• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Работа на тему: «Формирование и развитие коммуникативных умений обучающихся в понимании звучащей/устной речи на слух на английском языке в основной школе»

Работа на тему: «Формирование и развитие коммуникативных умений обучающихся в понимании звучащей/устной речи на слух на английском языке в основной школе»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Итоговая работа на тему:

«Формирование и развитие коммуникативных умений обучающихся в понимании звучащей/устной речи на слух на английском языке в основной школе»






Выполнила

Павлова Елена Михайловна

учитель английского языка

ГБОУ СОШ пос. Комсомольский

м.р. Кинельский







Самара, 2015




Содержание


  1. Введение 2

  2. Основная часть

2.1. Обучение аудированию на английском языке в основной школе. 3

2.2. Анализ упражнений УМК «Новый курс английского языка для российских школ» Афанасьевой О.В., нацеленных на обучение аудированию 7

  1. Заключение 9

  2. Список литературы 10

Приложения




















  1. Введение.

В наше время, когда знание английского языка становится скорее нормой и можно говорить об английском языке как о языке международного общения, авторами современного государственного образовательного стандарта выдвигается расширенная трактовка цели обучения иностранному языку в российских школах - формирование коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция включает несколько компонентов:

  1. коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;

  2. языковые знания и навыки владения этим языковым "строительным материалом" для порождения и распознания информации;

  3. лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения вторичной социализации, социокультурного фона, без которого невозможно формирование коммуникативной компетенции.

Одной из практических задач в области аудирования является обучение учащихся восприятию иноязычной речи в условиях, приближенных к реальным. Организация эффективного коммуникативно-ориентированного обучения требует решения все новых задач как в психологическом, так и в методическом плане. К проблемам, привлекающим сегодня особое внимание, относится и обучение аудированию в условиях коммуникативного взаимодействия.

Цель: сформировать и развить коммуникативные умения обучающихся в понимании звучащей/устной речи на слух на английском языке в основной школе.

Задачи:1) Изучить материал по данной теме.

  1. Проанализировать материалы УМК «Новый курс английского языка для российских школ» Афанасьевой О.В., нацеленных на обучение аудированию.

  2. Разработать и добавить недостающие упражнения на обучение аудированию.


  1. Основная часть.

2.1. Обучение аудированию на английском языке в основной школе.

Аудирование - способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка - это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения. Это подразумевает понимание акцента говорящего, грамматических структур и словарного запаса, которым владеет говорящий.

Аудирование связано с деятельностью памяти. Само понятие память можно разделить на следующие составляющие: кратковременная- представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени; оперативная- рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока; долговременная- это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено); зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и точно запомнить смысл предъявляемого ему текста и т.п., что в отношении аудирования очень важно, так как детям в первое время приходится на слух запоминать звучание звуков и слов; эмоциональная память - это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более долгий срок.

Указанные виды памяти играют основополагающую роль в обучении аудированию, без их достаточной развитости невозможно освоить язык вообще, а тем более речь. Можно сделать вывод, что основными психическими процессами, которые задействованы при аудировании, являются следующие: память, воображение, восприятие и мышление. Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности. И, следовательно, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребёнка, и, прежде всего слуховой памяти столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.

Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания.

Упражнения на развитие аудирования подразделяются на четыре группы:1) подготавливающие к восприятию текста;

2) сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста;

3) базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивно-продуктивного характера);

4) базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).

Первая группа так называемые предтекстовые упражнения, играет важную роль. Их цель - мотивация учащихся; снятие трудностей лингвистического и психологического плана, связанных с восприятием и пониманием, прежде всего аутентичного текста; мобилизация имеющегося у учащихся речевого и жизненного опыта в области затрагиваемых в тексте вопросов и дать определенные ориентиры для лучшего запоминания информации и ориентации в структуре и содержании. Особенно эффективно на этом этапе использование приемов технологии критического мышления.

Вторая группа упражнений и есть собственно «слушание» текста, но перед восприятием информации учителю необходимо дать установку и сформулировать коммуникативную задачу: как и с какой целью, учащиеся должны слушать текст (например, понять основное содержание и ответить на вопросы или заполнить в процессе прослушивания таблицу или схему и т.д.).

Заметим, что если речь идет об аутентичном аудиотексте (даже подвергнувшемся той или иной степени адаптации), то желательно предложить учащимся при первом его восприятии понять основное содержание или выявить необходимую информацию:

-определить тип текста (например, интервью);

-определить основную тему, идею текста и сформулировать ее;

-ответить на вопросы к общему содержанию текста (кто? где? с кем? о чем? как?);

-соотнести иллюстрации с текстом, установив их последовательность или сделав из числа предложенных соответствующий выбор;

-изменить что-либо в репродукции в соответствии с указанием в тексте;

-выбрать из предложенных вариантов ответов тот, который соответствует содержанию текста и др.

-вставить пропущенные слова в следующих предложениях. (Как вы думаете, какие слова могут быть пропущены и почему выбор падает именно на них: ключевые, несущие основную информацию; предлоги; артикли; незнакомые слова);

-сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в тексте без изменений;

-закончить следующие предложения;

-найти русский, английский и т. д. эквивалент слов в параллельном столбце.

В этом плане большой эффект дают письменные задания к аудиотексту, выполняемые в процессе его прослушивания:

-заполнение схем и таблиц;

-выбор из двух вариантов ответа на вопрос (вопросы сформулированы в письменном виде) один, соответствующий содержанию текста;

-фиксация ключевых слов (фраз);

-запись важных аргументов дискуссии и т.д.

Учащийся учится слушать текст избирательно, то есть при слуховом восприятии находить в нем необходимую (основную) информацию и фиксировать ее письменно. Зафиксированная информация может служить опорой для устных и письменных высказываний учащихся.

Если текст предназначен для детального понимания или от учащихся требуется запомнить информацию с целью ее дальнейшего использования при продуцировании собственных устных или письменных текстов (высказываний), то он может быть предложен для повторного прослушивания. Однако, как и при чтении, коммуникативная задача и способы контроля понимания в этом случае должны быть изменены.

Третья группа упражнений направлена на развитие у учащихся умений в той или иной степени интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в аудиотексте информацию и воспроизводить ее.

К этой группе упражнений относятся:

-пересказ текста по цепочке, отдельным пунктам плана и т.д.;

-продолжение текста (устно и письменно);

-комментирование того, что было интересно (неинтересно), ново, значимо для ученика;

-оценка события, поступков героев с опорой на ключевые слова (предложения);

-ответы на вопросы с опорой на заполненную во время прослушивания схему, таблицу, ассоциаграмму;

-интерпретация заголовка (с различными видами опор: на печатный текст, на план, ключевые слова и др.);

-озаглавливание текста и аргументация заголовка с опорой на его содержание и др.

Выполняя задания, учащиеся обращаются не только к учителю, но и друг к другу, работая в парах, тройках, группами. Выполнение перечисленных заданий не только формирует умения понимать речь на слух, но и свидетельствует о понимании, следовательно, выполняет и контрольную функцию.

Четвертую группу упражнений составляют упражнения для комментирования, обсуждения, интерпретации затронутых в тексте вопросов, проблем без опоры на вербальные стимулы.

Среди упражнений особый интерес представляют: интервьюирование, дискуссия, «круглые столы», ролевые игры, драматизация, постановка собственных проблемных вопросов по затронутой в тексте проблеме (для организации дискуссии), высказывание собственного мнения по проблеме.

2.2. Анализ упражнений УМК «Новый курс английского языка для российских школ» Афанасьевой О.В., нацеленных на обучение аудированию.

В УМК «Новый курс английского языка для российских школ» Афанасьевой О.В. аудирование выступает как цель и как средство. Как средство оно используется в качестве:

1. Способа организации учебного процесса .
2. Способа введения языкового материала в устной форме.
3. Средства обучения другим видам речевой деятельности.
4. Средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

В УМК в большом количестве представлены письменные упражнения. сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста (см. Приложение):

- заполнение схем, таблиц (см. Приложение1);

- выбор из двух вариантов ответа на вопрос один, соответствующий содержанию текста (см. Приложение 2);

- фиксация ключевых слов (см. Приложение 3).

Но мало упражнений, подготавливающих к восприятию текста, поэтому

я предлагаю перед прослушиванием использовать приемы технологии критического мышления (см. Приложение 4).

В ниже приведённой таблице представлено наличие упражнений, нацеленных на обучение понимания основного содержания звучащих текстов и на обучение выборочного понимания необходимой информации (как тренировочных так и оценочных материалов) в УМК «Новый курс английского языка для российских школ» Афанасьевой О.В. для 8 класса.

Описание элементов содержания, проверяемых в ходе экзамена

Количество тренировочного материала по элементу

Количество оценочного материала по элементу

Наличие и использование материалов УМК, нацеленных на обучение пониманию основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов

18

13

Наличие и использование материалов УМК, нацеленных на обучение выборочному пониманию необходимой/запрашиваемой

информации в несложных звучащих аутентичных текстов

18

20


  1. Заключение.

Анализ материалов УМК «Новый курс английского языка для российских школ» Афанасьевой О.В., нацеленных на обучение аудированию, показал, что задания помогают эффективно формировать и развивать коммуникативные умения обучающихся в понимании звучащей /устной речи на слух на английском языке в основной школе. Выявлено достаточное наличие упражнений, нацеленных на обучение понимания основного содержания звучащих текстов и на обучение выборочного понимания необходимой информации (как тренировочных так и оценочных материалов). В результате анализа выявлено недостаточное количество упражнений, подготавливающих к восприятию текста.

В УМК наблюдается постепенное, от этапа к этапу, усложнение речевых умений и содержания обучения аудированию.

Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование.



4. Список литературы

1. New Opportunities Russian Addition Pre-Intermediate Teacher's book Patricia Mugglestone. 2006.

2. Интернет сайт englishraven.com/methodology.htmlson Longman Limited.

3. Интернет сайт.tesol-ua.org/tesol-essentials/teaching-methods/listening.htm

4. Интернет сайт abax.co.jp/listen/

5.Интернет сайт articlesbase.com/languages-articles/teaching-listening-as-an-english-language-skill-367095.html

6. nclrc.org/essentials/listening/goalslisten.htm

7. А.В.Конышева Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку "Каро" Санкт-Петербург, "Четыре четверти" Минск. 2005.

8. Н.Д.Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам Пособие для учителя АРКТИ Москва. 2004.

9. Е.Н.Соловова Методика обучения иностранным языкам Просвещение Москва. 2006.

10. А.В.Конышева Английский язык. Современные методы обучения.

11. Английский язык. 5-й год обучения. 8 класс. Автор: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Дрофа, 2008.

12. Английский язык. 6-й год обучения. 9 класс. Автор: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Дрофа, 2008.

13. Английский язык. Рабочая тетрадь. 6-й год обучения. 9 класс. Автор: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Дрофа, 2008.







© 2010-2022