Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Чтобы повысить качество знаний я делаю так…»

Как повысить качество знаний? Это один из главных вопросов в сфере образования. Этим вопросом задаётся каждый учитель. Что я вкладываю в понятие «качество знаний»? Какие методы применяю на уроках иностранного языка? Какие приемы помогают мне создать "ситуацию успеха " на уроке? За несколько лет работы в начальной и старшей школе у меня появились опреде­ленные наработки по развитию интереса у детей к иностранному языку, с которыми я хочу вас познакомить.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта работы на тему:

«Чтобы повысить качество знаний я делаю так…»

Д. Р. Киплинг писал: «Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Следовательно, повышение качества знаний - главная миссия учителя.

В прошлом году я входила в творческую группу, участники которой делились опытом работы по теме «Мотивация - залог успешного обучения школьника». Все участники группы пришли к выводу, что формировать и развивать мотивацию значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. А ученик есть деятельностное существо. Он всегда что- то делает, но для того чтобы он успешно учился он должен совершать не любые, а определенные действия.

Задача учителя научиться управлять деятельностью ученика, а для этого он должен уметь вызывать у учащихся желание учиться, это значит формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Есть множество способов, помогающих сформировать интерес к учебной деятельности, а, следовательно, повысить качество знаний. Они зависят от возрастных особенностей, этапов урока, умственных способностей учеников, взаимоотношений внутри коллектива. Но есть также трудности, связанные с самим предметом. Я как учитель иностранного языка делаю акцент на этих особенностях предмета.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности, и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Это значит, что в ходе обучения иностранному языку мы должны подготовить учащихся к общению на этом языке в различных жизненных ситуациях.

Но, очень часто урок английского языка остается лишь уроком языка, а не уроком иноязычной культуры, потому что сам учитель не является знатоком и пользователем той культуры.

Учителя часто забывают, что значительную часть процесса обучения занимает общение, которое может стать проекцией иноязычной культуры на уроке. Такое общение можно назвать естественным или реальным, ибо оно наиболее приближено к жизненному, реальному.

На самом деле такие ситуации на уроке встречаются очень часто: поздороваться, попрощаться, поблагодарить за урок, попроситься выйти, ученик хочет узнать свою оценку за контрольную работу, открыть окно, поднять ручку, восхититься, порадоваться и т.д. То есть перед ним стоят реальные коммуникативные задачи.

Я считаю, что такое общение часто бывает важнее, чем обсуждение глобальных политических, экономических проблем. Реальное общение подразумевает вынужденность действий в реальных ситуациях. Обеспечить подобную ситуацию призваны несколько принципов: создание языкового окружения, постоянный мониторинг и ситуация успеха. За несколько лет работы в начальной и старшей школе у меня появились опреде­ленные наработки по развитию интереса у детей к иностранному языку, с которыми я хочу вас познакомить.

1.Создание языкового окружения

Кабинет - цитадель английского языка.

Попадая в кабинет английского языка, ученик должен оказаться в другом мире - в мире английского языка и культуры. Я стараюсь внедрить какие - то элементы иноязычной культуры, чтобы все выглядело не так, как в других кабинетах: нетрадиционная расстановка парт (прямоугольником, как в Британском парламенте), флаги Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии на партах, американский лозунг «We are the Best» (мы лучшие), упреждающие надписи на стенах «We Speak English here», «No Russian, sorry!», карты англоязычных стран, основные разговорные клише английского языка, написанные разным цветом и шрифтом, «фраза дня» - афоризм на образовательную тему.

Sorry, I don't speak Russian. Извини, я не говорю по-русски.

Этот принцип - элементарный. Учитель - самое компетентное лицо на уроке, и именно он должен сделать так, чтобы на уроке всегда звучала хорошая английская речь. Поэтому, всегда стараюсь говорить только на английском языке и добиваться, чтобы ученики адекватно реагировали на них. Здесь полезен прием игнорирование русского языка плюс подсказка на иностранном.

Часто дети в пылу споров или от нехватки лексики переходят на родной язык. Я напоминаю, что они находится на уроке английского языка или прошу обратить внимание на надпись «We speak English here» («Мы говорим на английском»). Я подсказываю учащимся слова и выражения на иностранном языке и приучаю их к мысли, что в том, что они чего- то не знают, нет ничего позорного, наоборот, чем чаще они будут задавать вопросы, тем больше они запомнят.

Хочется отметить, что при выполнении речевых заданий я не останавливаюсь на языковых ошибках, а просто их исправляю. Если ошибка повторяется, я провожу необходимые упражнения на последующих уроках, либо работаю с учеником индивидуально.

Известно, что мощным стимулятором желания общаться на языке является интерес, подпитанный положительными эмоциями. Поэтому, к каждому уроку я готовлюсь, соблюдая принцип «светлее, веселее, интереснее».

Особенно важно начало урока. От того насколько оно будет оригинальным часто зависит весь ход урока. Вот несколько вариантов начала урока.

В области говорения учащиеся должны научиться монологической и диалогической речи. Из наблюдений я заметила, что на начальном этапе ребятам легче удается именно диалогическая речь, в старших же классах диалог всегда воспринимается негативно, особенно неподготовленная речь. Чтобы избежать такого отношения я приучаю ребят вести живой разговор.

Например, я вхожу в класс и говорю: «Ребята, я сегодня очень счастлива». Ребята высказывают свои предположения:

- Вы счастливы, потому что Вам нравится погода;

- У Вас День рождения;

- Все присутствуют и т.д.

Или я утверждаю, что «лето - это самый замечательный сезон». Ребята должны согласиться со мной или опровергнуть мое высказывание.

Я даю возможность высказаться каждому, но не настаиваю на ответе. Такой непринужденный разговор дает волю воображению, а необычные ситуации развивают творческие возможности учащихся.

А. Разговор по душам. Ученику намного интереснее вместо традиционного «Кто сегодня дежурный?» или «Какая погода?» поговорить о насущных проблемах или важном событии:

а) Вы участвовали вчера в соревнованиях по футболу? Кто выиграл?

б) Вы знаете, мне вчера не понравился концерт, в прошлом году был лучше. А вам?

в) Представляете, сегодня по дороге в школу я увидела бездомного котенка…???

1)Анекдот- средство создания друзей.

За время своей работы я собрала целую подборку анекдотов и шутливых историй по разным темам. Иногда я просто рассказываю детям истории, происходящие со мной и моими детьми. Стараюсь, чтобы истории были связаны с темой урока. Любой учитель - это актер, поэтому важно не читать историю по бумажке, а изобразить ситуацию в лицах. Тогда успех «выступления» обеспечен.

2)Но рассказывать анекдоты каждый день - это уже неоригинально, поэтому иногда для включения учащихся в урок я предлагаю детям высказывания известных людей (афоризмы). Их можно использовать в качестве фонетической или речевой зарядки. Можно предложить ребятам несколько высказываний и предложить выбрать наиболее соответствующее теме урока, обосновать свой выбор. Использование афоризмов делает речь более яркой, образной.

3)Есть прием, который я «заимствовала» у учителей русского языка. Этот прием называется «Даймонд»- это столкновение двух противоположных понятий. Мы используем этот прием в старших классах при закреплении лексики. Так как речь идет об иностранном языке, мы несколько изменили его. Вот какой «даймонд» получился в 10 классе при изучении темы «Проблемы молодого и старого поколения».

The older generation

Confident, reserved, knowing

To support, to believe, to give advice

There is a gap between the older and young generation

To show off, to express themselves, reject

Rebellious, shocking, violent

The young generation

4)Очень популярен сейчас прием из психологического тренинга «послушаем тишину». Детям предлагается закрыть глаза и в течение минуты прислушиваться к окружающим звукам, а затем рассказать, что они услышали. Это упражнение настраивает детей на работу и в тоже время успокаивает их. Особенно когда учащиеся сильно возбуждены. Кроме того это прекрасная возможность потренировать сложные грамматические структуры.

Все приведенные выше приемы уместны в старших классах, где уровень владения языком довольно высок. В младших же классах основной задачей для меня является подготовка осно­вы для формирования умений общаться на иностранном языке. Для меня главное - не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они хотели это делать и не боялись говорить.

Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учеб­ной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятель­ности - трудом, общественно-организа­торскими делами, игрой.

Для Для детей 7-10 лет таким видом дея­тельности, безусловно, является игра, о роли которой в обучении иностранному языку сказано достаточно много.

Важными элементами урока по-прежне­му остаются фонетическая гимнастика, пе­ние, физкультминутка. В III-IV классе в роли ведущего при проведении физкультминут­ки могут назначаться наиболее подготов­ленные ученики, что является дополни­тельным стимулом для тех, кто еще не был в этой роли (ведущий должен хорошо знать текст рифмовки, порядок выполне­ния упражнений). Фонетическую зарядку я также стараюсь разнообразить, а песни подбираю практически к каждой теме.

Таким образом, меняя содержание и форму, я стараюсь добиться того, что эти элемен­ты по-прежнему привлекательны для уча­щихся и остаются «ярким пятном» урока. На мой взгляд, вышеописанные средст­ва и приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным.

3.Ситуация успеха

Ситуация успеха - очень важный фактор стимуляции общении на уроке. Учитель не имеет права на плохое настроение, головную боль и т.д. Любой учитель скажет, что урок удается лишь в том случае, если учитель полон энергии и имеет хорошее настроение. Многие учителя считают что для того чтобы создать ситуацию достаточно произнести фразу «very good» (очень хорошо) после каждой реплики ученика. На самом деле никакой мотивации это не дает. Гораздо важнее убедить ученика, что он может выразить это по-английски, а приблизить ситуацию к реальному общению помогают междометия: wow (класс), oops (ой! He получилось), yuppie (ура), yuk(фу), Оuch (oй! Больно) и т.д. Тем более что дети уже знают эти выражения и даже используют их в реальной жизни.

В.А. Сухомлинский справедливо отме­чал, что, если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи. Я свою задачу вижу в том, чтобы до­биться положительной мотивации при изучении английского языка через развитие интереса к нему.









© 2010-2022