Специфика обучения английскому языку в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Специфика обучения

по английскому языку в начальной школе

(из опыта работы)

Специфика обучения английскому языку в начальной школе


Гаврилова Н.Ф.,

учитель английского языка

МБОУ «Центр образования

г. Певек»



2016г.




Новые требования, выдвигаемые Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, заставляют несколько по иному взглянуть на акценты педагогической деятельности, заставляя учителя искать новые, действенные способы решения проблем в аспекте приобретения различных коммуникативных иноязычных умений и одновременно гуманизации обучения. В связи с этим возникает вопрос: как сделать так, чтобы знания имели смысл, чёткую структуру, форму, осознавались не как мёртвая информация. Всё это служит толчком к развитию потребностей и мотивов изучения иностранного языка на качественно новом уровне. Не зря говорят: «Школа - это образно говоря, тонкий и чуткий музыкальный инструмент, который творит мелодию человеческой гармонии, влияющий на душу ученика - но творит лишь при условии, что этот инструмент хорошо настроен и настраивается он личностью Учителя.» Пассов Е.И. по праву возлагает на учителя роль «сценариста, режиссёра», а когда учитель готовится к уроку, он должен «пропустить» весь урок через себя.

Я считаю, что учителю нужно, вооружившись своими «изюминками» педагогического опыта, своим почерком преподавания и почувствовать себя артистом-импровизатором посмотреть на урок как на театр, а на учащихся как на команду единомышленников и поверить в успех каждого ученика. Обучение на современном этапе - это не процесс передачи и накопление знаний, а процесс развития учащихся, это развитие способности думать: «Из всех народов первым будет тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности» (Л.Пастер).

Прекрасно сказал Амоношвили: «Формирование отношений сотрудничества на уроке, простор для творчества, другими словами, каждый педагог, исходя из собственного опыта и творческого потенциала, обеспечивает условие для достижения активности учащихся, при этом воспитывая и прививая тем самым интерес к предмету» Именно высокая эффективность овладения иностранным языком достигается глубоко и точно продуманной системой приёмов обучения языком. Нельзя не согласиться с мыслью, что планирование урока - это своего рода творческое таинство. «Владение иностранным языком - это не вопрос знания. Владение языком - это вопрос практики» (Л.Блумфилд). Как показывает практика, ещё нет рецептов, чтобы всем учащимся было интересно учиться. И учителю приходится «вариться в своём соку», нарабатывая свои методы, свой почерк ведения уроков, чтобы увлечь учащихся, т.е. сделать свой урок занимательным и интересным

Одним из наиболее перспективных направлений в области обучения иностранным языкам в последнее время признаётся раннее обучение. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что обучение иностранному языку в начальной школе способствует не только более прочному и практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал, т.е. задачей учителя в начальной школе является не только формирование умений и навыков во всех видах речевой деятельности, но и создание условий для проявления и развития индивидуальности. Отсюда вытекает необходимость делать более разнообразными сюжетно-композиционное построение занятий в начальной школе. Здесь речь идёт о таких знаниях:

-языкового материала (фонетического, лексического, грамматического) и правил оперирования им в устной и письменной речи. Однако успешное овладение языком в начальной школе обусловлено переходом знаний, в результате выполнения упражнений, в навыки и умения. Однако, как известно, прочные навыки родного языка могут оказывать также отрицательное влияние на процесс овладения иноязычными навыками. Его можно наблюдать, например, в области обучения фонетике, где особенно ярко выражены «следы» произношения родного языка. Ребёнок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с осознания и намеренности. Все современные подходы к обучению иностранным языкам базируется на личностно-ориентированной парадигме, которая реализуется в раннем обучении ИЯ в следующей направленности:

- на языковую личность ученика, его реальные потребности и мотивы;

- на развитие способности ученика к общению в рамках диалога культур

- сотрудничество и взаимодействие (это возможно, если основной формой учебной деятельности младшего школьника будет не только слушание, говорение, чтение или письмо на ИЯ, а живое и мотивированное взаимодействие с учителем и друг с другом.)

- вера в ученика и создание благоприятных условий для успешности его деятельности (успешность общения зависит от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Поэтому нужно, чтобы ученик, вступая в общение на новом ему языке, не испытывал страха перед ошибкой.

Во время общения многое зависит от того, как используются организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо внедрять в учебный процесс групповые, коллективные, а также проектные формы работы. Успешность освоения детьми языка в полной мере зависит от того, вызывает ли деятельность по овладению языком у ученика положительное к ней отношение. Ученик должен чётко представить себе цель своего речевого действия, его конечный результат: что именно будет достигнуто, если он произнесёт слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст и т. д.

Важно, чтобы ученик почувствовал своё движение вперёд и имел способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности. Важнейшей задачей иноязычного начального образования следует выделить умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование умения учиться, способности к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, означает полное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

1.мотивы (игровые, познавательные, учебные);

2.учебную цель;

3.учебную задачу;

4.учебные действия (преобразование материала, контроль и оценка).

Основополагающими компонентами работы в начальной школе, на мой взгляд, следует считать следующее:

- ориентация на уже сложившиеся у учащихся и формирование новых методов к обучению

-тщательный отбор содержательного материала, позволяющего одновременно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;

- сочетание форм работы;

- особая позиция учителя в ходе учебного процесса;

- возможность организации индивидуального подхода к ученикам с учётом их интеллектуальных и психологических особенностей, что обеспечивает более комфортный микроклимат на уроке и более успешное усвоение материала.

Обучая языку как средству межкультурного общения, учителю необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы он открывал младшему школьнику «окно в другой мир» и расширял тем самым понимание своего собственного бытия

Считается общепризнанным, что младший школьник в процессе овладения иностранным языком приобретает:

- знание имён собственных, названия страны изучаемого языка, её расположение на карте, природно-климатические условий, животного мир, государственной символики, поведенческого этикета, принятого в стране изучаемого языка, детского фольклора (игры, песни, считалки, пословицы, поговорки…

- умения употреблять формулы речевого этикета, сравнивать обычаи и праздники в стране изучаемого языка и своей стране.

К сожалению, в начальной школе недооценивается значение игры как способа обучения иноязычной устной речи. Нельзя форсировать развитие младшего школьника, включать его в учебную деятельность, минуя игровую. Именно применяемые игровые технологии позволяют решать непростые задачи обучения и воспитания младшего школьника: сюжетно-композиционные занятия в начальной школе, введение новых персонажей, сюжетно-ролевых игр, метод театрализации как одного из факторов в развивающей системе. Часто дополнительная лексика с опережением вводится в мини-спектаклях, которые служат большим подспорьем в обучении аудирования. Формированию речевых умений и навыков способствует такая форма урока, как устный журнал, заполнение родословного дерева (Family tree).

Мне хотелось бы рассказать о некоторых находках, которые помогают привить интерес к учёбе, активизировать мыслительную деятельность учащихся, улучшить знания и умения, создать на уроках условия психологического комфорта для сотрудничества учителя и учеников.

Ставя перед собой цель, отработать грамматику, совсем неплохо облечь её в игровую форму, подогнать под грамматический материал. Так, например, игра «Маша и её друзья» для закрепления местоимений: There, here и вопроса типа Where is..? Where are…? Плавно преобразилась в Машу - растеряшу, в которой Маша (любой ученик из группы) разыскивает свою одежду, игрушки: «Where is my shirt? Where are my jeans?» и т.д.

Для того чтобы запомнить как можно больше фруктов и овощей (т.»Food» можно предложить интересную игру «Избалованный кролик». Кроме того эта игра закрепляет структуры типа: I'm hungry; I'm thirsty и вопрос типа: Do you want an orange? No, I don't. I want …

Для введения целого ряда бытовых глаголов можно использовать игру-сценку «Кошка и котята», при прохождении темы «My working day» (4 класс). С этой целью ребята приносят на урок зубную щётку, расчёску, ложку, тарелку, чашку и т.д. Учитель играет роль кошки, а ребята - котят. Учитель даёт указания: «Get up, do morning exercises, clean teeth, have breakfast…»

Интерес к парным формам работы (технология метода обучения в сотрудничестве) может быть повышен благодаря включению в раздаточный материал дополнительной информации, которая имеет познавательный интерес. Например, при прохождении Future Simple (4 класс) каждому ученику даётся напечатанная страничка дневника и предлагается записать, что ученик собирается делать (повторение структуры to be going to…) в разные дни недели. Затем можно предложить пригласить друг друга провести вместе 3 свободных вечера. Принимая или отвергая предложение, они должны свериться со своими записями в дневниках и в случае отказа предложить другой день. При этом на доске или на слайде записываю соответствующие речевые образцы:

P1: I would like to invite you… time + place…

P2: I'm sorry, I'm afraid; I can't + reason…или Yes, thanks. Only …+ change the time…

В данном упражнении реализована не только попытка создать условия для информации, но и сделать общение личностно-ориентированным.

Разучивание и исполнение коротких несложных, по мелодичному рисунку песен помогают закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма, как стимул для развития речевых навыков и умений, как своего рода релаксации в середине, в конце урока, для отработки речевых клише. Ведь музыка создаёт благоприятный, психологический климат на уроке, снижается психологическая нагрузка учащихся, повышается эмоциональный тонус.

Так, при изучении темы «Внешность» (3 класс) можно использовать песенку «Little Alluette», для тренировки числительных (2 класс) хорошо подходит песня «10 Little Indians», при изучении речевых клише «What's your name?», «How old are you?» можно предложить ребятам песню «What is your name? Now tell me, what is your name? » Легко и естественно запоминается структура с глаголом to have на мотив знаменитой и любимой детьми песенки «В траве сидел кузнечик».

…I have, I have a tiger (3раза)

A tiger and a frog

Have you got a tiger (2 раза)

Yes, I have a tiger…

Можно показывать одну игрушку за другой и ребята включают в песенку вместо «Tiger» другие слова, обозначающие животных (тема «Animals»-2 класс). На мотив «Жил был у бабушки серенький козлик» дети начальной школы любят такую несложную рифмовку с глаголом CAN:

My cat can run, can run (2раза)

1,2,3,

My cat can jump, can jump

4,5,6

My cat can swim, can swim….

Надо сказать, что творческие задания вызывают большой интерес у обучаемых, создавая атмосферу забавных игр: «Найди свою половину», «Собери пословицу» (4 класс). Предлагаю следующие задания:

Teacher: Ребята, я забыла дома пословицы и сообщила об этом почтальону Печкину, чтобы он доставил их нам. Но, что это? Пришла SMS! Коварная Шапокляк украла их и разрезала на кусочки….Давайте ребята поможем почтальону Печкину и соберём пословицы.

1.Выберите для каждой пословицы её русский эквивалент:

- East or West home is best - Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

- An apple a day keeps the doctor away - Яблоко в день и доктор не нужен

- Never put off till tomorrow what you can do today - В гостях хорошо, а дома лучше

2.Догадайтесь сами о смысле пословиц

3.Восстановите перепутанные пословицы и т. д.

Такие «открытия», которые ученик совершает на уроке, никогда не позволяют ему скучать над английским. Ребёнок никогда не перепутает глаголы Run, jump, sit, fly, swim и т.д. если при этом будет выполнять действия. При изучении темы «Погода» помочь учащимся запомнить необходимую лексику можно сопровождать речь следующими движениями:

It's sunny. Руками показываем большое, круглое солнце

It's cloudy «Рисуем» руками над головой тучи

It's windy. Размахиваем руками из стороны в сторону, изображая ветер

It's rainy. Резко «встряхиваем» капли с рук

It's snowy. Медленно, волнообразно опускаем руки сверху вниз, изображая падающий снег

It's cold. Обхватываем себя руками, «съёжившись» от холода

It's hot. Обмахиваемся «при сильной жаре».

Учащиеся с удовольствием «показывают» погоду, даже не замечая, что обучаются довольно серьёзной лексике.

Помочь запомнить лексику по теме «My body» следующие команды:

-touch your nose (eyes, ears, chin, cheeks, etc…)

-point at your nose, (eyes, ears, neck, etc…)

-wash your face (eyes, ears, hands, etc…)

-shake your hands, nod your head, etc…)

Выучить названия некоторых игр и видов спорта можно с помощью движения, сопровождающих речь:

I can Лепим снеговика «I can make a snowman»

I want Катаемся на лыжах « I can ski»

I like to Катаемся на санках «I like to sledge»

I'd like to Лепим снежки «I'd like to play snowballs»

Карусель -I like to ride on a big wheel. Руки медленно описывают круг.

Карусель - «We like to ride on a merry-go-round. Встаём в круг, руки сцеплены

в центре, движемся влево, вправо.

Запомнить слова по теме «Внешность» и глагол to be помогут следующие движения:

I am tall Произносим фразу и поднимаем руки вверх

I am short Садимся на корточки

I am fat Широко расставляем руки в стороны

I am thin Руки складываем вместе

I am young Весело подпрыгиваем

I am old «Скрючиваемся», как старички

Эти команды можно выполнять, двигаясь по кругу и на ходу меняя движения.

Чтобы выучить предлоги, можно использовать в качестве наглядных пособий собственные руки. Даём команду «Take a pencil, a hen, a ruler, a book…» Put it on the hand, under the hand, above the hand, in front of the hand…» или учащиеся становятся друг за другом и называют своё местонахождение: «I am in front of Olga, I am behind Mike, I am between Nick and Igor….»

Учитель может предложить свои команды, e.g. «Mike behind Olga, Pete in front of Nick, Ann between Peter and Igor…»

Незаменимым помощником в отработке всевозможных грамматических форм и структур служит мяч. Например, отрабатываем окончание множественного числа. Учитель бросает мяч и называет слова в единственном числе, ученик отбрасывает мяч во множественном числе.

Личные местоимения: учитель бросает мяч и говорит «I», в ответ ученик «Я» и наоборот.

Вопросительная форма to BE: Бросаем мяч -«I am», в ответ «Am I»

Вспомогательные глаголы в Present Simple: Бросаем мяч -«He», в ответ Does; «We», в ответ - Do…и т.д.

Вопросительная форма Present Simple: Бросаем мяч и проговариваем - Olga runs, в ответ Does Olga run?

Краткие ответы: Do you…?, в ответ Yes, I do. Does she…? No, she doesn't….

Отрабатывать подобным образом можно всё, что угодно.

Игра «Шажки» помогает построить рассказ на любую тему (монологическое говорение). Ученик делает шаг, сказав предложение правильно. Выигрывает тот, кто сделал большее количество шагов. «Шагать» можно в паре, отрабатывая пересказ в третьем лице. Например, « I am Mike»- в ответ «He is Mike» и т. д.

Очень популярны игры типа: «Word Association» -(4 класс), когда учитель называет слово, а ученик должен назвать другое слово, которое ассоциируется с первым словом, e.g. Summer, sun, June, July, August, holidays…

Уверена, что подобных способов весело и активно учить иностранный язык с учащимися начальной школы очень много. Хороших результатов при обучении младшего школьника можно добиться при условии, если занимаешься любимой работой, и что ты делаешь нравится тебе и учащимся, и это всё приносит удовлетворение.








© 2010-2022