» в 4 классе, оформление праздничных открыток и т.д. Начиная с 5 класса, учащиеся делают проекты, рассчитанные на несколько уроков или на четверть. Работа над проектом происходит в традиционной последовательности и завершается творческим оформлением и презентацией. То есть проект - это «пять «П»:

  • Проблема

  • Проектирование (планирование)

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация

  • Шестое «П» проекта - его Портфолио

Все проекты и другие значимые для ученика работы он собирает в портфолио, который свидетельствует о его достижениях. Создание портфолио помогает ученику осознать свой успех в изучении иностранного языка, развивает его самооценку путем взаимодействия со взрослыми (учителем, родителями), помогает ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность. Все это способствует развитию личностного потенциала ребенка, развитию его интересов и поддержанию мотивации в изучении языка.

Для реализации основной цели личностно-ориентированного обучения я использую следующие методы:

1. Создание ситуации выбора.

Целенаправленное и систематическое создание ситуации выбора осуществляю различными способами. «Тренировка» в выборе происходит по принципу постепенного «укрупнения» выбираемых элементов: выбор уровня сложности выполняемой деятельности, выбор домашнего задания и способа предоставления его результатов, выбор конкретной роли при проведении ролевой игры, выбор объема и уровня сложности контрольной работы. Это позволяет постепенно формировать умения осознанного выбора и ответственности за него.

  1. Ролевые и деловые игры.

При организации и анализе проведения игры обращаю внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень их включенности в игру, активность, проявляемую инициативу.

Для своей работы в начальной школе я подобрала различные игры, которые разделила на три группы:

  • игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления;

  • игры, направленные на развитие творческого воображения;

  • игры, направленные на регуляцию психического состояния (физкультминутки);

Для 2-4 класса подобрала игры по различным темам, различных форм (настольные, подвижные).

3. Создание ситуации успеха.

Для меня важно приободрить ученика, стимулируя его дальнейшую деятельность и выдвигая оптимистический прогноз будущих достижений.

Ситуация успеха - проживание ребенком как субъектом своих личностных достижений. Назначение ситуации успеха в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном развитии ее способностей. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что он чего-то стоит как человек.

Я использую следующие пути создания ситуации успеха:

  1. Оказание поддержки со стороны учителя:

  

тактильный контакт вербальный контакт зрительный контакт

(пожать руку, погла- (похвала, словесная (добрый, вдохнов-

дить по голове) поддержка) ляющий взгляд)

2) Демонстрация доброжелательного отношения к ребёнку.

а) со стороны учителя:

  • приём преувеличения успеха (сообщать ученику, что он добился лучших результатов, даже если его результаты были средними);

  • приём «все получится» (сообщать о возможных хороших результатах в форме внушения).

б) со стороны одноклассников:

•приём сопереживания (все вместе будем «болеть» за одноклассника, чтобы помочь достичь ему хороших результатов);

  • «кольцовка комплиментов»;

  • оценивание друг друга через качественную оценку (условие: обязательно найти хорошие качества в товарище и его работе на уроке).

3) Использование дифференцированного обучения:

• приём скрытого упрощения (предложить выполнить более лёгкое задание, не сообщая об этом всем);

  • индивидуальные задания с гарантированной помощью учителя;

  • повторение успеха (закрепление навыков и знаний, усвоенных учениками с постепенным их усложнением).

  1. Реализация основных «заповедей» создания ситуации успеха:

  • Доброжелательность - расположенность присутствующих, улыбка, дружеское подбадривание, ожидание и интерес к будущему результату.

  • Снятие страха - «Это совсем не трудно...», «Если не получиться, мы поищем другой способ...», «Мы всегда готовы помочь...» и т. п.

  • Высокая мотивация - «Нам это очень надо, потому что...», «Для тебя это важно, так как...»

  • Авансирование - «У тебя, такого талантливого (умного, сильного и т.п.) непременно получится...»

  • Скрытая инструкция - «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с ...», «Обычно удобнее приступать с... », «Здесь, вероятно, главное...»

  • Персональная исключительность - «Только ты и мог бы...», «Именно на тебя у нас большая надежда»

  • Высокая оценка детали - «Особенно тебе удалось...», «Больше всего мне нравится, как ты...», «Поражает такой фрагмент…».

4.Оценка информационного воздействия на учеников (рефлексия).

На уроках провожу следующие виды рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния провожу в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяю карточки с изображением лиц. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Рефлексия содержания учебного материала использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чтобы простимулировать ученика к высказыванию собственного мнения по поводу отдельных сторон образовательного процесса, я использую вопросы типа:

  • Что ты запомнил в ходе урока? (такие вопросы позволяют выяснить, какая учебная информация перешла в пассивное оперативное запоминание).

  • Что ты понял в ходе урока? Что было самым сложным? В чем сумел разобраться? (такие вопросы позволяют выяснить, какая учебная информация активизировала мыслительные процессы ученика).

  • Что тебе больше всего понравилось в ходе урока? (такие вопросы позволяют выяснить, какая учебная информация затронула эмоционально-познавательную сферу личности).

Такие вопросы стимулируют внутреннюю организацию учащихся, самостоятельное получение информации о характере усвоения содержания урока, формируют навыки самоконтроля и самооценки успешности учебной деятельности.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, использую один из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

VI. Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает создание системы диагностики.

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:

  • направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;

  • преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.

В этом отношении компетентностный подход предполагает оценку учебных знаний ученика на уровне личностных достижений, что практически снижает значение конечного результата, перенося акцент на процесс развития в ежедневной учебной, социальной деятельности. Ценностью становятся малые достижения, усилия ученика, преодоление трудностей на пути достижения успеха.

Создавая свою систему диагностики, я исходила из того, что личностно- ориентированный подход можно осуществить, лишь узнав ребенка как индивидуальность, выявив особенности его развития, отклонения от норм возрастного развития, приобретенный знаниевый и социальный опыт, проблемы его социализации в учебной сфере, в семье, в ученическом коллективе. Важно знать также мотивацию к обучению, стиль учебной деятельности, формы переживания ролевых конфликтов, отношения ребенка к преподаваемым предметам.

Прежде всего, в своей практике я учитываю следующие индивидуальные особенности личности учащихся:

а) Тип высшей нервной деятельности

б) Доминирующий канал восприятия информации

в) Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

г) Особенности памяти

д) Особенности внимания

е) Особенности самооценки

Я использую различные методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, метод незаконченных предложений. В качестве инструментов для получения систематизированных данных я использую учетные карты. Кроме карты учета индивидуальных особенностей личности учащихся, на каждый класс заведена учетная карта «Сформированности коммуникативных компетенций», где я отслеживаю результаты каждого ученика группы по различным видам коммуникативной компетенции в течение четверти. В конце четверти обсуждаю полученные результаты с учениками с целью наглядно продемонстрировать прогресс ученика или его остановку. Кроме того, на каждый класс заведена карта диагностики сформированности общеучебных умений и навыков школьников. Заполнение карт ведется в тесном контакте с психологом школы и учителями начальных классов.

Для мониторинга личностного развития школьников в области интеллектуально-когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы и потребностно - мотивационной сферы составила специальную анкету, которая позволяет мне выявить интересы учащихся в процессе изучения иностранного языка, уровень их мотивации, тревожности, преобладающие мотивы учения, проанализировать трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в работе и скорректировать свою деятельность по устранению этих трудностей и дальнейшему развитию личностного потенциала ребенка средствами иностранного языка.

Моя цель - найти место на уроке для каждого, повысить эффективность процесса обучения за счет индивидуальных возможностей учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный компонент государственного стандарта. // Сборник нормативных документов. Иностранный язык. М., 2008

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» // Стандарты и мониторинг. - 2002, №1

3. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991

5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986

6. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Жьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т., 2005

7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1994

8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика образовательных систем. М., 1994

9. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1999

10. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования. // Народно образование, 2003, №2

11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000

12. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995

13. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000


© 2010-2022