• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Доклад к презентации по теме: Использование диалогической и монологической речи в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Доклад к презентации по теме: Использование диалогической и монологической речи в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

На начальном этапе обучения основная его практическая цель состоит в формировании у обучаемых коммуникативного ядра - основополагающих навыков и умений иностранного обучения. Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательно-развивающего и образовательного аспектов цели для начального этапа обучения иностранному языку, являются следующие:воспитание у учащегося устойчивого интереса к изучению их нового языка;развития их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, индуктивного ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад к презентации по теме:

"Использование диалогической и монологической речи в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе обучения"

Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение говорению - чрезвычайно сложное дело. Что касается диалогической формы общения - это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители английского языка. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового.

Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иностранной речевой деятельности.

На начальном этапе обучения основная его практическая цель состоит в формировании у обучаемых коммуникативного ядра - основополагающих навыков и умений иностранного обучения.

Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательно-развивающего и образовательного аспектов цели для начального этапа обучения иностранному языку, являются следующие:

• воспитание у учащегося устойчивого интереса к изучению их нового языка;

• развития их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, индуктивного и логического мышления;

• развития их речевой культуры, культуры общения;

• воспитание у учащихся доброжелательного отношения к стране изучаемого языка и ее народу, желание и умение войти в мир иной культуры;

• формирование навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи и чтении;

• расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире и о языке как средстве познания и общения.

При обучении говорению есть некоторые моменты, которые требуют специального обучения. Так, для умения общаться особую роль играют:

а) способность вступать в общение, свертывать ее и возобновлять;

б) способность проводить свою стратегическую линию в общении, осуществлять ее в тактике поведения, вопреки стратегиям других общающихся. Для этого недостаточно уметь спрашивать и отвечать, а необходимо обладать достаточным запасом функционально разнообразных реплик;

в) способность учета каждый раз новых (иногда сразу нескольких) речевых партнеров, смен ролей партнеров, или обращенность общения;

г) способность прогнозирования поведения речевых партнеров, их высказываний, исходов той или иной ситуации.

Обучение говорению необходимо для различных сфер коммуникации

  • 1) сервисная

  • 2) семейная

  • 3) профессионально-трудовая

  • 4) социально-культурная

  • 5) общественной деятельности

  • 6) административно-трудовая

  • 7) сфера игр и развлечений

  • 8) зрелищно-массовая

Одной из причин создавшегося положения является смещение понятий, лежащих в основе создания системы обучения иностранной устной речи. Кроме того, налицо опасность смешения диалога и монолога. Причиной этого является их тесная взаимосвязь и взаимопроникновение в речевой деятельности. Такая связь явствует уже из самих определений диалога и монолога, что закономерно подчеркивается методистами:

Диалог - представляет собой цепь реплик или серию высказываний, которые обычно пораждаются одно другим в условиях непосредственного общения двух или более лиц ( собеседников).

Монолог - речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий.

Для подготовки к диалогическому высказыванию нужны функциональные опоры. Когда функциональные опоры применяются впервые, провожу следующую работу:

а) читаем диалог;

б) выясняем путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;

в) составляем по функциям модель диалога;

г) воспроизводим по модели диалог;

д) изменяю ситуацию и показываю, как изменится тактика говорящих;

е) попытаться высказаться по измененной модели.

Такой комплекс упражнений провожу несколько раз, чтобы ученики поняли суть того, чему необходимо научиться.

Формирование умений речевого этикета

  • Осознание и умение четко определить свою речевую задачу

  • Умение планировать ход беседы

  • Частичная спонтанная перестройка программы по ходу общения

  • Умение захватывать и перехватывать инициативу общения

  • Умение предоставить партнеру возмож­ность реализовать свою речевую задачу

На начальном этапе я использую карточки с подсказками.

  • 1) как вежливо прервать учителя

  • 2) возвратиться к сказанному

  • 3) начать разговор с одноклассником с вопроса.

  • 4) проверить понимают ли они

  • 5) выступить перед ними.

На более продвинутой ступени обучения используется карточка «действие» и « реакция».


Монолог - речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий.

Виды монологической речи


  • монолог- описание ( страны, города, свойств прибора, машины)

  • монолог -повествование раскрывается как рассказ ( событие, экскурсия, посещение музея).

  • монолог -рассуждение ( обоснование определенных действий, поведения).

Подготовка к пересказу включает:


  • 1) составление плана

  • 2) выписывание опорных слов

  • 3) замена отдельных абзацев предложениями

При обучении пересказу надо чаще использовать:


  • 1) пересказ своими словами

  • 2) пересказ лицу, незнакомому с содержанием того ,о чем говорится

  • 3 ) пересказ с изменением ситуации, времени, действующего лица.

В своей работе я использую различные задания для обучения диалогической и монологической речи.

Задания для составления диалога:

В учебнике Верещагиной И.Н. « Английский язык», III класс на странице 40 есть крошечное стихотворение.

  • Goodnight

Goodnight, Father!

Goodnight, Mother!

Kiss your little son!

Goodnight, sister!

Goodnight, brother!

Goodnight, everyone!

После стихотворения выполняем следующие задания: Have a talk with your classmates about the poem Goodnight,. Here are the questions to help you:

  • 1) Is the poem «Goodnight» about a girl or about a boy?

  • 2) Is the boy big or little?

  • 3) What relatives has he got?

  • 4) Does he say «Goodnight» to his parents?

  • 5) To whom else does he say «Goodnight»?

  • 6) He wants his mother to kiss him, doesn't he?

  • 7) Do you like the poem? Why?

  • 8) Do you say «Goodnight» to your parents?

  • 9) Do your parents say «Goodnight» to you?

  • 10) Does your mother kiss you «Goodnight»?

  • 11) Do you like it when your mother kisses you «Goodnight»?

«Сказка о лягушонке»

Упражнение 8 на странице 68 предлагает интересную сказку о лягушонке. После сказки выполняем еще более интересное задание:

Pretend you've read the tale to your friend. She hasn't quite understood it and asks you these questions. Answer them, please.

  • 1) Where does the frog live?

  • 2) How many friends has Flop got?

  • 3) What are their names?

  • 4) Can Flop tell the time?

  • 5) Can Polly tell the time?

  • 6) When does Flop do exercises?

  • 7) What does he do then?

  • 8) Do Flop's friends take a shower?

  • 9) They have a good time after breakfast, don't they? Can you prove it?

Второе задание к этой же сказке:

  • You remember the tale, don't? Tell it to your parents (sister, brother) when you come home.

Очень часто в своей работе я использую различные игры. Об обучающих возможностях игр известно давно.

Для детей - игра это увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, благотворно сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности « оказывается я могу говорить наравне со всеми»

Я очень люблю игру хвастун.

Игра «Хвастун»

This boy is a boaster. This is what he said.

  • 1) Yesterday I cleaned my teeth in the morning, in the afternoon and in the evening.

  • 2) Yesterday I washed my hands and face ten times.

  • 3) Yesterday I helped my friends to do their homework.

  • 4) Yesterday I played chess with a champion.

  • 5) Yesterday I watched TV at night.

  • 6) Yesterday I skated at the stadium.

Задания:

  • 1) Express your doubt/.

  • 2) Disagree with him,

Такая игра одновременно способствует более легкому заучиванию грамматики

Задания для составления монолога:


  • воссоздание рассказа по вопросам

  • воссоздание рассказа по мимическим жестам

  • составление рассказа по иллюстрациям

  • расположение иллюстраций в логической последовательности и

изложение рассказа по ним.

  • использование иллюстраций из журналов, использование рисунков,

фотографий.

Составление рассказов требует от учащихся умения:

  • пользоваться разнообразными словарями

  • сделать предположение о содержании иллюстрации

  • выразить согласие, несогласие

  • высказать гипотезу

  • изложить рассказ в настоящем времени

  • пересказать классу , используя различные времена.

На первом этапе обучения учащийся должен уметь:

  • • работать в коллективе, взаимодействуя друг с другом;

  • • употреблять этикетные формы общения;

  • • планировать свое высказывание;

  • • использовать опоры в виде плана и серии картин;

  • • выражать личное отношение к увиденному и услышанному;

  • • выражать одну и ту же мысль разными языковыми средствами.


Самое главное, как мне кажется при организации диалогического общения - создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат.

© 2010-2022