Методический семинар по теме Коммуникативный метод в преподавании английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативный метод в преподавании

английского языка в условиях ФГОС

выступление на ГМС 21.08.2014


Тема, на которую я хотела бы обратить ваше внимание сегодня - «Коммуникативная методика преподавания английского языка в условиях ФГОС».
Формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. На занятиях важно создавать условия, когда школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения, умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Рассмотрим виды коммуникативных действий и примеры упражнений, направленных на реализацию этих действий подробнее.
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Например, главные персонажи учебника «Форвард» 5 класс находятся на киностудии и общаются с разными людьми. Ученикам предлагается провести кастинг с владельцами собак на роль в фильме. Ребята сами предлагают форму работы (по парам или в группе). Слабому ученику учитель может предложить прослушать интервью с владельцами собак (диалоги учеников) и внести их данные в таблицу, а далее самому высказать мнение, какая собака лучше подходит на эту роль. Таким образом, результатом является готовый продукт - собака, отобранная на роль, а не сам диалог. А учитель имеет коммуникативную направленность обучения + мотивацию + отработанная лексика и грамматика + умение слушать, вести диалог.

2. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Например
, на начальном этапе урока для того, чтобы настроить участников на работу учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы, таким образом «изготавливая» цепочку. Так же для формирования этого действия используем упражнения на построение вопросов по схемам, позже усложняем задание: составить альтернативные вопросы, разделительные вопросы, составить вопросы к ответам (восстановить интервью). Или, например, возьми интервью у двух своих одноклассников и узнай, что они узнали по прочитанному тексту, а что больше всего понравилось. 5 класс «Форвард» стр. 50 «Тематический парк». Ребятам предлагается сначала составить диалог как посетителям парка аттракционов, а затем как хозяину нового парка, чтобы узнать, что пользуется большим спросом среди посетителей. Домашнее задание - презентация своего парка аттракционов.

3. Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Например, «Форвард» 5 класс, стр. 65 помочь героям учебника найти преступников, имея карту

4. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Например, домашнее задание было составить свою программу развития острова (туризм, дороги, больницы и т.п.), ученики как участники конкурса на самый лучший проект оценивают, все ли было понятно, какие были недостатки, преимущества, выбирают победителя, дают рекомендации друг другу. На данном этапе важно самим ученикам разработать правила работы в паре и группе. Учитель должен вовремя оказывать помощь и предлагать необходимые языковые и речевые средства, оказывать любую необходимую помощь ребенку, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения. Анализ речевых, грамматических, фонетических ошибок на таких уроках неуместен.

Таким образом, добивается беглость речи, язык выступает в своей непосредственной роли - средством общения, а не целью обучения.
5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
а) Построение монологических высказываний.
Для формирования данного действия я использую такие упражнения, как пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, рассказ о себе (друге), описание картинок. Также сюда можно отнести проектную деятельность (при этом проверяется сформированность монологического высказывания).
Учащиеся учатся аргументировать свое мнение, опираясь на клише, речевые высказывания: I think…, I believe…, In my mind…, On the one hand…, on the other hand…
Например, ученик должен рассказать о лучшем друге не называя его, описать так, чтобы остальные догадались, кто это.
Убеди своих родителей купить тебе домашнее животные.
б) Владение диалоговой формой коммуникации.
Для формирования этих действий я применяю на уроках ролевые игры: «Журналист», «В магазине», «В кинотеатре», «В гостях» и т.д.
Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными клише. Они сформированы по ситуативному признаку: как выразить благодарность, что говорить при встрече и расставании, правила этикета, затем эти выражения используются в диалогах, которые учащиеся выучивают, а затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи. Как быть когда у тебя в группе 24 ребенка? Снять на телефон.

Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.

1)Использование невербальных средств общения. ( Использование невербальных средств общения-мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать постоянного перевод на русский язык. Например, команда «sit down» может сопровождаться взмахом руки сверху вниз, команда «listen to me»- ладонь около уха, команда «enough»-рука поднята ладонью вперёд, команда «try again»-поощрительный жест рукой «к себе»). Любимая игра детей «Крокодил», когда один изображает, а остальные предлагают варианты слова.
2)Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.
1.Например, рифмовки: song - long, sun - fun, balloon - moon.

2.Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их - срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)
Например, при обсуждении темы «Natural treasures», можно выполнить следующие задания:
-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь,
-Догадаться о значении слов по картинкам

- Рассказать по карте, что где добывается и производится,

-Поработать парами: и расспросить друг друга о том, что из чего делают,

- составить как можно больше словосочетаний с представленной лексикой

- обсудить в диалогах важность этих природных богатств

3. Слова лучше запоминаются, если они окрашены эмоционально, встречаются в известных песнях, рекламных роликах и т.п.
3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал).
Например, такая ситуация:
Учитель:- Last summer I went to the Crimea. It was very interesting. What do you think I did there? Ребята предлагают варианты из темы о свободном времени.
Вот несколько приёмов активизации устной речи:
--Мозговой штурм (Учащиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)

Это может быть как в начале урока, когда ученики предлагают, чем мы будем заниматься на уроке, а может быть варианты того, чем кончится рассказ, что делать персонажам учебника в той или иной ситуации.
-- Плюсы и минусы (Учащиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители).
--Приоритеты (В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).
--Задания на установления соответствия приведённых утверждений прослушанному (прочитанному тексту), множественный выбор, множественные соответствия, расположение событий в правильном порядке. (Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла. Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством выполнения их - срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания.)

Одним их эффективных способов формирования навыков письменной речи считаю применение так называемых «50 words mini sagas» это рассказы, состоящие из 50-ти слов. Обязательными условиями саги являются: название, 50 слов (не больше и не меньше), сюжетная линия должна быть закончена. На начальном этапе это может быть чтение текстов, перевод. Далее применение таких текстов открывает большие возможности: краткий пересказ, сочинение собственной саги с определенным заданием (грамматическим, лексическим, орфографическим и т.п.). При написании таких мини рассказов формируются навыки письменной речи, способность мыслить на иностранном языке, умение четко формировать свою речь, выделять главную и второстепенную информацию.

Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.


© 2010-2022