Статья+презентация «Особенности преподавания английского языка в старших классах в условиях перехода на новый ФГОС»

"Описание материала: "Данная статья по теме «Особенности преподавания английского языка в старших классах в условиях перехода на новый ФГОС» сопровождается презентацией, являющейся неотъемлемой частью данной статьи и содержащей материал, необходимый для конкретизации некоторых пунктов статьи. "В статье подробно рассмотрен проблемный метод обучения на примере дискуссионного метода. Приведен один из возможных вариантов организации дискуссии при обучении английскому языку в 10 классе по теме «Геном...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Особенности преподавания английского языка в старших классах в условиях перехода на новый ФГОС»

Основополагающим направлением развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты. Одним из основных принципов языкового образования можно назвать принцип иноязычной коммуникативной компетенции. Процесс формирования коммуникативной компетенции можно эффективно актуализировать путем использования проблемных по своему характеру методов. Среди проблемных методов подробнее остановимся на дискуссионном методе, который также способствует формированию социолингвистической компетенции.

Дискуссия при обучении может быть направлена на обмен мнениями касательно какого-либо события, выражение мыслей по поводу прочитанного и прослушанного материала, совместный поиск решения той или иной проблемы. В процессе обсуждения выявляются противоречия, выдвигаются аргументы и контраргументы, выстраивается логика доказательности позиции выступающего. Обучающиеся учатся рассматривать проблему со всех сторон, рассуждать и формулировать свою точку зрения. Происходит реализация принципа формирования критического мышления у обучающихся. Определенные требования к ведению дискуссии способствуют формированию культуры речи.

Однако дискуссия может быть успешна на уроке лишь при условии тщательности ее подготовки. Для дискуссии определяются ведущий, задача которого ввести участников в тему дискуссии, представить проблему, представить участников дискуссии, давать слово, суммировать сказанное; лидер, который выражает свою точку зрения и приводит аргументы в ее защиту; контрлидер, представляющий противоположную точку зрения и приводящий контраргументы; формируются группы по 3-5 человек, им предоставляются спорные темы для обсуждения. Тематика учебных дискуссий чрезвычайно разнообразна. Следует выбирать те темы, которые наиболее интересны учащимся, вызывающие у них желание говорить и общаться, высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

При подготовке учащихся необходимо отработать такие речевые умения, как умение задавать вопросы, логично отвечать на поставленные вопросы, употреблять разговорные клише, помогающие выражать свое мнение, согласие, несогласие, просьбу, вежливый отказ, удовлетворение, неудовольствие. Может оказаться полезным и облегчить учащимся оформление своих мыслей на иностранном языке умело составленный список ключевых слов по теме. Важно, чтобы учащиеся имели представление о критериях оценки участия в дискуссии.

Ход дискуссии осуществляется в несколько этапов. На первом этапе ведущий знакомит участников с темой дискуссии. На примере дискуссии по теме «Геномодифицированные продукты: за и против», проведенной в 10 классе, мы хотели бы познакомить вас с одним из возможных вариантов организации дискуссии при обучении английскому языку. В начале урока учащимся раздается упаковка от разных видов продуктов. Им нужно ознакомиться с составом продуктов, принимая во внимание наличие или отсутствие надписи: «Не содержит ГМО». Ведущий обращает внимание учащихся на значение понятия ГМО, положительные и отрицательные стороны содержания ГМО в продуктах. Также ведущий представляет представителей двух лагерей ученых, имеющих противоположные взгляды на проблему использования ГМО: лидера и контрлидера. Заслушивается точка зрения лидера дискуссии, который дает определение понятия ГМО и высказывает свою точку зрения в поддержку использования геномодифицированных продуктов, аргументируя ее. Затем выступает контрлидер, представляя противоположную точку зрения с ее аргументацией.

Второй этап представляет собой полемику участников. Ведущий делит обучающихся на группы по 5-6 человек и, разбивая обсуждаемую проблему на микротемы, предлагает им обсудить поставленный вопрос и прийти к ответу на него. По истечении отведенного на обсуждение вопроса времени руководитель группы представляет полученные результаты с их аргументацией. Ведущий вовлекает участников других групп в обсуждение предложенной для выступившей группы проблемы, задавая вопросы: «Какова ваша позиция по данному вопросу?», «Насколько вы согласны с приведенными аргументами?», «Насколько убедительны для вас приведенные доводы?», «Что является более важным для вас: экономическая выгода или уверенность в безопасности продукта?», а также сталкивает мнения, находит противоречия в высказываниях, следя, чтобы участники дискуссии не отходили от выбранной темы. Важно, чтобы каждый из участников группы имел возможность высказаться. Участники также задают вопросы, выражают свои мнения, спорят, доказывают свою правоту, приводя аргументы. В процессе обсуждения этих микротем у учащихся формируются определенные точки зрения с аргументированным высказыванием относительно общей темы дискуссии.

Третий завершающий этап работы предполагает подведение итогов групповой работы, рефлексию. Ведущий обращается к обучающимся с вопросами: «Как вы можете ответить на главный вопрос урока?», «Какой вывод вы можете сделать по итогам дискуссии?», «Определите, изменилось ли ваше мнение по данной проблеме?».

Таким образом, дискуссионный метод способствует социализации обучающихся, являющейся одной из основных целей образования, формированию коммуникативной компетенции, личностному и метапредметному развитию, критическому мышлению.




© 2010-2022