- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья на тему Технология современного проектного обучения
Статья на тему Технология современного проектного обучения
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исаева С.А. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Исаева С.А.
Технология современного проектного обучения.
Проект- замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».
Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях. Социально организованные педагогом условия дают обучающемуся возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность обучающихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании обучающимися под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающихся, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в
процессе деятельности по решению какой- либо интересующей его проблемы.
Проектирование-это целенаправленная деятельность по нахождению решений в окружающей среде.
Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание обучающимися конкретных ситуаций преодоления трудностей, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов.
Учебный творческий проект- это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, выполненный под контролем преподавателя.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.[1.с.75]
Целевые ориентации
-
Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
-
Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
-
Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
-
Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных
источников.
-
Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых
познавательных и практических задач.
-
Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
-
Развитие способности к аналитическому и творческому мышлению.
-
Развитие важнейших компетенций для современной жизни:
-
способность брать на себя ответственность;
-
участвовать в совместном принятии решений;
-
делать свой выбор;
-
владеть устным и письменным общением;
-
способности учиться всю жизнь как основы непрерывной
-
подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.
-
Развитие исследовательских умений: анализа, наблюдения,
построения гипотез, экспериментирования, обобщения.
Особенности организации и методики.
Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы обучающегося, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
-исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, обозначение новых проблем;
-творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме;
-информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, схожих с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требует презентации и её разработки;
-социально значимые - с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей, требует распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;
-ролево-игровые проекты - в таких проектах структура также
только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.
Монопроекты.
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и. т. п.
Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким; можно выделить краткосрочное (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), досрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и. т. д.
Стадии разработки проекта:
-
организационно- подготовительная стадия проблематизация,
разработка проектного задания (выбор);
-
разработка проекта (планирование);
-
техническая стадия;
-
заключительная стадия (оформление результатов, общественная
презентация, обсуждение, саморефлексия).[1.с.81]
Оценка деятельности
Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников будут:
-владение способами познавательной деятельности;
-умение использовать источники информации, методы исследования, символотворчество и. т. д.:
-коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
-самоорганизация; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Преподаватель ИЯ обучает обучающихся способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения ИЯ.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения.
Чтобы сформулировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
Чтобы сформулировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно - коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи.
Чтобы обучающиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре: [2.c.11]
Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда обучающиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и. т. д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома обучающимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.[5.с.39]
Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира.
Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран, где идеи Дж. Дьюи (гуманистического подхода образованию) нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся.Основной тезис современного понимания методики сводится к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»- и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Список литературы.
1.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП М.:НИИ школьных технологий, 2005 (с75-78, с81-82)
2.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ, 2000, №2 (с 8)
3. Борисова Е.М. Проектная методика на уроках немецкого языка // ИЯШ, 1998, №2 (с 27)
4. Полат Е.С. Метод пректов на уроках иностранного языка // ИЯШ, 2000, №3
5. Душенина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка // ИЯШ, 2003, №5
Технология современного проектного обучения.
(Публикация в электронном журнале
«Первое сентября», 1september.ru)
Учитель: Исаева С.А.
СШ №5
а.Акмол
2011-2012