Тема занятия: «Предмет, цели и задачи дисциплины»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края«КАНЕВСКОЙ аГРАРНО технологический КОЛЛЕДЖ» (ГАПОУ КККАТК) План урока по предмету «Маркетинг» Тема занятия:«Предмет, цели и задачи дисциплины» План урока подготовил преподаватель А.В. Куприян 1) иметь представление:- о будущей сфере деятельности;- о нравственно-духовных аспектах деятельности.2) знать:- основные понятия по данной теме3) уметь:- работат...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края

«КАНЕВСКОЙ аГРАРНО технологический КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ КККАТК)







План урока

по предмету «Маркетинг»




Тема занятия:

«Предмет, цели и задачи дисциплины»

План урока подготовил
преподаватель

А.В. Куприян


Характеристики урока:

Специальность/профессия: __________________________

Группа № _________________________________________

Дисциплина: Экономика

урока в перспективно-тематическом плане: № _______

Тип урока: комбинированный

Количество аудиторных часов, отведенных на изучение темы в соответствии с рабочей программой: 2 ауд.ч. (по 45 мин)

План урока одного аудиторного часа:

  1. Вводная часть.

  1. Орг. момент. (2 мин)

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. (7 мин)

II. Основная часть.

  1. Изучение нового материала. (27 мин.) через: лекцию преподавателя, выполнение студентами упражнений на определение видов денежных средств, функции денег.

  2. Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. (3 мин.) через: формулирование тематических определений, вопросов по схеме студент-студент, выражение личного отношения к деньгам.

  3. Объяснение домашнего задания (3 мин)

  1. Итог

  1. Итог урока. Комментарий по оценкам. (5 мин)

*При изучение темы в соответствии с рабочей программой на 2 аудиторных часа (по 45 мин), д/з и итог урока в конце 2 аудиторного часа.

Цели учебного занятия:

1) образовательные:

- изучение и усвоение теоритического материала по теме

2) практические:

- применение терминов при изучении материала. Применение педагогических технологий адаптивного обучения через разнообразные виды контроля (студент - студент, преподаватель - студент, группа - группа).

3) воспитательные:

- воспитание профессиональной этики;

- воспитание профессионально важных качеств: профессионального долга, исполнительности и т.д.;

Средства обучения:

1) специальное оборудование:

- интерактивная доска;

- рабочие тетради;

Методы обучения:

1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом

2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами

3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий

4) творческо-репродуктивные: подготовить реферат по теме урока.

В ходе урока применяются современные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:

- Метод проектов - реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.

- Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации.

- Здоровье сберегающие технологии - предполагается физ. пауза (тренинг глаз-смотрим далеко в окно, и смена мест студентами)

Критерии к уровню освоения содержания занятия по теме:

В результате изучения данного материала студент должен

1) иметь представление:

- о будущей сфере деятельности;

- о нравственно-духовных аспектах деятельности.

2) знать:

- основные понятия по данной теме

3) уметь:

- работать в группе;

- формулировать и излагать свои мысли по вопросу происхождения денежных средств, используя проф. лексику;

- анализировать и обобщать полученную информацию.

4) владеть:

- навыками совместной работы в команде;

- навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения


Межпредметные связи: Финансы и валютно-обменные операции, экономика, культурология, социология, этикет.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ______________________________________________________________________


Опорный конспект учителя:


  1. Возникновение маркетинга и его эволюция

  2. Определение маркетинга. Исходные идеи маркетинга

  3. Принципы маркетинга

  4. Функции и цели маркетинга

1. Возникновение маркетинга и его эволюция

Термин «маркетинг» пришел к нам из английского языка, он происходит от слова «marketing», буквально - работа на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение всех желаний потребителей. Этому термину в русском языке не нашли подходящего экви­валента, поэтому он остался непереведенным и соот­ветствующая наука и практическая деятельность так и были названы - «маркетинг».

Зачастую термин «маркетинг» используют в качестве синонима таких рыночных понятий, как реклама, сбыт, продажа и продвижение. Но фактически маркетинг - более емкое понятие. Известный маркетолог Филипп Котлер определяет «маркетинг» как ряд или набор ви­дов человеческой деятельности, направленной на облег чение и совершенствование обмена для удовлетворения нужд и потребностей.

Маркетинг прошел сложный путь эволюции. И впол­не определенно можно утверждать, что маркетинг суще­ствовал всегда, так как обмен, как вид деятельности, на­чал свое существование буквально с первых шагов перво­бытного человека, когда последний начал осознанно заботиться об удовлетворении своих нужд и потребностей.

С возникновением товарного производства и рынка (6-7 тыс. лет назад) начали развиваться первые виды маркетинговой деятельности: реклама, ценовая полити­ка. Первые рекламные объявления выполнялись на де­ревянных досках, выбивались на каменных плитах, гром­ко оглашались на базарных площадях. До наших времен дошло рекламное объявление глашатая Древней Греции: «Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохра­нялась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Эсклиптоса».

Состояние общества в любой промежуток времени определяется совокупностью общественных потребно­стей и их уровнем, которые обусловливают необходи­мую производственную деятельность в какой-либо со­циальной системе. До тех пор, пока производители и потребители жили рядом и хорошо знали друг друга, производители выпускали то, что было необходимо для удовлетворения хорошо известных им потребностей. По мере развития и углубления общественного разделения труда повышалась его производительность, происходи­ли глубокие изменения и в сфере производства, и в сфе­ре социально-экономической. Эти изменения привели к росту объемов спроса на товары и услуги, а следова­тельно, появилась необходимость увеличения предло­жения товаров и услуг.

Решению этой проблемы способствовала промыш­ленная революция конца XIX - начала XX в., ознаме­новавшая приход индустриальной эры. Основные ра­бочие операции осуществлялись с помощью машин. Были созданы электродвигатель и двигатель внутрен­него сгорания, динамо-машина; появились новые транспортные средства: автомобили, первые аэропла­ны, дизельные суда; стали применяться новые средства связи - телефон, телеграф... Все эти и другие новше­ства позволили во много раз увеличить количество вы­пускаемых товаров. Производство стало массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой емкости и на изделия массового спроса. Рынок был необъятен. Казалось, все, что произведено, найдет сво­его покупателя. Производитель здесь, как правило, по­лагался на свою интуицию, а не на точное знание спро­са. В этом не было большой проблемы, пока спрос пре­вышал предложение. Задача состояла в том, чтобы победить конкурентов за счет снижения цен.

Но «ничто не вечно под луной». Производители стол­кнулись с таким явлением, как избыточное производ­ство - предложение превышает спрос. Не спасало и снижение цен, которое в итоге привело к уменьшению прибыли. Таким образом, в связи с переходом к массо­вому крупносерийному производству продукции оче­видной стала потребность в элементарном изучении рынка: кому, где и каким образом продавать произве­денное.

С этой проблемой производители США и Западной Европы столкнулись уже в 30-е гг. XX столетия. И суть маркетинга изменилась: в период массового производ­ства побеждало то предприятие, которое выпускало про­дукцию по самым низким ценам; в период насыщения спроса побеждало то предприятие, которое смогло бо­лее эффективным, чем конкуренты, способом органи­зовать продвижение товара на рынок через стимулиро­вание сбыта, воздействие на выбор покупателя.

Завершается первый этап эволюции маркетинга (на­чало XX в. - 40-е гг.), где маркетинг ассоциировался со сбытом и назывался сбытовым.

Интересно отметить, что первые попытки описать маркетинг в качестве новой экономической теории были предприняты в США в начале XX века. В 1901 г. в не­скольких американских университетах (Гарвардском, Иллинойском и Мичиганском) создали и начали читать самостоятельный курс маркетинга.

С середины 50-х гг. XX в. началась научно-техниче­ская революция, ознаменовавшая новую эру в разви­тии человечества - эру информации. Это годы рожде­ния первых электронно-вычислительных машин, авто­матизированного производства, атомного реактора, радиосвязи, электроники... Меняется и растет культура потребления.

Потребитель становится все более «капризным», раз­борчивым, ожидает от сделанных покупок максималь­ного удовлетворения, требует полную информацию о товаре. Резко обострилась и осложнилась, стала особен­но разорительной конкуренция, поскольку преврати­лась в форму борьбы за потребителя между крупными национальными и межнациональными монополисти­ческими союзами.

Настоятельной необходимостью в этих условиях для производителя становится увязка производства и сбы­та товаров в единый процесс с тем, чтобы создавать и производить те товары, которые будут пользоваться спросом на рынке, а не выпускать то, что с трудом уда­ется сбыть.

Ориентация на потребителя, на рынок - вот основ­ная идея маркетинга в период второй стадии его эво­люции (50-е - первая половина 70-х гг. XX вв.).

Интересно отметить. Один из крупнейших специ­алистов в области маркетинга П. Друкер писал в то время о роли маркетинга: «Если мы хотим знать, что такое бизнес, мы должны начать с его цели... Суще­ствует лишь одно достоверное определение цели биз­неса - создание потребителя. То, что фирма думает о своей продукции, - не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем он видит ее ценность - вот что имеет решающее значение, определяет сущ­ность бизнеса, его шансы на успех».

На втором этапе эволюции маркетинга был осуще­ствлен переход от сбытового маркетинга к «управлен­ческому», ориентированному на меняющиеся условия рынка, на существующий там спрос на товары и ус­луги.

Современный облик маркетинга сформировался в 70-е гг. XX в. Он исходит из суверенитета интересов по­требителя. Вступая в третью фазу своей эволюции, мар­кетинг становится философией организации и управ­ления предприятием, комплексной системной деятель­ностью, обеспечивающей рыночную ориентацию производства и всю его коммерческую деятельность.

Что можно ожидать для маркетинга и какие пробле­мы в области маркетинга ожидаvzют нас в XXI в.? Сегодня происходит смена ценностей и ориентации у потребите­ля, застой в мировой экономике, ухудшение состояния окружающей среды, рост конкуренции в глобальных масштабах, а также ряд других экономических, поли­тических и социальных проблем.

Некоторые наметившиеся тенденции общественно­го развития требуют изменений в строении маркетин­га, а именно: ускорение глобализации экономических процессов, изменение мировой экономики, повышение уровня социальной ответственности, развитие и распро­странение информационных технологий, увеличение доли некоммерческого маркетинга.

Каким будет маркетинг XXI в.?

Прежде всего он будет иметь социально-этичную направленность. Суть маркетинга в будущем - это об­щность ощущений с потребителями, отношение к кли­енту, как к самому себе, но с учетом его индивидуаль­ности. Или иначе - это баланс интересов трех главных субъектов: потребителя, общества, производителя на основе принципов партнерства и гуманности.

2. Определения маркетинга. Исходные идеи маркетинга

Существуют различные трактовки маркетинга в свя­зи со сравнительно динамической эволюцией маркетинга и наличием большого количества школ и подходов к мар­кетинговой теории и практике. Согласно данным ин­ститута маркетинга Германии, к 1995 г. накопилось око­ло 2000 определений маркетинга. Пройдя вековой путь в своем развитии, маркетинг превратился не просто в авторитетную теорию современного бизнеса, его наи­более активных и предприимчивых сил, но и в четкое руководство к действию, основанное на понимании движущих сил развития рынка и рыночной экономиТема занятия: «Предмет, цели и задачи дисциплины»ки. Маркетинг характеризуется как сложное, много­слойное и многоаспектное явление и поэтому не мо­жет быть охарактеризован одним универсальным опре­делением. Некоторые определения маркетинга в каче­стве примера приведены в таблице

Однако несмотря на наличие широкого спектра оп­ределений в них есть нечто общее, а именно: ориентация маркетинга на потребности конкретных групп по­купателей, комплексность подхода к решению рыночных задач, деятельность, направленная на удовлетворение по­требностей посредством обмена, расширение производ­ства и сбыта на основе всестороннего изучения потреб­ностей покупателей и целенаправленного воздействия на них. Иными словами, суть маркетинга заключается в следующем: производить не то, что можешь, а то, что нужно конкретному потребителю, обществу сейчас и в будущем.

Маркетинг начинается с нужд и потребностей инди­вида, с которыми тесно взаимодействуют такие ключе­вые понятия, как: спрос, товар, обмен, сделка, рынок.

Нужда - это чувство ощущения нехватки чего-либо, чувство настоятельной необходимости удовлетворения возникшей надобности в чем-либо.

Нужды людей многообразны и сложны:

  • физиологические нужды в пище, одежде и безо­пасности;

  • социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности;

  • личные нужды в знаниях, самовыражении.

3. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Герцберг и другие социоло­ги показали, что нужды создаются не производителями товаров, а исходят от природы человека и социальных отношений. Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. Неудовлет­воренный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Потребность - это нужда, принявшая конкретную форму в рамках культурных, эстетических, историчес­ких и других факторов, определяющих поведение индиви­да в социально-экономической системе.

Физически основные человеческие потребности мо­гут быть удовлетворены хлебом, молоком, картофелем... на очень небольшую сумму денег в неделю. Возможно, эти продукты - все то, что требуется людям для суще­ствования, но далеко не все то, что они желают. Подро­сток хотел бы съесть хот-дог и выпить пепси-колу, а его отец - борщ с хорошим куском мяса и компот. Челове­ческие нужды просты и у всех людей одинаковы. По­требностей - великое множество.

По мере развития общества растут и потребности его членов.

Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования жела­ния обладать все новыми и новыми товарами.

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек бу­дет выбирать те товары, которые доставят ему наиболь­шее удовлетворение в рамках его финансовых возмож­ностей.

Спрос - это конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Спрос не является величиной постоянной и неизмен­ной. Люди выбирают те или иные товары под влияни­ем моды, цен, уровня доходов, возраста и т. д. Многие из нас хотели бы иметь автомобиль «Мерседес» или «Крайслер», однако далеко не все оказываются в состо­янии приобрести такой автомобиль. Следовательно, предприятия должны не только производить товары, которые нравятся людям, но и сделать их доступными значительному числу потребителей.

Человек выбирает товар, совокупность свойств ко­торого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребноетей и ресурсов. Автомобили «Ока», «Жигули» воплоща­ют в себе элементарное транспортное средство, невысо­кую цену, а «Мерседес» - высокие комфорт, роскошь, престиж. Таким образом, предприятия-изготовители и продавцы не создают потребности, они стараются по­влиять на спрос, разрабатывая привлекательные, удоб­ные в эксплуатации и доступные товары. Они также стремятся сообщить о достоинствах своих продуктов потребителям, используя рекламу и другие способы пе­редачи информации.Человеческие нужды, потребнос­ти, спрос предполагают существование товаров для их удовлетворения.

Товар - это все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.

Это может быть как физический, материальный предмет, например, минеральная вода, ботинки, стул, так и услуга нематериального характера, например, стрижка волос, услуги стоматолога. Никто не покупает товар ради покупки, но всегда - для удовлетворения потребностей и желаний.

Положим, любой человек хочет быть здоровым. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, можно на­звать товарным ассортиментом выбора. Этот ассорти­мент включает тренажеры, спортивную одежду, лекар­ственные препараты, услуги спортивно-оздоровитель­ных центров и многое другое; чем полнее соответствует товар данной нужде и потребности, тем большего успе­ха добьется производитель. Поэтому он должен отыс­кивать потребителей, которым хочет продать товар, дол­жен выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

Наличие у человека потребностей и наличие произ­водства продуктов, способных их удовлетворить, еще не достаточно для того, чтобы можно было говорить о по­явлении маркетинга.

Маркетинг появляется в тот момент, когда люди ре­шают удовлетворить нужды и потребности посредством обмена.

Обмен - акт приобретения некоего желаемого това­ра в обмен на нечто, предлагаемое другой стороне.

Для того чтобы произошел обмен, необходимо со­блюдение следующих условий:

  1. Наличие как минимум двух партнеров;

  1. Каждая сторона должна иметь что-то, представ­ляющее ценность для другой;

  2. Каждая сторона должна быть способна осуществ­лять взаимосвязи и обеспечивать доставку своего товара;

  3. Каждая сторона должна быть свободной в приня­тии или отклонении предложений по обмену;

  4. Каждая сторона считает предложение о сотрудни­честве возможным и выгодным.

Соблюдение этих пяти условий делает обмен возмож­ным. А состоится он или нет, зависит от соглашения между сторонами и их готовности заключить сделку.

Сделка - это торговая операция между двумя сторо­нами. Она предполагает наличие по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов, соглашение об условиях, сроках и месте ее совершения.

Существует два вида сделок: денежная сделка, когда товары обмениваются на деньги, и бартерная сделка, когда товар обменивается на товар.

Понятие «сделка» связано с понятием «рынок».

Рынок образуют продавцы и все потенциальные поку­патели с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене.

Издавна «рынком» называли место, например город­скую или деревенскую площадь, где собирались покупа­тели и продавцы, для того чтобы обмениваться товара­ми. В наше время рынок не обязательно имеет физичес­кое местоположение. Для показа товара, его рекламы, получения заказов используются новейшие средства коммуникаций.

Современная экономика состоит из множества рын­ков, это комплекс взаимодействующих рынков, объе­диненных процессом обмена.

С точки зрения маркетинга - это рынок покупателя', где главным действующим лицом является покупатель и он выбирает продавца и его товар; и рынок продавца, где главным действующим лицом является продавец и у покупателя нет выбора. Таким образом, рынок зас­тавляет одних людей делать то, что нужно другим, т. е. он функционирует в соответствии с объективными эко­номическими законами, например, законом стоимос­ти, законом спроса и предложения и др. Рынок поку­пателя существует в условиях, когда спрос меньше пред­ложения. Рынок продавца, напротив - когда спрос превышает предложение, это рынок дефицита товаров и услуг. Та и другая экономическая ситуация не может разрешаться волевым способом, который приводил бы к равновесию между спросом и предложением. Но мож­но использовать маркетинг как цельную и комплекс­ную систему, предназначенную для планирования ас­сортимента и объема выпускаемых продуктов, опреде­ления цен, распределения продуктов между рынками и стимулирования их сбыта, с тем чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как продавцов, так и покупателей.

3. Принципы маркетинга

Сущность маркетинга, его основополагающие поло­жения обусловливают принципы маркетинга. Основ­ным принципом маркетинга является ориентация конеч­ных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. Суть этого принципа можно выразить так: «Найди потребность и удовлетвори ее». Здесь предполагается хорошее знание рыночной ситуа­ции, конкурентов, поведения на рынке потребителя, при этом потребители часто недостаточно хорошо зна­ют, чего именно они хотят. Потому одна из главных за­дач маркетинга - это понять, что желает потребитель.

Реализации основополагающего принципа марке­тинга подчинены все его остальные принципы:

  • знание рынка, его требований,, всестороннее изу­чение состояния и динамики потребительского спроса на данный товар (услугу), использование полученной информации в организации научно-ис­следовательской и производственно-сбытовой дея­тельности;

  • дифференцированный подход к требованиям рын­ка, гибкое реагирование на изменение требований рынка с целью повышения эффективности функ­ционирования предприятия, выпуск таких това­ров, в которых нуждается потребитель;

  • воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях его фор­мирования в необходимых для предприятия на­правлениях;

  • организация доставки товаров в таких количе­ствах, в такое время и в такое место, которые боль­ше всего устраивали бы конечного потребителя;

  • ориентация на нововведение, выведение на рынок новых товаров и освоение новых рынков;

  • обеспечение целевого управления всем процес­сом - от научных разработок до реализации про­дукта;

  • развитие и поощрение на предприятии творчес­кого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований произ­водственных проблем;

  • борьба с конкурентами посредством повышения технического уровня, качества, надежности и бе­зопасности продукции и предоставления сопут­ствующих услуг;

  • необходимость маркетингового мышления для всех сотрудников предприятия;

• ориентация стратегии маркетинга на перспективу
на основе осуществления стратегического плани­
рования и прогнозирования поведения товаров на
рынке.

Маркетинговая деятельность будет развиваться успеш­но при условии реализации вышеназванных принципов, но при этом необходимо иметь в виду, что они должны быть скоординированы по содержанию и по времени, т. е. необходимы комплексность и целевая ориентация.

Комплексность означает, что применение маркетин­га обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных мар­кетинговых действий, как правило, не дает положитель­ных результатов.

Целевая ориентация и комплексность маркетинга - это слияние в один поток всех элементов маркетинго­вой деятельности для обеспечения стабильной доход­ности предприятия.

4. Функции и цели маркетинга

Успешная реализация принципов маркетинга воз­можна во взаимосвязи с функциями маркетинга, кото­рые представляют собой совокупность видов деятель­ности, связанной с изучением рынка, развитием ассор­тимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы, стимулированием про­дажи, а также с управлением и контролем.

Все функции маркетинга можно разделить на 4 группы:

  1. Аналитические - изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов и т. п.;

  2. Производственные - организация производства новых товаров, разработка и внедрение новых тех­нологий, организация материально-технического снабжения, обеспечение высокого качества и кон­курентоспособности продукции;

  3. Сбытовые - организация каналов сбыта, систе­мы формирования спроса и стимулирования сбы­та, системы транспортировки и хранения, прове­дение ценовой политики, реклама;

  4. Управленческие - организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций, контроль маркетинга.

Аналитические функции маркетинга позволяют изу­чить и дать оценку факторам внутренней и внешней среды предприятия.

Итогом реализации аналитической функции марке­тинга является формирование целей развития фирмы и стратегий по их достижению.

Аналитическая функция маркетинга может быть ре­ализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации. На многих предприятиях эта работа проводится специальным от­делом или поручается самостоятельным исследователь­ским институтам.

Производственные функции обеспечивают создание новых товаров, которые наиболее полно соответство­вали бы требованиям потребителя. Маркетинг воздей­ствует на производство в целях придания ему гибкости, адаптированное™ к запросам потребителя в соответ­ствии с технико-экономическими параметрами и отно­сительно низкими издержками производства.

Сбытовые функции распространяются на все то, что происходит с продуктом после его производства и до начала потребления. Система товародвижения должна обеспечивать предприятию и потребителю создание та­ких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества, на которое рассчитывает потребитель; по ценам, кото­рые выгодны как продавцу, так и покупателю.

Управленческие функции маркетинга предполагают организацию планирования хозяйственной деятельно­сти предприятия и управление производством. При этом главная управленческая задача руководства пред­приятия состоит в том, чтобы уменьшить степень нео­пределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития.

Контроль является завершающей стадией маркетинго­вой деятельности, он позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, находить новые резервы и возможности развития. Управленческие функ­ции маркетинга позволяют определить приоритеты в де­ятельности предприятия и развернуть его «лицом к рын­ку»: «от нужд производства - к нуждам рынка».

Маркетинг затрагивает интересы каждого, будь то покупатель, производитель, продавец, потребитель. Ин­тересы и цели у этих людей могут быть различны, а иногда и противоречить друг другу.

Нужен ли маркетинг обществу и каковы его цели? Да, маркетинг является наиболее эффективным инст­рументом развития рыночной экономики, ориентиро­ван на удовлетворение потребностей человека и обще­ства, и поэтому маркетинг необходим.

Цели маркетинга по отношению к производителям и продавцам состоят в совершенствовании продукции в интересах покупателей и стимулировании сбыта с целью получения высокой прибыли в долгосрочном периоде. По отношению к остальной части общества можно сфор­мировать четыре альтернативные цели маркетинга:

  • достижение максимально возможного потребления;

  • достижение максимальной потребительской удов­летворенности;

  • предоставление максимально широкого выбора;

  • максимальное повышение качества жизни.

Вопросы для повторения

  1. Что такое маркетинг? Когда возник маркетинг?

  2. Назовите основные этапы развития маркетинга.

  3. На какие вопросы предприниматель может полу­чить ответы с помощью маркетинга?

  4. Каковы основные принципы маркетинга?

  5. Что означают целевая ориентация и комплексность маркетинга?

  6. Какая из 4 целей маркетинга предпочтительнее?

  7. Перечислите функции маркетинга и охарактеризуй­те их.





© 2010-2022