Презентация «Тренировочный аспект развития навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку»

Презентация и текст к презентации поможет учителю четко построить стратегию подготовки учащихся к успешному выполнению раздела «Аудирование» при сдаче ЕГЭ по английскому языку.Парадоксально, но до недавнего времени аудирование считалось легким умением. Главенствующую роль играло говорение, а понимание  речи было само собой разумеющимся «бесплатным приложением» к нему. Увы, практика показала ошибочность этой точки зрения. Как оказалось, процесс восприятия и понимания звучащей речи является  весьм...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Парадоксально, но до недавнего времени аудирование считалось легким умением. Главенствующую роль играло говорение, а понимание речи было само собой разумеющимся «бесплатным приложением» к нему. Увы, практика показала ошибочность этой точки зрения. Как оказалось, процесс восприятия и понимания звучащей речи является весьма сложным психологическим процессом, и по мнению методистов должен быть развит лучше других видов речевой деятельности.

Я уверена, что основную трудность при овладении иностранным языком представляет наработка навыков и умений, в первую очередь, аудирования и говорения. Причем говорению невозможно научиться без аудирования. Они вместе образуют единое целое для развития навыков устного общения. Развитие навыков аудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку. Причем известно, что прежде всего необходимо сформировать основополагающие операции при аудировании.

  • Опознание звукового потока;

  • Восприятие значения аудируемых единиц;

  • Выявление значимой информации в аудируемом тексте.

Так как аудирование является сложным психологическим процессом, то возникают объективные трудности, которые нужно учитывать в учебном процессе.

  • Трудности, обусловленные условиями аудирования: внешние шумы, помехи, плохая акустика, видимое наличие - отсутствие источника речи.

  • Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи: особенности дикции, темпа, тембра, нарушения артикуляции.

  • Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала: использование большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур.

В Едином Государственном Экзамене аудирование рассматривается как цель обучения. В него включены задания на проверку сформированности умений следующих видов аудирования:

  • Извлечение необходимой информации (задание B1-В6).

Цель данного вида аудирования - вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное. При этом орфографические и грамматические ошибки не учитываются. Продолжительность звучания текстов - две минуты.

  • Понимание основного содержания, с извлечением основной информации (задание B8). Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного.

Пять человек (по 40-50 секунд каждый) высказывают свою точку зрения на одну и ту же проблему.

  • Полное понимание содержания и смысла (задания А8-А14). В отечественной методике также используется термин детальное аудирование. Этот вид аудирования предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а именно восприятие и узнавание элементов аудиотекста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов.

Собственно умение аудировать с вышеобозначенными целями являются комплексными специфическими умениями.

Среди них следует назвать:

  • умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;

  • умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);

  • умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом;

  • умение прогнозировать развитие высказывания;

  • умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;

  • умение понимать причинно-следственные связи в тексте;

  • умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);

  • умение делать выводы из услышанного;

  • умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания).

Недостаточная сформированность этих отдельных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом.

И именно на развитие данных умений и следует учителям обращать особое внимание при работе с детьми, готовящимися к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.

В связи с этим необходимо очертить круг системы обучения аудированию.

Он включает три основных уровня:

- элементарный - посвящается формированию перцептивной базы аудирования

- продвинутый - развитию аудирования как вида речевой деятельности;

- завершающий - овладению устным общением, в ходе которого ученик выступает в роли слушающего.

Таким образом, требуется соблюдение последовательности. Формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы: тренировочную (подготовительную) и речевую (коммуникативную).

I.Подсистема тренировочных (подготовительных) упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это ещё не речевая деятельность, а создание основы и средств для её осуществления. Она призвана обеспечить техническую сторону аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения смысловой обработки знаков более низкого уровня - от слов до микротекстов.

Примеры подготовительных упражнений это:

  1. Упражнения для обучения речевому слуху:

  • прослушайте и повторите несколько пар слов: law - low, saw - so, coke - cock;

  • прочитайте вслух текст с фонетическими пометками и др.

  1. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:

  • Подобрать как можно больше определений к словам.

  • Составить возможные словосочетания с существительными / глаголами / наречиями / прилагательными;

  • в рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания / клише и перевести их;

  • упражнения в логическом развитии замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.;

  • определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

Упражнения для развития словесно-логической памяти.

  • прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме;

  • прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение;

  • прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу и др.

4.Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:

  • прослушать фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия);

  • прослушать текст, содержащий реалии; сгруппировать понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т.д.). Проверьте себя по ключу;

  • прослушать фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию (например: Brazil - Brasilia,). Объясните разницу на иностранном (или родном) языке.

Подсистема коммуникативных упражнений нацелена на обучение восприятию диалогической речи, восприятию речи при участии в диалоге, монологической речи, применение видео.

Упражнения данной подсистемы помогают достичь определенных умений. Они перед вами

1) определять наиболее информативные части сообщения;

2) устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

3) соотносить содержание с ситуацией общения;

4) членить аудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них;

5) объединять разрозненные смысловые куски в целый текст;

6) использовать ориентиры восприятия (паузы, ударения, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише) для создания установки на выполнение определенной деятельности с речевым сообщением;

При проведении подготовительных упражнений моя цель заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит ученику сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

В своей работе я активно использую следующие речевые упражнения.

1.Упражнения для обучения восприятию диалогической речи «со стороны».

  • Учащимся предлагаю прослушать диалог, составить аналогичный на ту же тему.

  • Предлагаю ученикам прослушать начало диалога, расширить и дополнить последнюю реплику одного из партнеров.

  • Ученикам предлагается прослушать аудиофрагмент (видеофрагмент), а затем пересказать разговор действующих лиц.

  • Ученики прослушать диалог, пересказать его в форме монолога



  1. Упражнения для обучения восприятию диалогической речи при участии в диалоге.

  • Предлагаю прослушать ряд вопросов, записанных на диск, затем дать развернутые ответы.

  • Прошу учеников прослушать начало диалога (полилога), затем продолжить его в парной работе.

  • По мере восприятия диалога в фонозаписи (или фрагмента кинофильма) предлагаю воспроизвести диалог в новом варианте в парной работе и т.д.

3. Упражнения для обучения восприятию монологической речи.

  • Дети слушают текст, затем отвечают развернуто на вопросы.

  • Учащимся предлагаю воспроизодят прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины и т.д.).

  • Прошу детей выделить в речевом сообщении смысловые куски и озаглавить их.

  • Предлагаю прослушать текст, составить рецензию на него по плану:

а) тема сообщения;

б) действующие лица;

в) краткое изложение содержания;

г) основная идея;

д) оценка прослушанного.

Применение видео является очень эффективным при формировании коммуникативной культуры школьников, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. При просмотре можно проводить следующие виды работ:

  • проверка предсказаний, сделанных учащимися до просмотра;

  • информационный поиск. После первого просмотра учащимся предлагаются упражнения на поиск информации, и сюжет просматривается снова, по сегментам или целиком, в зависимости от уровня класса и задач урока;

  • работа с отдельным сегментом. Этот этап работы предоставляет наибольшие возможности для формирования элементов коммуникативной культуры. Кроме того, на этом этапе проводится отработка основных навыков дешифровки текста, что является важнейшим аспектом аудирования. Учащиеся просматривают какой-либо отдельный сегмент видеосюжета и выполняют одно из упражнений. Иногда можно убрать изображение, чтобы остался только звук. Сюжет проигрывается по частям, и ученикам задаются вопросы: кто говорил? где происходило действие? что делали герои? куда пошли? о чем беседовали? и т.д. Когда собрана вся возможная информация, ребята смотрят еще раз, уже с изображением, и проверяют свою интерпретацию.

На завершающем этапе обучения аудированию можно применять следующие тренировочный блок.

  • Классные стратегии

  • Использование радио

  • Использование различных аудиопособий

  • Использование интернета

Классные стратегии.

Предположения.

Видеосюжет проигрывается со звуком и изображением, но время от времени картинка останавливается, и во время паузы учащиеся пытаются предугадать, что персонажи скажут или сделают в следующем кадре.

Попеременное прослушивание и просмотр.

Разделить класс на две группы. Попросить одну группу выйти их класса, пока вторая группа смотрит эпизод с выключенным звуком. Первая группа возвращается, вторая покидает комнату. Эпизод проигрывается снова, на сей раз со звуком, но без изображения. Затем группы объединяются, делятся на пары и обсуждают, что на экране произошло и кто что сказал.

«Что они на самом деле думают?»

Это упражнение основано на идее, что люди не всегда говорят то, что думают. Остановите пленку на ключевых моментах и попросите студентов предположить, каковы настоящие мысли говорящего.

Инсценировка прослушанного.

Дайте каждому ученику персонаж для изучения. Скажите, чтобы во время просмотра они внимательно посмотрели, как сыграна эта роль. Затем попросите учащихся сыграть по памяти свои роли. Необязательно воспроизводить текст дословно, нужно только играть соответственно персонажу. Если выбранный сегмент очень короткий, можно выучить роли наизусть. Затем звук выключается, и учащиеся озвучивают своих персонажей во время просмотра.

Использование радио.

Часто в своей работе я использую материалы радиопередач. Сначала я предлагаю ученикам прослушать радиопередачу (материал записан, и выбирается интересная тема). Лучше всего проводить такие уроки по страноведческому материалу - традиции, праздники страны изучаемого языка. Необходимо ознакомить школьников с разговорными клише, которые дикторы могут употреблять в речи, обратить внимание школьников на произношение и фонетику диктора. По окончании программы слушатели обсуждают радиопередачу на английском языке. Они оценивают ее содержательный аспект и фонетический. Необходимо, чтобы ученики отметили и то, с какими трудностями они столкнулись при подготовке к обсуждению радиопередачи.

Применение аудиопособий.

Последнее время широкое распространение получили пособия для подготовки к ЕГЭ различных изданий, богатые материалом по аудированию. Я также широко использую их на уроках. Значительным их преимуществом является живая речь с хорошим произношением и разнообразие заданий, активизирующих внимание учащихся. Упражнения по аудированию , как правило, они полностью методически разработаны, экономя время учителя: даны ключевые слова, вопросы, предваряющие текст. Часто предлагается вставить пропущенные слова или найти несоответствия между написанным и звучащим текстом.

Обучение аудированию через интернет.

Одним из перспективных направлений является обучение аудированию с использованием системы Интернет.

Актуальность обучения иностранным языкам через систему Интернет сегодня приобретает все большую значимость. Она рассматривается как одна из ведущих современных технологий обучения, так как ее возможности в области образования безграничны. Интернет предоставляет следующие возможности:

  • организация, планирование процесса обучения;

  • поиск нужной информации как для учителя, так и для ученика;

  • подбор текстов для обучаемых с различным уровнем владения

В современной методике обучения иностранным языкам ведущая роль отдана коммуникативному подходу, соответственно, принципы обучения аудированию через интернет формулируются на его же основе:

Вот это созвездие этих принципов:

  • Принцип интерактивного обучения. Формирование интерактивной личности сегодня считается одной из задач компьютеризированного обучения.

  • Принцип отбора материала с учетом изученной лексики.

  • Принцип учета степени трудности текстов в связи с ожидаемыми действиями учащихся.

  • Принцип совместной работы как результат коммуникативного подхода к обучению.

  • Принцип использования имитационного обучения.

  • Принцип осознанности учащимися их обучаемой деятельности.

  • Принцип аутентичности.

  • Принцип индивидуальности.

  • Принцип самостоятельности учащихся.

  • Принцип учета социокультурных особенностей страны изучаемого языка.

И конечно, завершающий этап - контроль сформированности навыков аудирования.

Проверяется и контролируется с помощью следующих упражнений:

  • ответов на вопросы, касающиеся общего содержания и отдельных деталей/фактов;

  • составления развернутого плана;

  • пересказа на иностранном языке с опорой на картину (рисунки, схемы, ключевые слова или план);

  • драматизации аудиотекста;

  • составления резюме/оценки текста;

  • невербальных способов проверки: составление схемы, таблицы, изображение предметов/деталей и т.д.;

  • деления аудиотекста на смысловые куски и озаглавливания их;

  • оценки поступков действующих лиц;

  • заполнения пропусков.

Исходя из опыта работы, можно сделать единственный вывод: формирование понимания речи на слух должно протекать в естественных условиях звучащей речи. Аудирование, используемое в качестве средства обучения, стимулирует учебную и коммуникативную деятельность обучающихся, обеспечивает управление процессом обучения.

В виде постскриптума предлагаю небольшой совет для учащихся.

Не только во время подготовки к аудированию чаще смотрите канал ВВС, слушайте Британское радио, наслаждайтесь новинками кинематографа без перевода. Это поможет не только привыкнуть к быстрому темпу чужой речи, но и быть в курсе последних политических, экономических и культурных событий.



© 2010-2022