Статья на тему Технология современного проектного обучения

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Исаева С.А.

Технология современного проектного обучения.

Проект- замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях. Социально организованные педагогом условия дают обучающемуся возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность обучающихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании обучающимися под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающихся, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в

процессе деятельности по решению какой- либо интересующей его проблемы.

Проектирование-это целенаправленная деятельность по нахождению решений в окружающей среде.

Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание обучающимися конкретных ситуаций преодоления трудностей, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов.

Учебный творческий проект- это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, выполненный под контролем преподавателя.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.[1.с.75]

Целевые ориентации

  • Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

  • Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

  • Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

  • Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных

источников.

  • Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых

познавательных и практических задач.

  • Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

  • Развитие способности к аналитическому и творческому мышлению.

  • Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

    • способность брать на себя ответственность;

    • участвовать в совместном принятии решений;

    • делать свой выбор;

    • владеть устным и письменным общением;

    • способности учиться всю жизнь как основы непрерывной

подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.

  • Развитие исследовательских умений: анализа, наблюдения,

построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Особенности организации и методики.

Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы обучающегося, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

-исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, обозначение новых проблем;

-творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме;

-информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, схожих с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требует презентации и её разработки;

-социально значимые - с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей, требует распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;

-ролево-игровые проекты - в таких проектах структура также

только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.

Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и. т. п.

Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким; можно выделить краткосрочное (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), досрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и. т. д.

Стадии разработки проекта:

  1. организационно- подготовительная стадия проблематизация,

разработка проектного задания (выбор);

  1. разработка проекта (планирование);

  2. техническая стадия;

  3. заключительная стадия (оформление результатов, общественная

презентация, обсуждение, саморефлексия).[1.с.81]

Оценка деятельности

Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников будут:

-владение способами познавательной деятельности;

-умение использовать источники информации, методы исследования, символотворчество и. т. д.:

-коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

-самоорганизация; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Преподаватель ИЯ обучает обучающихся способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения ИЯ.

Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения.

Чтобы сформулировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

Чтобы сформулировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно - коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи.

Чтобы обучающиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре: [2.c.11]

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда обучающиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и. т. д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома обучающимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.[5.с.39]

Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира.

Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран, где идеи Дж. Дьюи (гуманистического подхода образованию) нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся.Основной тезис современного понимания методики сводится к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»- и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

Список литературы.

1.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП М.:НИИ школьных технологий, 2005 (с75-78, с81-82)

2.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ, 2000, №2 (с 8)

3. Борисова Е.М. Проектная методика на уроках немецкого языка // ИЯШ, 1998, №2 (с 27)

4. Полат Е.С. Метод пректов на уроках иностранного языка // ИЯШ, 2000, №3

5. Душенина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка // ИЯШ, 2003, №5




















































Технология современного проектного обучения.

(Публикация в электронном журнале

«Первое сентября», 1september.ru)




Учитель: Исаева С.А.



СШ №5

а.Акмол

2011-2012

© 2010-2022