Модульное обучение при обучении английскому языку

Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный процесс. Эта система позволяет индивидуализировать учебный процесс, учитывая степень подготовленности, интересы и способности учащихся. Немаловажно и то, что модульное обучение дополняет традиционные формы подготовки и может быть использовано как самостоятельно, так и в сочетании с ними.  
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Максимова Людмила Макаровна

преподаватель иностранного языка

Якутского сельскохозяйственного техникума



Модульное обучение

Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный процесс. Эта система позволяет индивидуализировать учебный процесс, учитывая степень подготовленности, интересы и способности учащихся. Немаловажно и то, что модульное обучение дополняет традиционные формы подготовки и может быть использовано как самостоятельно, так и в сочетании с ними. Такое определение дает В.В. Валетов. Он считает, что в условиях социально-экономических преобразований, внедрение гибкой модульной системы обучения является особенно актуальным.

Модульное обучение (по Т.И. Шамовой) - это один из путей реализации личностно-ориентированного педагогического процесса. Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методом учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студента.

Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы.

В процессе подготовки перехода на модульное обучение, учитель прежде всего должен разобрать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю необходимо выделить основные научные идеи курса. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки. После чего формируется комплексная дидактическая цель. Она имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания обучаемым и ориентация его использования в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной дидактической цели (ИДЦ) и формируется модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей: вершина дерева - комплексная цель для модульной программы; средний слой - интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов. При разработке модульных программ учителю следует хорошо знать основные построения модульных программ.

При разработке модульных программ учителю необходимо хорошо знать основные принципы построения модульной программы. Они будут следующими:

  1. Частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы.

  2. Реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль, более жесткий, осуществляется учителем в текущий и промежуточный (на стыках учебных элементов мягкий проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся).

  3. Учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалогической форме.

  4. Структура модуля должна соответствовать логике учебного заведения того или иного типа.

Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели. Затем задается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий. Составляются задания выходного контроля, их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля. Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

Для успешной работы студента с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его на рассуждение, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля.

Традиционный модуль состоит из 7 учебных элементов (в прилагаемых модулях мы рассмотрели возможность включения 6 и 8 учебных элементов).

УЭ-0 - Записывается цели модуля, то есть то, чего студент должен достигнуть в процессе работы над модулем.

УЭ-1 - Проверка изученного материала. (Следует сказать, что работу над модулем студенты осуществляют после предварительного ознакомления с новым грамматическим материалом). В нем проводится входной контроль знаний и умений студентов, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе над модулем. При необходимости здесь можно провести соответствующую коррекцию знаний.

УЭ-2,3,4,5 - Закрепление пройденного материала. Обязательно осуществляется текущей и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (это мягкий контроль - самоконтроль, сверка с образцом). Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения сразу.

УЭ-6 - Резюме. В этом учебном элементе реализуется возможность повторения основного содержания. (Обобщение может быть сделано не только словесно, но и в форме сравнительных характеристик, графиков, диаграмм).

УЭ-7 - Подведение итогов. Здесь осуществляется выходной контроль. Выходной контроль показывает уровень усвоения модуля и тоже обязательно с доработкой.

К модулю прилагается «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу. Как уже было сказано выше, выполнение модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля учащимся дается 45 минут.

Итак, модульное обучение имеет следующие преимущества:

-почти все студенты работают самостоятельно (некоторые с определенной дозой помощи учителя), достигают конкретной цели учебно - познавательной деятельности - закрепляют знания по определенной теме;

-работая максимум времени самостоятельно, студенты учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы;

-использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности обучаемого, как самостоятельность и коллективизм;

-создание условий для включения каждого студента в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития;

-дифференциация процесса обучения;

-сотрудничество учителя и студента;

-формирование адекватной самооценки студента (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений);

-формирование умения ориентироваться в заданиях.

Если говорить о недостатках модульного обучения, то к основным следует отнести следующие:

-составление модулей довольно трудоемкий процесс и занимает много времени.

-невозможность применение данного метода на любом материале: малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал.


© 2010-2022