Отчёт по теме самообразования: «Игры на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Обобщение опыта по теме:

«Игры на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации»






























Аннотация инновационного опыта



  1. Тема опыта - Игры на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации.


  1. Преподаваемый предмет - немецкий язык


  1. Условия функционирования опыта - учащиеся средней ступени

обучения


  1. Новизна данного опыта заключается в поиске новых форм и средств обучения немецкому языку при переходе от традиционного к инновационному образованию.


  1. Актуальные задачи:

а. Познакомиться с научно - методической литературой по теме исследования;

б. Изучить различные педагогические технологии по организации нестандартных форм уроков при обучении иностранным языкам;

в. Разработать уроки с использованием игровых технологий и доказать их эффективность при формировании различных навыков и умений.


  1. Совокупность педагогических средств - обучение в сотрудничестве, использование информационных технологий, игровых методов и технологий помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуальное и дифференцированное обучение с учетом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.


  1. Главная идея - В игре все равны. Игра способствует развитию

познавательной активности учащихся в изучении языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд радостным, творческим и коллективным.


  1. Продуктивность опыта: выступления на ШМО, РМО, творческий отчет, участие в олимпиадах, НПК, обмен опытом.

Игры на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации

Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра- это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Обоснование актуальности темы опыта: проведя ряд диагностик: наблюдение, беседы, анкетирование, общаясь с учителями иностранного языка школ района, можно сделать вывод, что мотивация к изучению немецкого языка снижается. Родители все чаще настаивают, чтобы их дети изучали английский язык. Сложилось такое мнение, что немецкий язык не находит дальнейшего применения в жизни. Обозначенная проблема представляется мне актуальной, принимая во внимание тот факт, что интерес и стремление к изучению иностранного языка - это важная тенденция, отражающая реальную востребованность иностранных языков в современном мире.

Поэтому перед учителями немецкого языка встал вопрос: как добиться достижения такого педагогического эффекта, при котором учителю удастся разбудить внутренние потенциальные мотивы учащихся и их родителей изучать немецкий язык.

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является совершенствование форм обучения иностранному языку. Нельзя назвать эту проблему новой, но далеко не полностью раскрыто ее многообразие и значимость, при решении задач активизации процесса обучения. Изучение интересов и склонностей школьников, их учебных возможностей, должны послужить исходным моментом в более глубоком изучении и применении нестандартных форм уроков.

Таким образом, проблемой моего исследования является обоснование необходимости использования игр при обучении немецкому языку, и выявление эффективности их применения на практике.

Цель: систематизировать имеющийся опыт проведения уроков с использованием игровых технологий.

Задачи:

  1. Познакомиться с научно-методической литературой по теме исследования.

  2. Изучить различные педагогические технологии по организации нестандартных форм уроков при обучении иностранным языкам.

  3. Разработать уроки с использованием игровых технологий и доказать их эффективность при формировании различных навыков и умений.

Объект исследования: учащиеся средней ступени обучения.

Предмет исследования: эффективность применения игр при обучении немецкому языку учащихся средней ступени обучения.

Гипотеза: использование нестандартных форм урока повысит мотивацию учащихся к изучению немецкого языка и будет способствовать его более эффективному усвоению.

Новизна данного опыта заключается в поиске новых форм и средств обучения немецкому языку при переходе от традиционного к инновационному образованию.

В настоящее время, одной из основных задач помимо формирования у школьников прочных основ для успешного изучения иностранного языка, считается также и формирование устойчивого интереса к его изучению. Принцип активности ребенка был и остается одним из основных в дидактике: это качество деятельности характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Активные методы обучения основаны на экспериментально установленных фактах: в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит и только 10% того, что слышит.

Такая активность редко возникает сама по себе, а чаще является следствием правильно выбранной педагогической технологии. Современные педагогические технологии, такие как: обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, игровых технологий помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуальное и дифференцированное обучение с учетом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.

Особое внимание уделяется сейчас совершенствованию содержания приемов и средств обучения. По мнению Е.С.Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.

Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Основными функциями, которые игры выполняют в процессе обучения ребёнка иностранному языку, являются:

развлекательная: она доставляет удовольствие, воодушевляет, развлекает, побуждает интерес;

коммуникативная: способствует формированию лингвистической составляющей речи учащегося;

самореализации;

игротерапевтическая: преодоление различных языковых трудностей;

функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей каждого из учащихся;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

систематизации лексических единиц по изученным темам;

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовка учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течении 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.

Как обычно вводятся игры?

Это может быть зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную и предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т. д. Может, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введённая игра будет использоваться много раз, а новая лексика, с которой познакомились ребята в процессе игры, стала активной.

Мой педагогический опыт меня убедил, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд радостным, творческим и коллективнымВ ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Игры, которые я предлагаю вашему вниманию, я систематизировала из журналов «Иностранные языки в школе».


Фонетические игры.

1. Welcher Laut?

Учитель зачитывает фонетическое стихотворение, в котором доминирует какой-либо звук. Дети должны отгадать его.


[

[m]

Mi- Ma- Mausemaus

Komm aus dem Loch heraus

Mi- Ma- Mausemaus

Komm in mein Katzenhaus!


[c]

Am Morgen steht der Cowboy

Von seinem Cowboy- Bett auf

Und wascht sich mit

Cowboy- Seife.


[sp]

Sport und Spas,

Wie schön ist das!

Spannende Spiele

Gibt es viele.



sp]

Sport und Spas,

Wie schon ist das!

Spannende Spiele


2. Ungewöhnliches Telefon.

На доске рисуется большой телефон, на кнопках которого вместо цифр указаны буквы. Задача участников игры: за определенное время составить из букв как можно больше слов и произнести их.

3. Sag ein Wort!

Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

4. Ändert einen Laut.

На доске изображены рисунки, под каждым рисунком- 2 буквы. Первая: для подсказки того, что изображено, а вторая: чтобы изменить слово с ее помощью.

Например: рука a=u (Hand- Hund) лунa o=u (Mond- Mund)

дверь ü=ie (Tür- Tier) ваза V=N (Vase- Nase)

рыба F=T (Fisch- Tisch) дом H=M (Haus- Maus)

брюки o=a (Hose- Hase) книга B=T (Buch- Tuch)

5. Reim.

Необходимо подобрать рифму для дополнения стишка, выражения. Например:

kommt eine Maus, die baut ein… (Haus).

Es war einmal ein Mann, er hatte keinen … (Kamm).

Wenn es regnet, wird es nass,

wenn es schneit, wird es … (weis).

6. Und so weiter!

Преврати одно слово в другое! Разрешается изменить только одну букву. Слова записываются цепочкой на доске. Например:

Mund - Mond - Mohn - Lohn - Sohn …

7. Vokabeln.

Ученикам дается микротекст. Его нужно прочитать, заменяя все гласные звуки на один звук. Например: все слова на a, i, u… (получается очень смешно!)


Лексические игры.


1. Wie heiβt unseres Thema?

Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите:

А-1, В- 2, С- 3 и т.д.

Например: 4,5,21,20,19,3,8,5 19,3,8,21,12,5,14. (Deutsche Schulen)

2. Wunderfeld.

Ведущий рисует на доске клетки по числу букв задуманного им слова по теме (короткой фразы). Участники игры по очереди называют буквы. Кто первый угадает слово, тот имеет право зашифровать следующее слово по теме.

3. Kreuzworträtsel.

Учитель пишет на доске по вертикали слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали. Например, по теме: «В мире сказок»:

Maus

DÄumelinchen

FeRkel

PinocChio

RotkäpcHen

AschenputtEl

PriNzessin

4. Ball-Wort.

Учащиеся друг другу бросают мяч, называя при этом слово по теме. Кто в течение 5 секунд не называет слова, выбывает из игры. Победителем считается соответственно тот, кто назвал самое большое количество слов.

5. Interessante Erzählung.

Ребята составляют коллективный рассказ по теме. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Ведущий записывает все предложения на доске. Например: 1. Winter. 2. Es schneit. 3. Alles ist weiss…

6. Vorname-Wort.

Учитель записывает на карточках женские и мужские имена. Ученик должен назвать слово на ту же букву, Например по теме «Профессия»: Susanna- Sekrеtärin, Tom- Techniker.

Грамматические игры.


1. Wie ist er?

(Объекты контроля: структура вопросительного предложения, спряжение глагола-связки "sein")

Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например,

- Ist es klein?

- Ist es hart?

2. Was stellt auf einem Bild dar?

(для тренировки порядка слов в предложении).

Ученик выбирает себе картинку и описывает, учитывая правильный порядок слов. Остальные должны по рассказу определить, что изображено на картинке.

3. Plätze tauschen.

(для повторения количественных числительных).

Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.

4. Nenne ein Tier.

(для отработки порядковых числительных).

Учитель в ряд раскладывает картинки с изображением животных. Задача учащихся: назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно стоит. Например:

Die erste Katze, der zweite Hund, das dritte Pferd…

5. Wer sagt am schnellsten?

(Объекты контроля: степени сравнения прилагательных).

1вариант. Учитель задает вопросы, используя степени сравнения. Кто быстрее ответит на вопрос, тот и выигрывает.

2 вариант. Ученики сами придумывают вопрос и задают его классу. Например:

- Was ist tiefer als ein Fluss?

- Was ist hoher als ein Baum?

- Was ist kleiner als eine Maus?

- Was ist schneller als ein Zug?

6. Schmück ein Wort!

(для тренировки склонения сильных прилагательных).

Класс делится на две команды. Каждой команде дается существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определенное время. Например: schönes Kleid, neues Kleid, buntes Kleid…

Литература

Журнал «Иностранные языки в школе»

№6 1993 г., №5 1995 г..№4 1995г.,№1 1996г.№2 1996г.,

№3 1996 г.№3 1996г., №4 1999 г.,

№2 2004 г.Е.А. Степанова «Игра как средство развития интереса к изучаемому языку»

№1 2007 г. И.В. Абрамова «Игры на уроке немецкого языка»


© 2010-2022