КОМИКС КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассмотрены полезные электронные образовательные ресурсы для обучения, которые играют важную роль в образовании. Этот процесс связан с развитием информационных технологий. Электронные образовательные ресурсы повышают эффективность уроков, вносят разнообразие. Наиболее популярными являются комиксы. Они оказывают положительное влияние на процесс обучения учащихся. Комиксы являются связующим звеном между литературой и визуальными развлечениями. Визуальная коммуникация является п...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИКС КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.


Просто не устаю удивляться, как быстро ученики,

так настаивающие на собственной бездарности,

придумывают свежие образы, небанальные композиции

и интригующие связки. Конечно, всё это в который

раз доказывает, что комиксы - естественный способ

формулировать наши мысли.

Ник Соусанис

Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования - электронного (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения электронного образовательного ресурса определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных информационно-образовательных системах.

В данной статье речь пойдет о таком текстографическом ресурсе как комикс. Комиксы в образовании достаточно давно используются в европейских школах. Дабы слово комикс не смущало и не настраивало на веселый лад, чаще используют термин graphic novel - графический роман. Как образовательный ресурс комиксы подходят людям любого возраста: существуют невероятные комиксы о гендерных исследованиях, о медицине, об истории. Чем больше людей становятся открыты к такой форме получения знания, тем больше новых и порой весьма неожиданных тем открывают и их авторы. Комиксы, созданные самими учениками, могут быть одним из видов творческой проектной деятельности. Именно в школьном возрасте у детей огромный интерес к комиксам, развитое воображение и огромное желание день и ночь рисовать. Такую деятельность следует всячески поощрять. Ведь рисунки помогают им сконцентрироваться, и дети, которые рисуют на полях, - они именно рисуют, а не рисуются, как думают, к сожалению, многие учителя.

На своих уроках мы используем уже готовые комиксы, которые являются неотъемлемой частью практически любого современного УМК. Также существуют специальные сервисы для создания неплохих обучающих комиксов, например ToonDoo. Также возможен вариант создания комикса на графическом планшете, но данный процесс довольно затратный по времени, трудоёмкий и требует определенных художественных способностей от создателя.

Мы предлагаем следующие виды работы с комиксом на уроке иностранного языка (работа может производиться как на основе отдельных рисунков, так и с целым комиксом):

1. Учащимся предоставляется один из рисунков ранее неизвестного комикса. Дается задание описать его, а затем придумать продолжение или, наоборот, предположить, какие события предшествовали изображенной на рисунке ситуации. Затем учащиеся знакомятся с «целым» комиксом и сравнивает их варианты с вариантом автора комикса.

2. Дается вариант комикса, разрезанного на отдельные рисунки. Задача учащихся - воссоздать нужный порядок.

3. Описать «целый» комикс.

4. Класс разбивается на группы и придумывает продолжение, предоставленного до этого многокадрового комикса.

5. Воспроизвести реплики комикса по памяти.

Подобные задания способствуют формированию умений антиципации, развитию логического мышления, мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения, воображения, памяти.

Упражнения непосредственно лексико-грамматической направленности: 1. Воспроизвести реплики комикса в прямой или в косвенной речи. Возможны также трансформационные упражнения, направленные на преобразование косвенной речи из прямой.

2. Перефразировать реплики реального комикса, т.е. заменить своими собственными, близкими по смыслу.

3. Заполнить пропуски подходящими по смыслу словами, фразеологическими оборотами.

4. Для диалогов аутентичных комиксов зачастую характерна оборванность мысли. Поэтому возможно и такое упражнение - верно, с грамматической точки зрения, закончить реплику автора.

5. Учащимся предлагается комикс, содержащий микродиалог, в котором пропущена каждая вторая реплика. Необходимо воссоздать диалог полностью.

Предлагается также проведение ролевых игр на основе комиксов. Большую роль отводится им как материалу для обсуждения различных проблем общества.

Комиксы можно использовать не только в качестве ЭОР на уроке, но и во внеурочной деятельности, а именно, в качестве информационного обеспечения элективного курса, например, по страноведению, содержащего информацию, выходящую за рамки школьной программы. Разумеется, этому предшествует кропотливая работа: необходимо собрать подходящие исходные материалы - тексты, репродукции и иллюстрации, аудиозаписи, компьютерные файлы

(полнота собранных материалов говорит о готовности к реализации продукта и определяет уровень его качества),
написать сценарий комикса, определяющий композицию всех собранных материалов (здесь определяется вся логика комикса: сценарий описывает связи между фреймами, структуру и изменения в них, а также звуковые и видеоэффекты), создать и отредактировать текстовые, графические, анимационные, видео, звуковые сопровождения.

Комикс сам по себе - сильнейшая технология и универсальное средство донесения информации в массы, которую можно поставить в один ряд с такими мульмедийными носителями, как кино, телевидение, СМИ, а сопряженный с современными технологиями, превращается в уникальный продукт, способный обогатить, разнообразить, усовершенствовать учебный процесс.

© 2010-2022