Научно - исследовательская статья Использование технологий деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ СОШ №3

с. Александров - Гай Саратовской области












Использование технологий деятельностного подхода на уроках

немецкого языка








Работу выполнила

учитель немецкого языка

Чурикова Н. К.




Основные задачи современного образования - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а формировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самообразованию и самореализации, научить применять эти знания в действительности (теоретической, практической, профессиональной и др.). Иностранный язык является общественной ценностью, поэтому изучение его включено в программу обучения как в школе, так и вузе - социальный заказ общества. Сегодня как некогда, возросла потребность в изучении иностранных языков, когда международное общение приобрело массовый характер, цель обучения формулируется как «обучение общению на иностранном языке».

В последнее время, когда рынок образовательных технологий «пестрит» разнообразными предложения по различным приёмам изучения иностранного языка, вопрос «По какой методике преподавать?» становится всё более актуальным, что свидетельствует о повышении культуры потребления интеллектуальной продукции.

Принципиальные изменения методов изучения иностранного языка, несомненно, связаны с новациями в области психологии личности. Сейчас ощущаются заметные изменения в сознании людей и развитие нового мышления: появляется потребность, провозглашенная А. Маслоу, потребность в самоактуализации и самореализации. Психологический фактор изучения иностранных языков выдвигается на главные позиции. Аудентичность общения, взвешенные требования, взаимовыгодность, уважение свободы других - вот тот набор правил построения конструктивных отношений в системе «учитель - обучаемый».

В мире существует огромное количество различных методов обучения иностранному языку, но первую строчку в рейтинге популярности методик активно удерживает коммуникативный подход, который и направлен на практику общения.

Коммуникативное обучение ориентировано на личность. При организации общения на уроке учитываются не только деятельность обучающихся, но и их опыт, их мировоззрение, их интересы и склонности. Обучение строится не на прохождении определенных тем, а на обсуждении проблем из жизни нашего общества. Благодаря этому, обучающиеся имеют возможность обсуждать свои дела, текущие события в жизни класса, школы, учатся высказывать своё отношение к происходящему, обосновать и отстаивать собственное мнение.

Коммуникативный метод обучения иностранному языку предусматривает создание на уроках благоприятного психологического климата. Обучение, построенное на уважении личности каждого обучающегося, происходит в атмосфере доброжелательности, раскрепощённости и помогает раскрыться разным сторонам его личности, освободиться от психологических барьеров. Всё это позволяет обучающимся не только воспринимать иностранный язык, как средство общения, но и способствует формированию социально важных качеств личности.

На современном этапе преподаватель иностранного языка выступает не только субъектом расширяющегося диалога различных культур, но и активным ретранслятором их ценностных достижений, реализует интеграцию личности в мировое социокультурное пространство. Всё это требует от учителя поиска и применения новых, более современных технологий процесса обучения в соответствии с международными стандартами. Для того, чтобы обучение иностранному языку соответствовало современным требованиям, я считаю небходимо основываться на деятельностном и личностно - ориентированном подходе, которые включают в себя языковое взаимодействие и целостность, развитие фантазии, творчество, а также принципы автономии обучения и работы в группе.

Общеизвестно, что вне деятельности в педагогике невозможно решить ни одной задачи обучения, воспитания и развития.

Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно - познавательной деятельности обучающихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Необходимо, чтобы обучающийся сам активно учился. Задача учителя - подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями. Деятельность учителя при этом меняется: он является не «транслятором» знаний, а организует деятельность совместно с обучающимися.

Деятельностный подход порождает много различных способов организации процесса обучения.

Ставя перед учителем новые задачи, деятельностный подход даёт большой стимул для развития творческого потенциала в разных сферах деятельности учителя: будь то форма урока или мероприятия, будь то планирование всего учебного материала или конкретных этапов урока, применение новых методик и технологий в учебном и воспитательном процессе.

Обучение на основе деятельностного подхода предоставляет огромные возможности:

- самостоятельность обучающихся в процессе обучения;

- опору на имеющиеся знания в различных областях и привлечение этих знаний до начала работы в новом направлении;

- учёт социокультурных особенностей обучающихся;

- учёт эмоционального состояния обучающихся;

- целенаправленное формирование учебных навыков;

- использование аутентичных материалов в процессе обучения.

В особой степени реализации этого подхода способствует использование проектной деятельности. Основная идея данной технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей работы.

Метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практическое применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания проектной деятельности [2.с.74].

В основе проектов лежит какая - либо проблема. Чтобы её решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание обучающихся и педагогов, предоставляет обучающимся право выбора, развивает мышление и рефлексию.

Я использую проектную методику как способ организации речевого взаимодействия обучающихся на уроках на любом этапе обучения.

Поначалу обучающиеся выполняли небольшое разнообразие проектов (по типам). Первыми проектами были информационные: "Die Reise durch die deutsche Stadt" «Путешествие по немецким городам» - 9 класс; "Der Schulaustausch" «Обмен школьниками» - 9 класс; "Mein Lieblingsschriftsteller" «Мой любимый писатель» - 9 класс; "Aus der Geschichte der Theaterkunst" «Из истории театрального искусства» -

10 класс; "Meine Familie" «Моя семья» - 10 класс; "Willkommen in Russland" «Добро пожаловать в Россию» - 10 класс»; "Das Schulsystem in Deutschland" «Школьная система в Германии» - 8 класс; "Naturkatastrophen" «Природные катаклизмы» - 11 класс и др.

Большое место в проектной деятельности школьников занимали и творческие пректы: "Die Schulzeitung" «Школьная газета» - 9 класс; "Im Restaurant" «В ресторане» - 9 класс; "Meine Lieblingsspeise" «Моё любимое меню» - 10 класс; "Der beste Dolmetscher" «лучший переводчик» - 10 класс; "Die Traumsschule" «Школа будущего» - 8 класс; "Die weltbekannte Personlichkeiten" «Выдающиеся люди Германии» - 11 класс; "Der Theaterkritik" «Театральный критик» - 11 класс.

Первые проекты делались на плакатах (дети, которые обладали хорошими способностями художественного оформления), другие школьники изготовляли папки и брошюрки с аппликациями.

Уже первые пробы использования этой методики дали хорошие результаты, вызвали большой интерес к изучению иностранного языка, поэтому я решила продолжить эту методику и на младших ступенях обучения, начиная с первого класса.

Наиболее распространёнными типами проектов в начальных классах являются прикладные проекты, в процессе работы над которыми дети изготовляют какие - либо поделки (например, книжка - малышка со всеми буквами алфавита собственноручными рисунками предметов, которые начинаются на эту букву, или смешная закладка на закрепление темы «Животные» во 2 классе; составление устава поведения в школе (7 класс), оформление праздничных поздравительных открыток (3, 4, 6 классы), или приглашений (7,8 классы).

Обучающиеся начальных и средних классов любят работать над ролевыми проектами, в которых детям предлагается взять на себя роль в какой - либо ситуации («В магазине» - покупатель / продавец (3 и 6 классы), «В школе» - учитель / обучающийся (4 класс), «Как спросить дорогу в городе» - приезжий / житель города (7 класс) или при инсценировании сказок и отрывков из произведений детских писателей («Репка» - 2 класс, «12 месяцев» - 3 класс).

Обучающиеся старших классов также организуют игровые проекты, когда они проводят ролевую игру, пытаясь доказать правильность своей точки зрения ( "Der wissenschaftlich - technische Fortschritt und seine Folgen: positive und negative." «Научно - технический прогресс и его последствия: положительные и отрицательные» ( Конференция) - 11 класс; "Wie kann man den Alltag sinnvoll gestalten" «Как можно организовать правильно свои будни» ((Беседа за «Круглым столом») - 11 класс; Jugendforum "Gemeinsam ins 21 Jahrhundert" (Молодёжный форум) - 10 класс; "Jungen - Madchen - Beziehungen. Wie verschieden konnen sie sein!" «Отношения между юношами и девушками. Какие разные они могут быть!» - 10 класс. Использование проектной методики на уроках немецкого языка позволяет соблюсти деятельностный характер обучения иностранному языку, сделать процесс обучения интересным и увлекательным для обучающихся.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придаётся коммуникативная направленность, смысл которой и заключается в расширении общего кругозора обучающихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринуждённости и эмоциональной стабильности, сотрудничества с обучающимися. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнёром, сотрудником обучающегося. В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Считаю, что рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у обучающихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

- позволяет действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей;

- дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других.

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной работы обучающихся на уроке.

Использование деятельностного подхода в обучении немецкому языку в сочетании с современными технологиями обеспечивает более высокие показатели эффективности, качества и прочности знаний, умений и навыков обучающихся. Важно отметить, что обучающиеся осуществляют самостоятельный поиск решения учебной задачи и знания приобретаются в процессе творческой деятельности.

Включение данного метода в учебный процесс стимулирует развитие познавательного интереса. По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес можно охарактеризовать «как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в которой выражено его стремление к всестороннему глубокому изучению, познанию их существенных свойств» [3.С.17]

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л. С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».






Список использованной литературы

Абдрашитова Н. Т., Лисачева Л. В., Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и культур в школе и вузе. - Оренбургский государственный университет.

Сосновский Б. А.Психология: Учебник для педагогических вузов. - М., 2005.

Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988.

Интернет - ресурсы:

copy.yandex.net/?lang=ru&fmode=envelope&tld=ru&text=%D0%90%D0%BA%...7ab79&keyno=0

andex.ru/yandsearch?text=методики+преподавания+иностранного+языка… -deyatelnostnogo-tipa-nayandsearch?p=2&text=методики преподавания иностранного

языка&clid=37000&lr=47ятельностный и личностно - ориентированный подходы в обучении иностранным языкам&clid=37000&lr=47








Заявка на участие в сборнике

Фамилия, имя, отчество: Чурикова Наталья Константиновна

Название организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Александров Гай Александрово - Гайского муниципального района Саратовской области

Звание

Должность: учитель немецкого и английского языков

Адрес:413370 Саратовская область, Александрово - Гайский район,

с. Александров Гай, ул. Глухова, д.48

Телефон: 89033807561

E-mail [email protected]

Название статьи: Использование технологий деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Дата:

Подпись

© 2010-2022