Ролевая игра как метод мотивации изучения немецкого языка

В последние годы немецкий язык утратил свою популярность. Это связано с тем, что основным языком для изучения стал английский, но в нашей стране по прежнему требуются специалисты со знанием немецкого языка. Так как же повысить мотивацию изучения немецкого языка? В данной статье рассмотрен один из способов. Это ролевая игра на уроке. С помощью этого способа можно значительно увеличить мотивацию к изучению иностранного языка ( в нашем случае, немецкого). Ролевая игра не только позволяет повысить м...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ролевая игра как метод мотивации изучения немецкого языка

На сегодняшний день в большинстве российских школ значительно сокращается количество учащихся, желающих изучать немецкий язык. Данная тенденция связана, прежде всего, с усилением позиций английского языка, который занимает лидирующее место в мире. Однако было бы ошибочным считать, что в нашей стране отсутствует социальный заказ на специалистов, владеющих немецким языком. Возникает вопрос: как вызвать интерес у учащихся к немецкому языку, какие практические методы можно и нужно применять в работе, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию в отношении немецкого языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня, особенно на средней ступени обучения иностранному языку. Ведь именно на средний этап обучения иностранному языку приходится снижение интереса и основной причиной угасания мотивации является сам процесс овладения иностранным языком, который предполагает постепенное, но не мгновенное, накопление «строительного материала». В результате этого довольно длительного процесса наступает фаза угасания интереса и, как следствие, уменьшение мотивации, «потеря встречной активности, ослабление воли, направленной на овладение иностранным языком, и снижение в целом успеваемости». Именно в этой ситуации, чтобы не допустить остановки основного «запускного механизма» все начинает зависеть от умелой работы учителя иностранного языка, со стороны которого должны быть созданы такие предпосылки, сформированы такие основания, на базе которых у учащихся возникнет личная заинтересованность в изучении немецкого языка. Другими словами, учитель может лишь опосредованно повлиять на мотивацию учащихся к изучению немецкого языка, являющую собой, по Г.В. Роговой, «сторону субъективного мира ученика, которая определяется его собственными побуждениями и потребностями». В свете сказанного добавим, что учитель должен постараться перевоплотиться в ученика, встать на его место. Но подобное перевоплощение возможно лишь в случае хорошего знания своих учеников, их интересов и индивидуальных особенностей. Современной методике обучения иностранным языкам известно большое количество разнообразных методов и приемов мотивации учащихся. В связи с этим немаловажным оказывается вопрос эффективности тех конкретных методов и приемов мотивации, которые предлагает современная методика. Выбор методики или методов мотивации изучения немецкого языка зависит, как считают исследователи, от нескольких факторов: во-первых, от подхода, в рамках которого осуществляется процесс обучения немецкому языку; во-вторых, от структурного и содержательного плана работы; в-третьих, от языкового материала, который используется в процессе обучения немецкому языку. Особое внимание хотелось бы уделить ролевой игре как методу мотивации изучения иностранного (в нашем случае немецкого) языка. Ведь, как отмечает Н.И. Гез, «ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной деятельности, если она является связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач». Ролевая игра есть «форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения». Кроме того, использование ролевых игр в обучении немецкому языку позволяет тщательно изучить ситуацию, проанализировать, оценить ее сквозь призму собственного опыта и знаний. Отметим также, что ролевая игра - работа в сотрудничестве, совместная деятельность, позволяющая более глубоко изучить и понять проблему, положительно повлиять на межличностные отношения учащихся внутри группы, повысить коммуникативные способности учащихся и их самооценку. В этой связи процитируем слова И. Швердтфегера: "Das Rollenspiel gewinnt eine größere Möglichkeit, den Lernenden das Maß der persönlichen Betroffenheit beim Gebrauch der Zielsprache zu verdeutlichen... Es wird der sprachlichen Kreativität ein Raum geschaffen" - Ролевая игра дает огромную возможность продемонстрировать учащимся величину собственного смущения в процессе использования иностранного языка… Это способствует созданию определенной атмосферы для языкового творчества.

© 2010-2022