- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад к презентации по теме: Использование диалогической и монологической речи в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе обучения
Доклад к презентации по теме: Использование диалогической и монологической речи в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе обучения
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Донейко Н.В. |
Дата | 26.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад к презентации по теме:
"Использование диалогической и монологической речи в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе обучения"
Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение говорению - чрезвычайно сложное дело. Что касается диалогической формы общения - это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители английского языка. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового.
Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иностранной речевой деятельности.
На начальном этапе обучения основная его практическая цель состоит в формировании у обучаемых коммуникативного ядра - основополагающих навыков и умений иностранного обучения.
Важнейшими задачами, способствующими реализации воспитательно-развивающего и образовательного аспектов цели для начального этапа обучения иностранному языку, являются следующие:
• воспитание у учащегося устойчивого интереса к изучению их нового языка;
• развития их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, индуктивного и логического мышления;
• развития их речевой культуры, культуры общения;
• воспитание у учащихся доброжелательного отношения к стране изучаемого языка и ее народу, желание и умение войти в мир иной культуры;
• формирование навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи и чтении;
• расширение с помощью иностранного языка представлений учащихся об окружающем их мире и о языке как средстве познания и общения.
При обучении говорению есть некоторые моменты, которые требуют специального обучения. Так, для умения общаться особую роль играют:
а) способность вступать в общение, свертывать ее и возобновлять;
б) способность проводить свою стратегическую линию в общении, осуществлять ее в тактике поведения, вопреки стратегиям других общающихся. Для этого недостаточно уметь спрашивать и отвечать, а необходимо обладать достаточным запасом функционально разнообразных реплик;
в) способность учета каждый раз новых (иногда сразу нескольких) речевых партнеров, смен ролей партнеров, или обращенность общения;
г) способность прогнозирования поведения речевых партнеров, их высказываний, исходов той или иной ситуации.
Обучение говорению необходимо для различных сфер коммуникации
-
1) сервисная
-
2) семейная
-
3) профессионально-трудовая
-
4) социально-культурная
-
5) общественной деятельности
-
6) административно-трудовая
-
7) сфера игр и развлечений
-
8) зрелищно-массовая
Одной из причин создавшегося положения является смещение понятий, лежащих в основе создания системы обучения иностранной устной речи. Кроме того, налицо опасность смешения диалога и монолога. Причиной этого является их тесная взаимосвязь и взаимопроникновение в речевой деятельности. Такая связь явствует уже из самих определений диалога и монолога, что закономерно подчеркивается методистами:
Диалог - представляет собой цепь реплик или серию высказываний, которые обычно пораждаются одно другим в условиях непосредственного общения двух или более лиц ( собеседников).
Монолог - речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий.
Для подготовки к диалогическому высказыванию нужны функциональные опоры. Когда функциональные опоры применяются впервые, провожу следующую работу:
а) читаем диалог;
б) выясняем путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;
в) составляем по функциям модель диалога;
г) воспроизводим по модели диалог;
д) изменяю ситуацию и показываю, как изменится тактика говорящих;
е) попытаться высказаться по измененной модели.
Такой комплекс упражнений провожу несколько раз, чтобы ученики поняли суть того, чему необходимо научиться.
Формирование умений речевого этикета
-
Осознание и умение четко определить свою речевую задачу
-
Умение планировать ход беседы
-
Частичная спонтанная перестройка программы по ходу общения
-
Умение захватывать и перехватывать инициативу общения
-
Умение предоставить партнеру возможность реализовать свою речевую задачу
На начальном этапе я использую карточки с подсказками.
-
1) как вежливо прервать учителя
-
2) возвратиться к сказанному
-
3) начать разговор с одноклассником с вопроса.
-
4) проверить понимают ли они
-
5) выступить перед ними.
На более продвинутой ступени обучения используется карточка «действие» и « реакция».
Монолог - речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий.
Виды монологической речи
-
монолог- описание ( страны, города, свойств прибора, машины)
-
монолог -повествование раскрывается как рассказ ( событие, экскурсия, посещение музея).
-
монолог -рассуждение ( обоснование определенных действий, поведения).
Подготовка к пересказу включает:
-
1) составление плана
-
2) выписывание опорных слов
-
3) замена отдельных абзацев предложениями
При обучении пересказу надо чаще использовать:
-
1) пересказ своими словами
-
2) пересказ лицу, незнакомому с содержанием того ,о чем говорится
-
3 ) пересказ с изменением ситуации, времени, действующего лица.
В своей работе я использую различные задания для обучения диалогической и монологической речи.
Задания для составления диалога:
В учебнике Верещагиной И.Н. « Английский язык», III класс на странице 40 есть крошечное стихотворение.
-
Goodnight
Goodnight, Father!
Goodnight, Mother!
Kiss your little son!
Goodnight, sister!
Goodnight, brother!
Goodnight, everyone!
После стихотворения выполняем следующие задания: Have a talk with your classmates about the poem Goodnight,. Here are the questions to help you:
-
1) Is the poem «Goodnight» about a girl or about a boy?
-
2) Is the boy big or little?
-
3) What relatives has he got?
-
4) Does he say «Goodnight» to his parents?
-
5) To whom else does he say «Goodnight»?
-
6) He wants his mother to kiss him, doesn't he?
-
7) Do you like the poem? Why?
-
8) Do you say «Goodnight» to your parents?
-
9) Do your parents say «Goodnight» to you?
-
10) Does your mother kiss you «Goodnight»?
-
11) Do you like it when your mother kisses you «Goodnight»?
«Сказка о лягушонке»
Упражнение 8 на странице 68 предлагает интересную сказку о лягушонке. После сказки выполняем еще более интересное задание:
Pretend you've read the tale to your friend. She hasn't quite understood it and asks you these questions. Answer them, please.
-
1) Where does the frog live?
-
2) How many friends has Flop got?
-
3) What are their names?
-
4) Can Flop tell the time?
-
5) Can Polly tell the time?
-
6) When does Flop do exercises?
-
7) What does he do then?
-
8) Do Flop's friends take a shower?
-
9) They have a good time after breakfast, don't they? Can you prove it?
Второе задание к этой же сказке:
-
You remember the tale, don't? Tell it to your parents (sister, brother) when you come home.
Очень часто в своей работе я использую различные игры. Об обучающих возможностях игр известно давно.
Для детей - игра это увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, благотворно сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности « оказывается я могу говорить наравне со всеми»
Я очень люблю игру хвастун.
Игра «Хвастун»
This boy is a boaster. This is what he said.
-
1) Yesterday I cleaned my teeth in the morning, in the afternoon and in the evening.
-
2) Yesterday I washed my hands and face ten times.
-
3) Yesterday I helped my friends to do their homework.
-
4) Yesterday I played chess with a champion.
-
5) Yesterday I watched TV at night.
-
6) Yesterday I skated at the stadium.
Задания:
-
1) Express your doubt/.
-
2) Disagree with him,
Такая игра одновременно способствует более легкому заучиванию грамматики
Задания для составления монолога:
-
воссоздание рассказа по вопросам
-
воссоздание рассказа по мимическим жестам
-
составление рассказа по иллюстрациям
-
расположение иллюстраций в логической последовательности и
изложение рассказа по ним.
-
использование иллюстраций из журналов, использование рисунков,
фотографий.
Составление рассказов требует от учащихся умения:
-
пользоваться разнообразными словарями
-
сделать предположение о содержании иллюстрации
-
выразить согласие, несогласие
-
высказать гипотезу
-
изложить рассказ в настоящем времени
-
пересказать классу , используя различные времена.
На первом этапе обучения учащийся должен уметь:
-
• работать в коллективе, взаимодействуя друг с другом;
-
• употреблять этикетные формы общения;
-
• планировать свое высказывание;
-
• использовать опоры в виде плана и серии картин;
-
• выражать личное отношение к увиденному и услышанному;
-
• выражать одну и ту же мысль разными языковыми средствами.
Самое главное, как мне кажется при организации диалогического общения - создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат.