- Преподавателю
- Иностранные языки
- Методы и приемы развития мотивации учащихся на уроке
Методы и приемы развития мотивации учащихся на уроке
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ащеулова Ю.Н. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогический совет «Методы и приемы развития мотивации учащихся»
от 02.02.15
Выступление на тему «Дальтон технология»
учителя английского языка: Ащеуловой Ю.Н.
В настоящее время мы все больше говорим о мотивации учащихся к изучению иностранного языка, о том, что мы должны ставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать процессу реальную практическую значимость. Данная тенденция заставляет нас отдавать предпочтение активным методам обучения, которые побуждают ученика к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Урок Ащеуловой Ю.Н. был построен на основе «Дальтон технологии» с элементами проблемного обучения и метода проектов, которые направлены на мотивацию индивидуального развития ученика и развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества.
Дальтон-план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Свобода - это право выбора ученика;
Самостоятельность - ученик сам выбирает какими источниками он может пользоваться;
Сотрудничество - в обучении ученик может воспользоваться помощью учителя, учащихся (работа в паре, группе).
Цели обучения с применением таких приемов и методов состоят в том, чтобы создать условия, при которых:
-
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-
развивают у себя исследовательские умения( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщение);
-
развивают системное мышление.
Задания урока составляют содержательную основу технологии Дальтон. В каждом задании определяется задача(проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе.
Рассмотрим урок:
1 уровень - уровень обычной активности:
- вводится проблемная ситуация (учащиеся предлагают свои варианты темы урока)
2 уровень - уровень полусамостоятельной активности:
- вводятся ЛЕ при помощи образовательной программы с использованием ИКТ (учащиеся свободны в выборе правильных вариантов, но неправильные ответы корректируются самой программой);
3 уровень - уровень самостоятельной активности:
-
Каждому учащемуся раздаются карточки с новыми словами и их дефинициями. Свобода, данная учащемуся позволяет выполнить задание самому или в сотрудничестве с учителем, другими учащимися (в паре) или с использованием Интернета.
-
При работе с аудиотекстом учащимся предлагается использовать полученные знания для решения поставленных задач (проблем);
4 уровень - уровень творческой активности
На этом уровне учащимся предлагается проектный метод, который предполагает решение какой-то проблемы, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. На этом этапе учащимися используются все три принципа Дальтон технологии (свобода, самостоятельность, сотрудничество). Выходом из этого уровня является конкретный результат, готовый к внедрению.
Завершающим этапом урока является письменная работа, в которой учащиеся дают выход всем знаниям, полученным на всех уроках по данной теме.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение заданий будешь сам, при этом контроль и оценивание остается за учителем.
Проведение уроков с применением Дальтон технологии с элементами проблемного обучения и проектной методики имеют сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обуславливает:
-
Увеличение объема знаний, умений и навыков;
-
Углубление и упрочнение, выход на новый уровень обученности;
-
Новый уровень познавательных потребностей учения;
-
Новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.
При этом:
-
В центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
-
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
-
Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
-
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
-
Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.