Система работа работы с одаренными детьми на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с одаренными детьми (с детьми с повышенными образовательными способностями) на уроках английского языка и во внеурочное время


Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.

В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности

Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше. Работа с одаренными детьми - одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная. Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем: во-первых, что такое «одаренность»; во-вторых, каковы основные характеристики критериев его сформированности и методики выявления; в - третьих, как она проявляется и формируется на уроках иностранного языка.

Одаренность - основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему переносить свой талант на более высокие уровни.

• Одаренность проявляется как способность к выдающимся

достижениям в любой социально значимой сфере человеческой

деятельности, а не только в академических областях.

Существует много различных методик, диагностик, тестов, анкет, опросников разработанных психологами для выявления одаренности, ее видов и уровня сформированности.

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей

одаренности относится концепция, разработанная американским ученым

Джозефером Рензулли. Согласно этой концепции одаренность

есть сочетание трех основных характеристик:

интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень),

креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на

задачу).

Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас.

Выделяют различные виды одаренности: (вы их видите на слайде)

-интеллектуальную;

-творческую;

- академическую;

- художественно-эстетическую;

- социальную;

- психомоторную.

Мне бы хотелось отметить признаки академической одаренности:

Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям, высокая мотивация при изучении предмета.

Академическая одаренность имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способность к обучению (легко осваивают любую деятельность, а есть учащиеся, у которых повышенные способности в определенной области, напрмиер способности к точным или гуманитарным наукам)

Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и для всестороннего развития личности

Учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.

.

Матрица определения видов одаренности

Вид одаренности

Признаки различения

1. Интеллектуальная

Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.

2. Академическая

Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета.

3. Творческая

Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать все по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.

4.Лидерская

Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определенной мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями.

5.Художественно-исполнительская

Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное, обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции: неповторимость в самовыражении, сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.

6.Психомоторная

Проявляет повышенную активность в движениях, предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации двигательных процессов, пластики, спортивность, соревновательность, усиленный кинестетический самоконтроль.


Как я уже отмечала, «Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.

Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

1-урочная деятельность (виды которой вы видите на слайде) - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки; творческие домашние задания.

В рамках урока используется дифференцированная работа, разноуровневые технологии, обучение в сотрудничестве (сильный ученик выполняет роль учителя), проектный метод, различные творческие задания. (примеры на слайде)

2-внеурочная деятельность: предметные олимпиады, предметные недели, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, кружки, «Школа одаренного ребенка»

3-система дополнительного образования - дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

В прошлом году я вела занятия в «Школе одаренного ребенка» для семиклассников. На занятиях я использовала различные творческие задания, например: «Закончи историю», учились составлять синквейны по различным темам, играли в коммуникативные игры, разбирали популярные идиомы английского языка. Также я использовала задания на все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, устная речь. Задания на страноведение. Также мы смотрели мультфильмы на английском языке. Очень важно давать ученикам дивергентные задачи, и такие задания, которые способствую развитию креативности.

Семиклассники впервые участвовали в муниципальном этапе олимпиады по английскому языку, и у нас был неплохой результат:

Сейчас я продолжаю работу уже с восьмиклассниками. Но на занятиях использую задания для подготовки к ГИА. Также некоторые 8классники поучаствовали уже в этом году во Всероссийской Интернет-Олимпиаде по английскому языку, получили сертификаты участника. А результаты будут в декабре.

В 5 классе веду кружок, в рамках которого мы с ребятами на каждом занятии делаем страничку журнала. Так у нас уже есть страничка с «Identity cards», грамматическая страничка, страничка "Personal letters", (показать пример на слайде )на следующем занятии планируем оформить лексическую страничку «Человек». В интересной для ребят форме, мы изучаем на занятиях много нового.

Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с обучающимися, мы делаем плакаты, проекты. В каждой параллели проводятся игры и викторины. Также традиционно мы проводим концерт, где ребята поют песни, читают стихи на английском языке. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей. Также мы ежегодно участвуем в городском фестивале творчества на иностранных языках.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: Необходимо


  1. Максимально развивать способности и творческий потенциал одаренных детей на основе дифференцированного подхода в обучении.

  2. Учителю нужно с помощью разнообразных технологий согласовывать свои приемы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ученика.

  3. Необходимо расширить число формы работы с одаренными учениками: участие в интеллектуальных игровых конкурсах типа «The British Bulldog», марафонах, очных и заочных олимпиадах, научно-практических конференциях.

  4. Шире использовать возможности интегрирования английского языка с другими школьными предметами.

  5. Обязательно вовлекать одаренных учеников в исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы, создание ситуации успеха и уверенности.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний. Педагогу самому необходимо быть креативным и постоянно самосовершенствоваться.


© 2010-2022