Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения иностранному языку

Иностранный язык как учебный предмет может содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их сведениями по географии, истории, литературе, знакомить с жизнью стран изучаемого языка и достижений научно - технического прогресса. Всё это можно осуществить при условии использования межпредметных связей на уроках. Межпредметные связи как средство формирования экологической культуры требует согласованности в работе учителей разных дисциплин. Для этого необходимо изучать программы и содержания...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Иностранный язык как учебный предмет может содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их сведениями по географии, истории, литературе, знакомить с жизнью стран изучаемого языка и достижений научно - технического прогресса. Всё это можно осуществить при условии использования межпредметных связей на уроках. Межпредметные связи как средство формирования экологической культуры требует согласованности в работе учителей разных дисциплин. Для этого необходимо изучать программы и содержания смежного предмета: находить в нем материал, имеющий тематическую связь, привлекать дополнительную информацию на уроках иностранного языка. Большую роль в успешном осуществления формирования экологической культуры путем использования межпредметных связей играет также посещение уроков немецкого языка учителями смежных предметов, определение общих учебных задач, совместное планирование отдельных уроков, совместная проверка общих заданий, изучение познавательных интересов учащихся.

Межпредметные связи (нас интересуют, прежде всего, связи с предметами естественно научного цикла) эффективны при использовании различных методических приёмов, которые могут разделить на три основные группы:

  • приемы, организующие межпредметную поисковую деятельность
    учащихся;

  • приемы, организующие воспроизведение знаний из других предметов и
    способствующие решению межпредметных задач;

  • вспомогательные приемы, обеспечивающие успех в межпредметной
    познавательной деятельности.(4)

Учительница немецкого языка рассказывает о своём уроке в старших классах, посвящённом теме «Защита окружающей среды». Он проходит в форме конференции, на которой учащимся предлагается обсудить документы, знакомящие с катастрофическим состоянием окружающей среды, и принять затем какие-либо решения по этому вопросу.

Ход урока

Цели урока:

  • обучение чтению с пониманием основного содержания;

  • развитие навыков монологической речи;

I.Орг. момент

- Guten Tag, Kinder! Setzt euch! Heute besprechen wir die Probleme der Umwelt.

II.Речевая зарядка

Antwortet auf meine Fragen.

Was können Sie über die Probleme der Okologie sagen?

Was gehört dazu?

Welche ist das wichtigste Problem in unserer Stadt?

III.Обучение чтению с пониманием основного содержания

Участники конференции приступают к чтению первого документа. Им отводится на это определенное время и даётся список незнакомых слов, встречающихся в тексте. После чего идет обсуждение прочитанного.

die Abfälle ins Wasser leiten - сбрасывать отходы в воду

sich abzeichnen - надвигаться(об опасности)

bedroht sein - находиться под угрозой

eindringen in (Akk.) - попадать куда-либо

saurer Regen - кислотный дождь

verseuchen - заражать

Die Verschmutzung der Umwelt nimmt bedrohliches Ausmass an.

Die Tätigkeit des Menschen ist in ihrem Ausmass bereits mit dem Wirken planetarer Kräfte vergleichbar. Während der Mensch eine Technick erschafft, «verschlingt» er dabei Berge und Wälder. Mit seiner technischen Macht ubertritt der Mensch häufig die Grenze, hinter der sich sein Verhältnis zur Natur aus einem freundschaftlichen in ein feindliches verwandelt. In die Atmosphäre werden jährlich hunderte Millionen Tonnen Qualm und Staub ausgestossen. Die Einmischung des Menschen in die Eingelegenheiten der Natur nimmt zugig zu. Bei gegenwärtigem Wasserverbrauch der Wirtschaft wird die Trinkwasserversorgung pro Kopf der Erdbevölkerung in Kürze um ein Drittel sinken. Auch die Qualität des Wassers verschlechtert sich. Bedroht sind die Wälder, die die Kohlenwasserstoff - und Wasserbalance, die Aufrechterhaltung der Bodenfruchtbarkeit sowie die Erhaltung der Pflanzen und Tierwelt gewährleisten. Alle diese Faktoren wirken sich auf die Gesundheit des Menschen aus. Als erste spürten die industriell entwickelten Länder die Gefahr der Umweltverschmutzung. Es treten unbekannte Krankheiten in Erscheinung. Es nimmt die Wahrscheinlichkeit genetischer Veränderungen zu, deren Folgen heute nicht voraussagbar sind.

Besprechen Sie miteinander folgende Fragen:

1.Wie ist die Umwelt mit der Arbeitsfähigkeit und Gesundheit der Bevölkerung verbunden?

2.Glauben Sie an die Gefahr der ökologischen Katastrophe in unserem Land und warum?

3.Sprechen Sie über «Saure Regen» und deren bekannte Folgen. Führen Sie konkrete Beispiele an.

IV.Формирование навыков монологической речи

Далее вниманию участников конференции представляется заключение специалистов-экологов (Оkonomie und Оkologie). Учащимся предлагается высказать своё мнение по этой дилемме:

Lesen Sie folgende Information. Bewerten Sie die im Text vertretene Meinungen der Spezialisten. Nehmen Sie Stellung zum Dilemma «Okologie oder Okonomie».

In letzter Zeit, da sich so deutlich die Gefahr einer Zerstörung der Natursysteme unter dem Einfluss der wirtschaftlichen Tätigkeit abzeichnet, wird aktiv das Dilemma "Okonomie oder Okologie" debattiert. Was ist wichtiger, weiterhin das Tempo der ökonomischen Entwicklung zu erhöhen oder immer mehr Mittel für den Naturschutz einzusetzen? Einige Spezialisten, besonders in den westlichen Ländern, sind der Meinung, dass die Entwicklung der Industrie überhaupt eingestellt und bis zu "besseren Zeiten" eingefroren werden soll, bis es die Wissenschaftler gelernt haben, die heute vor uns stehenden ökologischen Probleme zu lösen. Ein anderer Standpunkt impliziert die Universalität der Idee einer Selbstregulierung der Beziehungen der Gesellschaft und Natur. Ihr zufolge bietet ein höheres Entwicklungsniveau, garantiert durch beschleunigtes ökonomisches Wachstum die Möglichkeit, dass die Gesellschaft die vor ihr stehenden ökologischen Probleme erfolgreich lösen kann.

Участники конференции берут слово, высказывают своё мнение, свои предложения. Принятие документа идет в форме голосования «за» или «против». Для оценки документа предлагается использование таблицы опоры в двух вариантах: для положительной оценки и критического высказывания. Например:

Jch bin damit einverstanden, dass …..

Es gefällt mir, dass …..

Jch bin der Meinung, dass …..

Das ist nicht gut, wenn …..

Es ist doch falsch, dass……

V.Подведение итогов

Обсуждение документа заканчивается принятием проекта к утверждению «Защита окружающей среды - дело каждого». Затем объявляется перерыв, во время которого журналисты берут интервью у участников конференции.

VI.Домашнее задание

Написать заметку в газете «Okologie und Okonomie» или сочинение по теме «Jch schütze die Natur».

Учительница средней школы г. Старый Оскол Белгородской области Лозневая Л.К. проводит урок, посвященный проблемам экологии. Она знакомит с этой темой учащихся в том объеме, в котором они могут справиться с ней.

Ребята оформили кабинет плакатами на тему охраны природы, а также подготовили стенгазету, которая содержала также иллюстрированный материал. Из газет и журналов было подобранно несколько фотографий и даны комментарии к ним на немецком языке. Каждый ученик подготовил своё небольшое выступление по теме.

Основную ставку Ерохина Л. В. и Лозневая Л. К. делают на получение новой информации по вопросам экологии, а также на формирование умения выражать своё мнение по данной проблеме.

К сожалению, мы видим, что не так много учителей используют средства немецкого языка для формирования экологической культуры школьников.

Исходя из этого, мы делаем вывод, что, несмотря на то, что в нашей стране накоплен определенный опыт формирования экологической культуры учащихся средствами иностранного языка, остаётся неразработанной единая программа экологического воспитания школьников на уроках иностранного языка.


© 2010-2022