АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассмотрены  активные методы обучения французскому языку. Показано, что активные методы обучения играют важную роль при обучении французскому языку. На основе приведенных примеров АМО автором предлагается  использовать такие активные  методы, как «мозговой штурм», деловые игры, анализ конкретных ситуаций, проблемные ситуации,  которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО дают возможность учащимся повысить инт...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

В статье рассмотрены активные методы обучения французскому языку. Показано, что активные методы обучения играют важную роль при обучении французскому языку. На основе приведенных примеров АМО автором предлагается использовать такие активные методы, как «мозговой штурм», деловые игры, анализ конкретных ситуаций, проблемные ситуации, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО дают возможность учащимся повысить интерес и учебную мотивацию к изучаемому предмету, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, способствуют разностороннему развитию личности

учитель французского языка

Аметова Тамара Абуовна

МБОУ СОШ № 1 г. Новый Уренгой

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в образовательной практике. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация образовательного процесса неизбежно приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие современные педагогические технологии, которые вызвали бы интерес обучающихся и мотивировали их на изучение предмета.

В своей педагогической практике, как заинтересованный учитель я стремлюсь, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, имели мотивацию к изучению иностранного языка. Я считаю, что важное качество учителя состоит в том, чтобы уметь найти свой уникальный подход в обучении к каждому из своих учеников. Порой очень сложно, так как это умение требует огромного терпения и максимального приложения усилий, для того чтобы найти индивидуальный подход к ученику. Педагог, заинтересованный в этом, стремится организовывать учебный процесс таким образом, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивали свой труд и, в конечном итоге, показывали высокие результаты по предмету.

Какие методы обучения можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Этот вопрос является актуальным на сегодняшний день, и волнуют многих педагогов и родителей.

Под активизацией познавательной деятельности И.И. Подласый предлагает считать, целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности [4;155]. И.И. Подласый отмечает, что познавательная (учебная) активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе [4;155].

Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Выделяют 3 уровня активности учащегося:

* Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

* Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

* Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов[1;127].

Безусловно, первые два уровня активности можно достичь исключительно за счёт мотивации учеников. Однако здесь важно строить урок так, и привносить в него такие формы работы, которые будут интересны школьникам соответственно их возрастной принадлежности. Третий же уровень активности учеников отлично достигается за счет использования проектной деятельности в школе[1;127]. Проекты в современных школах - один из наиболее распространённых методов активного обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые «побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом»[1;127]. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

А. М. Новиков рассматривает гораздо больше форм активного построения урока: 1) применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок - соревнование, урок - семинар и др.); 2)использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.); 3) использование игровых форм; 4) диалогическое взаимодействие; 5) проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.); 6) использование различных форм работы (групповые, парные); 7) интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.); 8) использование дидактических средств; 9) внедрение раз вивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшний урок…», «Я бы сделал так…» и т.д.); 10) использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.); 11) различные виды домашней работы; 12) деятельностный подход в обучении [3;310].

С 2011 года я работаю над темой «Активные методы обучения французскому языку». Выбор темы самообразования объясняется моим желанием изучать и внедрять активные методы обучения в учебный процесс, совершенствовать собственное педагогическое мастерство, мотивировать учеников к изучению французского языка, на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую следующие виды деятельности АМО: дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловые игры. Для применения АМО мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили, или постоянно помогали.

Метод «мозгового штурма» помогает формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Урок по теме «Рождество» можно начать с (мозгового штурма). Учитель начинает фразу что означает «Рождество - это … ». Дети продолжают данную фразу, рассказывают свои ассоциации по данной теме, вариантов может быть огромное количество. Затем учитель говорит свои варианты ответов. Свои ответы я предлагаю в презентации. Ответы на задание из «мозгового штурма» сопровождаются праздничными картинками и рождественской песней.

Урок по теме «Праздники» можно начать так: Вы любите праздники? Какой твой любимый?? Какой у вас любимый семейный праздник ассоциации, связанные с праздниками.

Праздники



Для повышения мотивации к изучению французского языка у учащихся, активности на уроке, практического применения французского языка, развития речевой деятельности я использую занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра - это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.

Опыт показывает, что занятия в форме деловой игры (ДИ) в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике.

Организация ДИ на занятиях и подготовка к ней - процесс творческий, он требует заинтересованности и моей инициативы, как учителя, так и учеников. Планируя деловую игру, я прогнозирую достижение необходимых целей и следую требованиям деловой игры:

-игра проводится мной в атмосфере непринужденности и поиска с привлечением максимального числа участников;

-учитываются интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний и интересы;

- довожу до сведения правила игры.

Деловая игра состоит из 3-х этапов: подготовка к игре (определение целей игры, выработка правил игры, определение и распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей учащихся, продумывание критериев оценки, методическое и материальное обеспечение игры, определение заданий на самоподготовку, расчет времени, теоретическая подготовка); проведение деловой игры, подведение итогов.

На занятии мною используются различные варианты организации и проведения деловых игр: аукцион знаний, «Счастливый случай», «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т.п.), «Что? Где? Когда?»(викторина с учетом интеллектуальных способностей), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие)

Таким образом, деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

Анализ конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций.

1. Ситуации - иллюстрации. Я привожу пример из школьной практики или личного опыта. Например, показываю работы других школьников, которые добились значительных успехов в учебе.

2. Ситуация - оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Например, предлагаю для анализа описание конкретного случая (конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по столовой). Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.

3. Ситуация - упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый ученик получает задание - провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Существуют различные формы организации активного обучения.

Все приёмы являются методами интерактивного обучения.

Цикл интерактивного обучения включает в себя:

- переживание и осмысление полученного опыта, основанное на взаимодействии с учителем, с одноклассниками, изучаемым материалом.
- рефлексия, целью которой является определение личного уровня продвижения каждого обучающегося;

- применение на практике.

Подобные занятия позволяют обучающимся выйти из привычной роли наблюдателя; создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной деятельности.

Например, при изучении темы «Традиции празднования Хэллоуина », я использовала такую постановку учебной проблемы: урок я пришла не с пустыми руками. Как вы думаете, почему? Какие предметы я принесла? (ответы учащихся о приближении Хэллоуина). (Действительно, приближается Хэллоуин. (Но почему я принесла вам именно этот предмет(указывает на тыкву)). Учащиеся отвечают, что существует традиция на Хэллоуин вырезать фонарик из тыквы.

На этапе актуализации знаний:

Что вы понимаете под словом «традиция»? (ответы на русском языке). ask № 1. ».(Установите соответствие между русскими и французскими определениями понятия «традиция»). Задание № 1 выполняется индивидуально на рабочих листах

Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках французского языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока.

Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроках складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.


Список литературы:

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. -Тула: ТГУ, 2002. -127с.

2. Ительсон Е.И. «Об отношении учащихся к иностранному языку как учебному предмету»// Ияш. - 2011. - №7. - С. 73-77.

3. Новиков А.М. Методология образования - М.: Эгвес, 2006. - 310с.

4..Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 155с.

5.Самойлова, Т.А. Игры на уроках французского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. - 92с.

6.Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. - М.: Просвещение, 1990. - 242с.



© 2010-2022