- Преподавателю
- Иностранные языки
- Система работа работы с одаренными детьми на уроках английского языка
Система работа работы с одаренными детьми на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Николаева Е.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система работы с одаренными детьми (с детьми с повышенными образовательными способностями) на уроках английского языка и во внеурочное время
Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.
В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности
Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше. Работа с одаренными детьми - одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная. Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем: во-первых, что такое «одаренность»; во-вторых, каковы основные характеристики критериев его сформированности и методики выявления; в - третьих, как она проявляется и формируется на уроках иностранного языка.
Одаренность - основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему переносить свой талант на более высокие уровни.
• Одаренность проявляется как способность к выдающимся
достижениям в любой социально значимой сфере человеческой
деятельности, а не только в академических областях.
Существует много различных методик, диагностик, тестов, анкет, опросников разработанных психологами для выявления одаренности, ее видов и уровня сформированности.
К числу наиболее популярных в современной психологии моделей
одаренности относится концепция, разработанная американским ученым
Джозефером Рензулли. Согласно этой концепции одаренность
есть сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень),
креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на
задачу).
Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас.
Выделяют различные виды одаренности: (вы их видите на слайде)
-интеллектуальную;
-творческую;
- академическую;
- художественно-эстетическую;
- социальную;
- психомоторную.
Мне бы хотелось отметить признаки академической одаренности:
Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям, высокая мотивация при изучении предмета.
Академическая одаренность имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способность к обучению (легко осваивают любую деятельность, а есть учащиеся, у которых повышенные способности в определенной области, напрмиер способности к точным или гуманитарным наукам)
Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и для всестороннего развития личности
Учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
.
Матрица определения видов одаренности
Вид одаренности
Признаки различения
1. Интеллектуальная
Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.
2. Академическая
Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета.
3. Творческая
Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать все по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.
4.Лидерская
Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определенной мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями.
5.Художественно-исполнительская
Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное, обостренная интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции: неповторимость в самовыражении, сильная увлеченность разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.
6.Психомоторная
Проявляет повышенную активность в движениях, предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации двигательных процессов, пластики, спортивность, соревновательность, усиленный кинестетический самоконтроль.
Как я уже отмечала, «Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность (виды которой вы видите на слайде) - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки; творческие домашние задания.
В рамках урока используется дифференцированная работа, разноуровневые технологии, обучение в сотрудничестве (сильный ученик выполняет роль учителя), проектный метод, различные творческие задания. (примеры на слайде)
2-внеурочная деятельность: предметные олимпиады, предметные недели, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, кружки, «Школа одаренного ребенка»
3-система дополнительного образования - дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
В прошлом году я вела занятия в «Школе одаренного ребенка» для семиклассников. На занятиях я использовала различные творческие задания, например: «Закончи историю», учились составлять синквейны по различным темам, играли в коммуникативные игры, разбирали популярные идиомы английского языка. Также я использовала задания на все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, устная речь. Задания на страноведение. Также мы смотрели мультфильмы на английском языке. Очень важно давать ученикам дивергентные задачи, и такие задания, которые способствую развитию креативности.
Семиклассники впервые участвовали в муниципальном этапе олимпиады по английскому языку, и у нас был неплохой результат:
Сейчас я продолжаю работу уже с восьмиклассниками. Но на занятиях использую задания для подготовки к ГИА. Также некоторые 8классники поучаствовали уже в этом году во Всероссийской Интернет-Олимпиаде по английскому языку, получили сертификаты участника. А результаты будут в декабре.
В 5 классе веду кружок, в рамках которого мы с ребятами на каждом занятии делаем страничку журнала. Так у нас уже есть страничка с «Identity cards», грамматическая страничка, страничка "Personal letters", (показать пример на слайде )на следующем занятии планируем оформить лексическую страничку «Человек». В интересной для ребят форме, мы изучаем на занятиях много нового.
Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с обучающимися, мы делаем плакаты, проекты. В каждой параллели проводятся игры и викторины. Также традиционно мы проводим концерт, где ребята поют песни, читают стихи на английском языке. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей. Также мы ежегодно участвуем в городском фестивале творчества на иностранных языках.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: Необходимо
-
Максимально развивать способности и творческий потенциал одаренных детей на основе дифференцированного подхода в обучении.
-
Учителю нужно с помощью разнообразных технологий согласовывать свои приемы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ученика.
-
Необходимо расширить число формы работы с одаренными учениками: участие в интеллектуальных игровых конкурсах типа «The British Bulldog», марафонах, очных и заочных олимпиадах, научно-практических конференциях.
-
Шире использовать возможности интегрирования английского языка с другими школьными предметами.
-
Обязательно вовлекать одаренных учеников в исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы, создание ситуации успеха и уверенности.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний. Педагогу самому необходимо быть креативным и постоянно самосовершенствоваться.