- Преподавателю
- Иностранные языки
- Урок коми языка как неродного в 3 классе по теме Домашние животные
Урок коми языка как неродного в 3 классе по теме Домашние животные
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чехонина Т.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта по теме «Домашние животные»
«Гортса пемӧсъяс» тема серти технологическӧй карта
(3 класс)
Предмет: коми язык как государственный.
Класс: 3-ий
Учитель: Чехонина Тамара Николаевна
Тема урока: Домашние животные
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: 1) Создать учебно-коммуникативные ситуации для освоения лексических единиц по теме «Домашние животные» через организацию проблемно-диалогического обучения.
2) Формировать УУД:
Личностные: способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Задачи урока:
Обучающие:
1) Расширить и закрепить знания о домашних животных.
2) Тренировать учащихся в употреблении лексики по теме «Домашние животные».
3) Способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся;
4) Понимать текст стихотворения, построенный на знакомом языковом материале;
Воспитательные:
1) Повышать интерес к изучению коми языка.
2) Формировать внимательное и уважительное отношение друг к другу, к совместной деятельности;
Развивающие:
1) Развивать у учащихся память, внимание, мышление;
2) Развивать у учащихся навыки общения;
3) Формировать адекватную самооценку в ситуации успеха (неуспеха).
Новые слова: нявзӧ, увтӧ, баксӧ, руксӧ, котсьӧ, гӧрдлӧ.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формы организации работы учителя: организационная, обучающая, контролирующая.
Место урока в учебном процессе: Первый урок в разделе: «Домашние и дикие животные».
Используемое оборудование: ноутбук; проектор; презентация к уроку, созданная учителем; карточки, словари; учебник коми языка для 3 класса «Коми кыв», авторы Е. Н. Вязова, А. В. Сизова, Сыктывкар, 2011 г.;
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
-
Мотивация к учебной деятельности
- Видза оланныд, дона челядь! Ми заводитам коми кыв урок. Ставыс-ӧ эм парта вылын урок кежлӧ?
Пуксьöй.
Приветствие учителя, самоорганизация.
Ученики садятся.
Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения
Регулятивные: формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку
Коммуникативные:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться
-
Актуализация знаний
(Слайд №1 Деревня)
-Ме зэв ёна радейта ветлыны сиктӧ. А тi?
- Вайӧ кежаламӧй тайӧ сиктас. Сэнi сёрнитны ковмас комиӧн. Кужанныд? Ковмас велӧдчыны. Ме тiянлы отсала.
Аудиозапись vmusice.net/mp3/%E7%E2%F3%EA%E8%2B%F3%F2%F0%EE%2B%E2%2B%E4%E5%F0%E5%E2%ED%E5
- Кодi миянлы паныдасис? (после того, как дети назовут животных, на слайде появляются их изображения)
-Кыдзи позьӧ шуны ӧти кывйӧн?
- Нӧшта кутшӧм гортса пемӧсъяс эмӧсь?
Лошадь у коми была основной тягловой силой при сельскохозяйственных работах, использовалась она и как транспортное средство, особенно зимой.
На лошадях пахали, бороновали, с их помощью вывозился урожай зерна и сена. У крестьян существовали особые приметы для выявления будущих качеств конского молодняка. Считалось, что если у жеребенка зубы и грудь выставлены вперед, то он будет резвым и "шагистым" конем (Жилина, Сорвачева 1971, С. 103). komi.com/FOLK/KOMI/95.htm
Диалог с учителем
Дети внимательно слушают.
- Петук,чипан, мӧс, пон, порсь, ыж.
- Гортса пемӧсъяс.
- Кань, вӧв.
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: соотнесение известного с неизвестным.
Познавательные:
извлекать информацию из аудиозаписи,
осознанное построение речевого высказывания
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем, высказывание своего мнения
-
Выявление места и причины затруднения
-Сiдзкӧ, мый йылысь кутам сёрнитны?
- Гижам талунъя числӧ да уроклысь тема: Гортса пемӧсъяс.
- Кыдзи тӧдмалiнныд гортса пемӧсъяссӧ?
- Мый вӧчӧ пон? … (петук, мӧс, порсь, вӧв, кань)
- Кутшӧм юалӧм пуктам тайӧ кывъяс дорас?
- Кыдзи тайӧ кывъясыс лоӧны комиӧн?
- Мыйла ог тӧдӧй?
-Гортса пемӧсъяс йылысь.
-Гӧлӧс сертиыс.
- Лает, кукарекает, мычит, хрюкает, ржёт, мяукает.
- Что делает? Мый вӧчӧ?
-Не знаем.
-Эти слова нам раньше не встречались.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме
-
Целеполагание
Планирование и организация деятельности.
- Кутшӧм мог пуктам? (запланируйте свою задачу на урок)
- Кыдзи кутам уджавны урок вылын? Помалöй план.(Слайд №2 )
План.
1. Тöдмасям выль кывъясӧн.
2 .Вочавидзам юалӧмъяс вылö.
3. Лӧсьӧдам сёрникузяяс да гижам.
4. Лыддям сёрникузяяс.
5. Донъялам удж.
- Узнать, как по-коми звучат и пишутся эти слова.
Познавательные: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
-
Реализация построенного проекта.
Физминутка
- Мый кутам вӧчны медводз?
(Ученикам даю карточки, которые после заполнения они вклеивают в тетрадь-словарь.)
-Кытысь ми босьтам тӧдӧмлунъяс?
Работа в парах.(каждая пара ищет значение подчеркнутых (1-2) слов и записывают себе в карточку)
- Уджалам кывкудъясӧн.
Тема: Гортса пемӧсъяс.
Что делать? - Мый вӧчны?
Мый вӧчӧ?
Лаять -
Мяукать -
Ржать -
Кудахтать -
Хрюкать -
Мычать -
Прӧверитам I столбик (Слайд №3 )
«Йӧлӧга» ворсӧм.
Ворсӧм «Велӧдысь-велӧдчысь» (Параӧн уджалӧм)
Ёртъяс, кодкӧ лоӧ велӧдысьӧн, а мӧдыс- велӧдчысьӧн. Велӧдысь лыддьӧ комиӧн, а велӧдчысь висьталӧ рочӧн. А сэсся вежсьӧй.
-Донъялӧй ассьыныд уджтӧ.
(Лыддьӧдлана физзарядка)
Чеччам чӧла
шум ни зык.
Вӧчам тадзи,
Ӧтик - кык,
Ӧтик - кык,
Вочам тадзи,
Öтик - кык.
Коскӧ пуктам
кыкнан ки,
Недыр чеччалыштам
ми,
Медым ньӧти
мудз эз коль:
Куим - нёль,
куим - нёль.
Öнi лолыштамӧй
быдӧн.
Ме ног, челядь,
вӧчӧй вай:
Вит и квайт,
вит и квайт.
Кияс нюжӧдамӧй
тадзи,
Сэсся лажыньтчамӧй
надзӧн.
Сувтам:
Сизим и кӧкъямыс.
Бара лажыньтчамой
надзӧн.
Сувтам:
Сизим и кӧкъямыс.
Физзарядка вӧчам
водзӧ.
Киӧн судзӧдчылам
Джоджӧдз.
Молодечъяс, ай да
Класс.
Помаламӧй:
Öкмыс - дас.
Молодечьяс, ай да
Класс.
Помаламӧй:
Öкмыс - дас.
spetshkola.narod.ru/page31.html
-Пуксьӧй.
- Видзӧдламӧй план вылӧ. Мый ми вӧчим нин?
Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
- Кывкудйысь, юалам велӧдысьлысь, небӧгысь.
Челядь велöдысь бӧрся куимысь висьталöны кывъяс («Йöлöгаысь» ворсöм)
Дети выполняют предложенные действия
- Тӧдмасим выль кывъяскӧд.
Познавательные: умение осуществлять действие по заданному плану; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: осознание ответственности за общее дело;
Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану, работать в парах
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
-
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Мый ми кутам вӧчны водзӧ?
-Восьтам небӧг: 41 лист бок, 63 удж.
Тайӧ кывбурсӧ, нимыс кодлӧн «Асыв», гижис Бабин Вячеслав Леонидович
Бабин Вячеслав Леонидович (1960) - коми поэт да журналист. Чужис эжвайывса Нэмдін сиктын.
wiki.komikyv.ru/index.php/Бабин_Вячеслав_Леонидович
-Лыддьӧй заданиесӧ.
-Лыддьӧй ас кежысь.
Чтение стихотворения детьми про себя.
- Гораа да мичаа лыддям кывбурсӧ сьӧрсьӧн-б 1 строчкаӧн быдӧн.
- Мый йылысь тайӧ кывбурыс?.
- Мыйла шусьӧ кывбурыс «Асыв»?
- Кодъяс виччысьӧны сёян?
- Шарик - сiйӧ кодi? (пон)
Пон (мый вӧчӧ?) … (тявзӧ). (слова записывают во второй столбик таблицы)
- Кыдзи тявзӧ пон? (ав,ав,ав!)
- Мурзик - сiйӧ … .
Кань (мый вӧчӧ?)… (нявзӧ).
- Кыдзи нявзӧ кань? (няв, няв, няв!)
Чибук - сiйӧ … (вӧв).
Вӧв (мый вӧчӧ?) … (гӧрдлӧ).
- Кыдзи гӧрдлӧ вӧв? (го, го, го!)
Чипан (мый вӧчӧ?) … (котсьӧ).
- Кыдзи котсьӧ чипан? (ко, ко, ко!)
Полюк Машка - сiйӧ …(порсь)
Порсь (мый вӧчӧ?) … (руксӧ).
-Кыдзи руксӧ порсь? (рук, рук, рук!)
- Öтлаын лыддям кывъяссӧ мӧд столбиксьыс.
тявзӧ
нявзӧ
гӧрдлӧ
котсьӧ
руксӧ
баксӧ
- Аттьӧ! Вайӧ видзӧдламӧй план вылӧ да висьталам: мый ми ӧнi вӧчим?
-Вочавидзам юалӧмъяс вылӧ.
- Лыддьы кывбурсӧ.
Челядь вомгорулас лыддьӧны кывбурсӧ
Чтение стихотворения цепочкой.
Диалог с учителем
Читают хором слова со второго столбика
-Вочавидзим юалӧмъяс вылӧ.
Познавательные: овладение способностью выделять информацию
Регулятивные: готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Мый водзӧ кутам вӧчны?
- Тайӧ схема кузяыс лӧсьӧдам сёрникузяяс да гижам тетрадьӧ. Кывзам аудиозапись.
Схема: +
Аудиозаписи с голосами домашних животных животных. muzofon.com/search/голоса%20животных
- Прӧверитӧй асьнытӧ. Ставыс-ӧ тадзи?
(Слайд №4) Кань нявзӧ.
Чипан котсьӧ.
Пон увтӧ.
Мӧс баксӧ.
Вӧв гӧрдлӧ.
Порсь руксӧ.
- Донъялӧй ассьыныд уджтӧ.
- Вайӧ видзӧдламӧй план вылӧ да висьталам: мый ми ӧнi вӧчим?
-Лӧсьӧдам сёрникузяяс да гижам.
Оценивают свою работу.
- Лӧсьӧдiм сёрникузяяс да гижим.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные: умение отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль
Личностные: развитие самостоятельности, оценка своих достижений и достижений других.
-
Включение в систему знаний и повторение.
- Мый водзӧ кутам вӧчны?
Ворсӧм «Лым мач» («Снежный ком»)
(Первый ученик читает первое предложение со слайда №4, второй - первое и второе предложения, третий ученик - 1, 2, 3 предложения и т.д.)
-Лыддям сёрникузяяссӧ.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других
-
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Урок помасьӧ.
- Мый йылысь сёрнитiм урок вылын?
- Кутшӧм мог пуктылiм?
- Мый вöчим урок вылын?
- Ставыс-ö артмис? Мый эз артмы?
- Кыдзи тэ уджалiн?
-Донъялӧй ассьыныд уджтӧ. (на партах кружочки разного цвета)
Кыдзи ме уджалi.
Уровни моей успешности.
Ме молодеч! У меня всё получалось! Я чувствую себя уверенно!
У меня получалось почти всё! Но чувствую себя не совсем уверенно!
Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями!
За работу на уроке получают отметки-…. .
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку
Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание
- Кутшӧм лоӧ гортса удж? (выучить новые слова)
-Урок помасис. Аттьӧ! Аддзысьлытӧдз!
Запись д/з в дневник
Личностные : формирование понимания необходимости выполнения домашней работы.