Методы и приемы развития мотивации учащихся на уроке

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет «Методы и приемы развития мотивации учащихся»

от 02.02.15

Выступление на тему «Дальтон технология»

учителя английского языка: Ащеуловой Ю.Н.

В настоящее время мы все больше говорим о мотивации учащихся к изучению иностранного языка, о том, что мы должны ставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать процессу реальную практическую значимость. Данная тенденция заставляет нас отдавать предпочтение активным методам обучения, которые побуждают ученика к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Урок Ащеуловой Ю.Н. был построен на основе «Дальтон технологии» с элементами проблемного обучения и метода проектов, которые направлены на мотивацию индивидуального развития ученика и развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества.

Дальтон-план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Свобода - это право выбора ученика;

Самостоятельность - ученик сам выбирает какими источниками он может пользоваться;

Сотрудничество - в обучении ученик может воспользоваться помощью учителя, учащихся (работа в паре, группе).

Цели обучения с применением таких приемов и методов состоят в том, чтобы создать условия, при которых:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщение);

  • развивают системное мышление.

Задания урока составляют содержательную основу технологии Дальтон. В каждом задании определяется задача(проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе.

Рассмотрим урок:

1 уровень - уровень обычной активности:

- вводится проблемная ситуация (учащиеся предлагают свои варианты темы урока)

2 уровень - уровень полусамостоятельной активности:

- вводятся ЛЕ при помощи образовательной программы с использованием ИКТ (учащиеся свободны в выборе правильных вариантов, но неправильные ответы корректируются самой программой);

3 уровень - уровень самостоятельной активности:

  1. Каждому учащемуся раздаются карточки с новыми словами и их дефинициями. Свобода, данная учащемуся позволяет выполнить задание самому или в сотрудничестве с учителем, другими учащимися (в паре) или с использованием Интернета.

  2. При работе с аудиотекстом учащимся предлагается использовать полученные знания для решения поставленных задач (проблем);

4 уровень - уровень творческой активности

На этом уровне учащимся предлагается проектный метод, который предполагает решение какой-то проблемы, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. На этом этапе учащимися используются все три принципа Дальтон технологии (свобода, самостоятельность, сотрудничество). Выходом из этого уровня является конкретный результат, готовый к внедрению.

Завершающим этапом урока является письменная работа, в которой учащиеся дают выход всем знаниям, полученным на всех уроках по данной теме.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение заданий будешь сам, при этом контроль и оценивание остается за учителем.

Проведение уроков с применением Дальтон технологии с элементами проблемного обучения и проектной методики имеют сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обуславливает:

  • Увеличение объема знаний, умений и навыков;

  • Углубление и упрочнение, выход на новый уровень обученности;

  • Новый уровень познавательных потребностей учения;

  • Новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.

При этом:

  • В центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  • Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

  • Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.



© 2010-2022