История появления немцев на Алтае

Считаю,что важно развивать в учащихся интерес к накоплению знаний,к непрерывному самообразованию.Поэтому необходимо научить ученика учиться,обеспечивая условия для становленияего субъективных качеств,создавая стойкую мотивацию в изучении иностранного языка,активизируя деятельность обучающихся за счёт включения их в проектную,творческую и исследовательскую деятельность. Данная работа поможет обучающимся и всем интерессующимся познакомиться или пополнить свои знания об истории,культуре,нравах и об... скачать материал  
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. История появления немцев на Алтае



Первые немецкие поселения появились в России при Екатерине II, пригласившей немцев для заселения степных земель. Постепенно все новые и новые волны немецких переселенцев приезжали в Россию. В 1865 году было официально разрешено их переселение на Алтай. Но только в 1890 годах начинается «исход» немцев в Сибирь. В основном это были крестьяне.

Переселенцам предоставляли привилегии. Государство оплачивало 1/3 затрат на переезд, дети до 9 лет переезжали бесплатно.

Немецкие переселенцы строили на Алтае жилища, в соответствии с их хозяйственной традицией. Жилой дом, подсобные постройки, колодец - все находилось под одной крышей, что было особенно удобно при плохой погоде, сильном ветре, снеге. Постепенно русское население переняло эту практику и используют ее до настоящего времени.

Следующая волна массовых переселений приходятся на послереволюционные годы (20-е). Главная причина - поиск новых земель и стремление к компактному проживанию.

В начале 30-х годов наблюдается очередное массовое прибытие немцев в Сибирь из Казахстана и Украины, вызванное неурожаем в этих районах. Эти переселения немцев были добровольными и поддерживались государством.

С начала Великой Отечественной войны по Указу от 28 августа 1941 года началась депортация (переселение) всех немцев из Поволжской Республики в Сибирь и Казахстан. Это было начало очередного, уже насильственного переселения немцев на Алтай, в ходе которого Алтайский край принял 95 тысяч немцев. Уже осенью 1941 года и местные и приезжие немцы были мобилизованы на трудовой фронт, была создана трудармия для поддержания и развития военной промышленности на Востоке.

Рейник Григорий Александрович (82 года, житель с.Лебяжье) вспоминает о том времени: «Мы приехали с Поволжья, с.Лангенфельд вместе с родителями в Алтайский край»1. После прибытия их семьи в с.Кузнецово, отца вскоре забрали в трудармию. Так называли тех, кто в 41-45 годы был мобилизован для выполнения принудительной трудовой повинности. Массовый призыв немцев в трудармию был связан с постановлениями государственного комитета обороны СССР от 10 января 1942 года № 1123 «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет». А 7 октября 1942 г. вышло постановление, в котором был увеличен диапазон призывного возраста для немцев-мужчин с 15 до 55 лет.

Григорий Александрович рассказал о судьбе отца, который вернулся лишь через 3 года и, видимо, был отпущен в связи с сильным истощением «одни кости были, а в трудармии был где-то в Архангельской области. Отец умер в 1946 году»2.

Однако буквально с 1942 года сам Григорий Александрович был направлен на принудительные работы. Сначала трудился на военном заводе в Нижнем Тагиле, затем в Челябинске. Условия были очень тяжелые, многие, имея уже подорванное здоровье, погибали. Григорий же выбрал для себя другой путь: он отовсюду сбегал. «Что вот нас стариков да ребятишек пригнали на работу в шахте в город Камск. Жили в бараках, которые располагались по кругу, от каждого барака - узкая тропинка к центру села, гуськом друг за другом. Потом охрана с автоматами сопровождала строй до шахты. Жили то вместе с заключенными. Но я и оттуда сбежал. Тяжело было, когда шел домой по 7-8 дней ничего не ел. Вот побуду дома 2-3 месяца- снова заберут». Но и в деревне жизнь была немногим лучше. Мерзлую картошку весной собирали, мыли, толкли, и жарила мать драники. Хотя и скотину держали, себе ничего не оставалось: книжка была, где отмечали, сколько чего сдал… молоко, яйца, мясо - все сдавали. Да еще налоги были военные. Попробуй не подпишись, судили ведь!»3

О трудармии упоминает в своих воспоминаниях также Кобзева Галина Алексеевна (1958 г.р.), которая из рассказов бабушки знает, что ее дед Эленбергер Яков Андреевич с 1941 по 1943 г. находился в трудармии, вернулся больным туберкулезом, долго болел и умер. Рассказывала, что отец «работал там по 9, 10 часов, чтобы выполнить норму».4

Только в декабре 1955 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении немцев и членов их семей». Но этот документ не разрешал возвращаться людям в родные места. Поэтому им ничего не оставалось, как обустраиваться здесь.

II. Влияние исторических условий на типы немецких поселений и жилищ


  1. Поселения и жилища немцев Алтая прошли своеобразный путь развития, так как неоднократно менялись условия.

В начале 20 века немецкие переселенцы предпочитали жить компактно, образовав таким образом немецкие поселения, которые назывались «колониями». Какой же представлялась колония на Алтае в начале 20 века? Изначально немецкое поселение отличалось от русского своей планированностью, тогда как для русских поселений была характерна хаотичная застройка. Жилища переселенцев мало отличались друг от друга, это были поразительно однообразного вида постройки. Все они были низенькие, саманные (саман - кирпич из глины с соломой), с очень пологими двускатными дерновыми крышами. Стены были побелены, а у земли обведены неширокой серой полосой. К улице эти домики обращены узким передним фасадом, но в глубину усадьбы они очень длинные. Входная дверь находилась примерно посередине строения. Это строение одновременно являлось и жилым домом и теплым скотным двором. Через дверь попадали в сени, которые использовались в различное время года по-разному: летом - это столовая, а зимой - кладовая. Из сеней вели две двери: направо теплый скотные двор, налево - жилое помещение, которое обычно состояло из кухни и двух комнат. Пол в доме был земляной, но по твердости не уступал каменному. Особенностью немецкого дома было отсутствие потолка, он заменялся двускатной крышей, которая крылась мелкими жердями и пластами земли.

Мебели в доме было немного. Необычными были раздвижные диваны, деревянные этажерки, на полках которых стояла семейная библия и разные книги, в основном религиозные. Обязательной была прялка, но по конструкции она отличалась от русской. Отличалась от русской и печь. У немцев она представляла собой вмазанный котел, под которым разводился огонь. Хлеб пекли под котлом, дождавшись, когда огонь прогорит и угли начнут давать устойчивый и равномерный жар. Посуда в доме в основном была металлическая, глиняных изделий было немного.5

Конечно, первые жилища немцев на Алтае воспроизводились в трудных жизненных условиях. Но сравнительно быстро переселенцы отстроились и стали жить в постоянных и прочных домах. Сначала они пытались строить из материалов и посредством тех приемов, которые были приняты у них на Родине. Но природные условия заставили использовать другие материалы и приемы строительства. Примерно к концу 30-х годов 20 века обозначились традиционные жилища немцев Алтая.

Мы уже знаем, что основной причиной переселения немцев на Алтай являлось малоземелье в Европейской части России. На Алтае земли было много и семья получала по 15 десятин на мужскую душу. Но в основном это была целина, которую очень трудно было разрабатывать.

Выращивали переселенцы пшеницу («вайц»), рожь («корн»), кукурузу («вельшкорн»), ячмень («керсит»), овес («хафер»).

Картофель сажали как в поле, так и на усадьбе. Также выращивали морковь, лук, тыкву, чеснок, лук. Сажали подсолнечник («супроузе») из которого делали подсолнечное масло, из свеклы («рибе») делали свекольный мед («рибхонихь»). Выращивали и табак трех сортов: турецкий, немецкий и русский.

Переселенцам разрешали везти с собой скот, но после долгого пути лошади у многих погибли, и поэтому часто приходилось «брать лошадь в наем» для пахоты. Коров держали для получения молока, масла, мяса. Свиней держали помногу, чтобы мясо было круглый год. Многие держали кроликов, не только для мяса, но и на шкурки, из которых шили шапки.

На Алтае подавляющее большинство немецких переселенцев проживало на хуторах. Хутора представляли собой семейные поселения, состоявшие из 1-5 усадеб, в которых, как правило, проживали члены одной большой семьи. Хутора находились друг от друга на расстоянии 500-600 метров. Они располагались гнездами и окружали русские деревни и села, представляя вместе с ними единое целое. Хутора назывались по имени своих хозяев. Хуторская система расселения была ликвидирована в период коллективизации в 1928-1930 годах. Н.Малиновский отмечает, что коллективизация в немецких поселениях проходила быстрее и лучше, чем в русских. Немецкое население умело читать и писать, их труд на полях, усадьбах и фермах был механизирован. Здесь успешно были созданы сельскохозяйственные кооперативы. И крестьяне совместно обрабатывали землю и разводили скот.

Таким образом, немецкое население на Алтае в период с начала 20 века и до начала Великой Отечественной войны представляло собой своеобразную группу, которая резко выделялась из общей массы. На Алтай немцы привезли свой язык, свою культуру, стиль жизни. Они были очень трудолюбивы, щепетильны в вопросах порядка и уклада жизни, поэтому подавляющее число переселенцев того времени очень быстро смогли освоиться на новом месте. Экономическое развитие немецких поселений на Алтае было достаточно быстрым и успешным.

  1. Если переселенцы начала 20 века жили на Алтае довольно зажиточно и их поддерживало государство, то переселенцам 40-х годов пришлось немного труднее обустроиться. Так как это была депортация, т.е. насильственное переселение всех лиц немецкой национальности из центральных частей России.

Прибывшие осенью 1941 года люди стараясь подготовиться к суровой сибирской земле, копали «землянки». По воспоминаниям семьи Эленбергер: «Семья была большая, поэтому нужно было строить собственное жилье. Так как семья приехала уже в конце сентября, было холодно, Пришлось выкапывать землянку и жить там зимой. На следующий год летом построили жилье из пластов земли, такие дома называли «пластянки». Земляные пласты нарезали плугом и из них делали стены, стены были толщиной до полуметра, поэтому такие дома были теплыми. Крыши на «пластянках» делали так: от стены до стены клали бревно по длине дома, на бревно укладывали жерди, их перекрывали досками, на них клали солому, потом пласты, все присыпалось землей». Но такая конструкция все равно не спасала от дождя, хотя зимой было тепло. «Пластянки» получались невысокими, зимой их заносило снегом, даже не видно было печной трубы. А еще такие жилища были очень непрочными и рассыпались через несколько лет.6

Через некоторое время после переселения, немцы стали строить саманные дома. Саман делали из смеси глины, соломы и воды, затем формировали кирпичи, довольно большого размера. Формировали такие кирпичи с помощью деревянных форм. Затем такие кирпичи сушили на солнце примерно в течение 1-2 месяцев. Фундамент к саманным домам не делали, для того чтобы сохранить тепло, насыпали завалинку. Изготавливать саманные кирпичи было трудно, так как глина, смешанная с соломой и водой была тяжелой и требовалось много сил, чтобы построить такой дом. «А до 46-го года жили в землянке. Выкапывали яму в земле. Жерди использовали как перекрытие. Сверху, потолок, вязали тыном и засыпали землей. Печку ставили в уголок. Это нехитрое сооружение называли «симлинк» (землянка).

В 1946 году перешли из землянки, сделали дом из саманных кирпичей. В этих саманных домах хоть окна были! …Глину смешивали с соломой и укладывали в форму, получался кирпич. Из таких кирпичей складывали дома, иногда даже двухкомнатные. Делали перекрытия, опять же из жердей, внутри штукатурили и белили известью. Снаружи обмазывали желтой глиной. Вот замуж я вышла уже в саманный дом…»7

Даже такие убогие жилища, немцы как могли, старались обустроить и максимально приспособить для комфортного проживания. Например, поскольку места в землянке очень было мало, то «делали настил « шубэт», который днем задвигали под кровать, чтоб не мешал. Мебели почти никакой не было. Стол сколачивали крестом и табуретки, сундук «кастэ», где одежда хранилась».8

По рассказу Е.П.Бельц, жительницы г.Барнаула (ее родители были депортированы из Ростовской области в с.Тальменка) первое жилье, которое построили ее родители было таким: между двумя рядами досок засыпали золу с опилками, так как глава семьи работал на деревообрабатывающем заводе, где можно было взять опилки. Все хозяйственные постройки пристраивались к дому.

Соседи же построили дом из камыша. В окрестностях Тальменки много озер и камыш использовали в качестве строительного материала. Ставили столбы, между которыми прибивали ряд реек и переплетали их камышом. Такие стены потом обмазывали глиной и белили. Сначала пол делами глиняным, а потом сделали деревянный. Старались украсить свой дом. Все женщины в семье умели шить и вышивать, вязать на спицах и крючком. Отец умел вырезать по дереву. Поэтому, хоты сама постройка была не очень дорогой, но выглядела нарядной и ухоженной.

Сами изготавливали мебель и ее также украшали деревянными накладками, вырезанными узорами. Украшали такой резьбой наличники, двери и даже ворота.

Женщины украшали почти все предметы обихода: полотенца, простыни, оконные занавески, наволочки, шторы, покрывала, салфетки. Вышивали одежду: блузы, платья, фартуки.

Именно немецкие рукодельницы распространили на Алтае вид вышивания - ковровый шов. Сущность этой техники вышивания заключается в том, что на поверхности вышивки создавались пушистые петли, напоминающие ворс ковра. Любимая тема вышивки - это цветочные мотивы, а также традиционным было изображение голубей, лебедей и певчих птиц, это был геометрический рисунок. И раньше и сейчас среди немцев широко распространено изготовление кружев. Их подшивают к занавескам, простыням. Кружева вяжутся крючком из хлопчатобумажных ниток. Орнамент на кружевах в большинстве случаев прямолинейный геометрический. У немцев Алтая до настоящего времени сохранилось стремление украшать свои дома, жилища. Поэтому их усадьбы и дома всегда выглядят аккуратными и нарядными.(Приложение)


  1. Жилье и усадьба российских немцев второй половины 20 века.

В настоящее время на Алтае проживает почти 80 тысяч немцев, в частности в нашем с. Лебяжь более двух десятков семей. Сейчас эти люди мало чем отличаются от русских. Может быть немного поответственней относятся к работе, более щепетильны к порядку и быту.

Современные немецкие усадьбы и жилые дома отличаются от жилищ первой половины 20 века, прежде всего размерами и используемыми при строительстве материалами. Например, усадьба семьи Эленбергер в с. Лебяжье состоит из жилого дома, находящихся под одной крышей гаража для машины и кладовой. Дом построен в 1973-75 годах из шлакобетона, несколько лет назад обложен кирпичом. Немецкие усадьбы обязательно имеют летние кухни.

Несмотря на использование при строительстве современных материалов и значительное увеличение площади построек, план застройки усадьбы остается традиционным: большинство помещений расположено под одной крышей, существуют крытые переходы из жилых помещений в хозяйственные постройки для того, чтобы в холодное время года не нужно было выходить на улицу.

В настоящее время широко распространено покрытие стен дома «шубой». «Шуба» - смесь цемента с водой веником наносится на стены. Сверху можно красить краской любого цвета. В отличие от периода начала 20 века современные немецкие дома строятся на фундаменте, изменилась планировка жилого дома, но печь в доме традиционно располагается в центре дома и сейчас.

Начало 70-х годов в сельской местности Алтая начинается широкое строительство домов по типовым проектам. В связи с этим, различия между немецким жилищем окружающего населения стираются. Эти различия сохраняются в деталях интерьера жилищ, принадлежащих старшему поколению. В их домах можно увидеть предметы обихода, украшенные вышивкой, мережкой, кружевом.

В заключении нужно подчеркнуть, что именно в индивидуальном сельском жилище, которое используется несколькими поколениями, наиболее полно сохраняются народные традиции. Этот факт мы исследовали на примере семей российских немцев с.Лебяжье (Эленбергер, Миллер, Рейник, Бельц, Шульц). (Приложение).

Заключение


Жилище является одним из наиболее существенных элементов культуры, оно служит удовлетворению самых необходимых потребностей человека. Жилище формируется в определенной исторической обстановке под воздействием окружающей естественно-географической среды и социально-экономических условий жизни.

В ходе исследования были выявлены следующие типы жилых построек немцев

  • землянки и пластянки

  • жилье из камыша

  • саманные

  • насыпные с фундаментом

  • дома с внешней отделкой («шуба», кирпич)

  • деревянные и кирпичные дома

Жилище представляет собой сложный культурный комплекс, выполняющий не только хозяйственно-бытовые, но и эстетические функции.

Таким образом, жилище тесно связано и с материальной и с духовной жизнью народа, оно является отражением его исторического пути, что подтверждают высказывания знаменитых людей:

«У домов, как и у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность».

Александр Дюма

«Дом - это средоточие духа нации»

Освальд Шпенглер













Приложение





Воспоминания

Миллер Нины Давыдовны, жительницы с. Лебяжье,

1934 года рождения


«Когда началась война Отечественная, то всех немцев, по приказу Сталина, стали выселять с Волги и отправляли в Сибирь. Я хотя и маленькая была, 7 лет, но помню, что нас с родителями высадили на станции Калманка. А потом распределили, кого - в Бураново, кого - в Калистратиху, кого - в Чарышский район. Наша семья поехала по первому снежку в Шадрино. Там жили до 1946 года. Как узнали, что организуется совхоз «Спутник», перебрались туда…

А до 46-го года жили в землянке. Выкапывали яму в земле. Жерди использовали как перекрытие. Сверху, потолок, вязали тыном и засыпали землей. Печку ставили в уголок. Это нехитрое сооружение называли «симлинк» (землянка).

В 1946 году перешли из землянки, сделали дом из саманных кирпичей. В этих саманных домах хоть окна были! …Глину смешивали с соломой и укладывали в форму, получался кирпич. Из таких кирпичей складывали дома, иногда даже двухкомнатные. Делали перекрытия, опять же из жердей, внутри штукатурили и белили известью. Снаружи обмазывали желтой глиной. Вот замуж я вышла уже в саманный дом…

Койки были железные, двухэтажные. А еще настил делали такой «шубэт», который днем задвигали под кровать, чтоб не мешал. Мебели почти никакой не было: стол крестом и табуретки сколачивали да сундук «кастэ», где одежда хранилась.

В 1959 г. совхоз выделил деревянный сруб. Фундамент заливали шлаком. Во вновь отстроенном доме жили до 1972 года в совхозе. А в 1972-0м - переехали в Лебяжку. Переехали из-за детей. Учиться приходилось им ходить в Зимари, там жили в интернате, а в 72-0м - Лиле не хватило там места. Ходить каждый день - далеко! Вот и переехали.

Карла работал токарем, сварщиком, я - на поле, в парниках.

Здесь в Лебяжье, жить стали намного лучше. Хозяйство всегда держали: корову, овец, кур, свиней. Обзавелись посудой: тарелки были эмалированные, несколько фарфоровых, которые с собой привезли. Почти ничего, когда уезжали, взять не смогли. Уезжали - всё оставили…

Тот год, 1941-ый, урожайным был, амбары полные зерна. Деревня наша была в Саратовской области, Нидермунджу…

В Лебяжье сарайки делали уже из горбыля. В совхозе-то тын вязали (прутья плели) и забрасывали глиной. Вот сарайка и готова. В доме украшений особых не было. Покрывала, шторки все крахмалили. Накидушки вязали вручную. Мама научили меня вязать, а рисунок я сама придумывали, любила вязать «птичками» (см. образец на фото)

На кухне вешали занавесочку на полку с посудой. На койки делали наколошки; для переда - покороче, у ног - длиннее, «Ферингспедьер». Все крахмалилось.

Из традиционных немецких блюд готовлю в большой жаровне мясо с картошкой. Это блюдо подается с 12.00 часам ночи. Стряпня вся делается в виде большого пирога. В тесто кладется: масло, сливки, сахар, мука. Верх пирога обсыпается крошками из теста. Раньше часто пекли пироги с калиной, добавляли туда повидло. Сверху пирогов выкладывали рисунок из теста.

25.11.2008 Подпись респондента

История появления немцев на Алтае.


История появления немцев на Алтае.

История появления немцев на Алтае.

История появления немцев на Алтае.

История появления немцев на Алтае.

История появления немцев на Алтае.История появления немцев на Алтае.

1 Рейник Г.А. Воспоминания. МИСЛ ОФ № 229

2 Рейник Г.А. Воспоминания. МИСЛ, ОФ № 229

3 Рейник Г.А. Воспоминания. МИСЛ, ОФ № 229

4 Кобзева Г.А. Воспоминания. МИСЛ, ОФ № 228

5 В.И.Матис. История культуры немцев Алтая. БГПУ. 1999 г.

6 Воспоминания Г.А.Кобзевой. МИСЛ ОФ № 228

7 Н.Д.Миллер. Воспоминания. МИСЛ ОФ № 227

8 Н.Д.Миллер. Воспоминания. МИСЛ ОФ № 227


© 2010-2022