Статья Особенности развития УУД на уроках французского языка в условиях реализации ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пинегина Наталья Петровна,

учитель французского языка МБОУ «Гимназия» г.Абакана

Особенности развития УУД на уроках французского языка

в условиях реализации ФГОС

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета. Овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.
Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов .

Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.
Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.

В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В связи с этим выделяется ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:

-хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;

-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

-урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

-вывод делают сами учащиеся;

-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

-здоровьесбережение;

-в центре внимания урока - учащиеся;

-учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

-планирование обратной связи.

1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения:

ученикам предлагается ряд упражнений, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по французскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по французскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений.

2. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников:умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения французского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

3. Формирование регулятивных действий - действий контроля:

приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по французскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

4. Личностные действия:

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Конечно же иностранный (французский) язык для любого ребенка незнаком и сложен, но при правильно построенном уроке или внеклассном мероприятии, будет легко и учителю, и ученику. И самое главное необходимо проводить рефлексию для ученика на уроке и для учителя после урока.

Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт общего образования и нашло отражение в УМК «Твой друг французский язык» с приложением на электронном носителе под редакцией А.С.Кулигиной и А.В.Щепиловой, который предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить свои знания по предмету

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся я использую следующие технологии обучения :

1. Технология интерактивного обучения

Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.

2. Информационно-коммуникационная технология обучения

На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет:учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

3. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение на уроках французкого языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

4. Метод проектов

Я часто предлагаю ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.Я считаю, что с помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных средств можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения французскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.


Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках французского языка в рамках ФГОС,я предлагаю учащимся такие задания:

- упражнение на логическое заполнение пропусков;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

- поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;

- подготовка творческих мини-проектов;

- заполнение анкет.


Опираясь на зрительное восприятие детей, подобные задания я представляю детям в Power Point для более детального, совместного изучения лексико-грамматического материала, который является основой для развития коммуникативных УУД на уроках французского языка.



© 2010-2022