Модель реализации инклюзивного образования в МОБУ «СОШ №4» в рамках обучения немецкому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель реализации инклюзивного образования в МОБУ «СОШ №4» в рамках обучения немецкому языкуМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ







ВЫПУСКНАЯ РАБОТА





Тема

«Модель реализации инклюзивного образования в МОБУ «СОШ №4» в рамках обучения немецкому языку»


Выполнил: Секирина Людмила Павловна учитель немецкого языка МОБУ «СОШ №4 г.Оренбурга»



Руководитель: Карташова Ирина Михайловна

ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики







Оренбург, 2014


1.Актуальность проблемы.

Проблема воспитания и обучения школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в наше время очень актуальна. Это обусловлено тем, что количество детей с проблемами развития год от года возрастает. МОБУ «СОШ №4» находится в Северном округе на горе Маяке. Если в прошлом году в группах немецкого языка обучалось 20 человек, имеющих справки ПМПК в которых было рекомендовано коррекционно-развивающее обучение, то в 2014-2015 учебном году эта цифра выросла до 30. Все эти дети проживают в микрорайоне школы. Причины отставания в нервно-психическом и физическом развитии разные. Поэтому своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу. На сегодняшний день подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период обучения в начальной школе, так как в этот период психика ребенка наиболее пластична. В настоящее время учеными предлагается инклюзивная форма образования, как более современная модель. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования и воспитания детей с ОВЗ. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям образования. Наше образовательное учреждение выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает вырабатывать гуманность, толерантность, готовность к помощи. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования-2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ОВЗ, должна составить 70% к 2016 году, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, -70% к 2020 году.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в следующих документах:

  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Письмо Министерства Образования и науки РФ №АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года « О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».

  • Федеральная программа «Доступная среда 2011-2015».

  • Закон об образовании Российской Федерации.

  • Конвенция о правах ребенка.

2. Контингент и его характеристика.

В МОБУ «СОШ №4» обучаются в основном дети из рабочих семей, семей социального риска. Дети, которым рекомендовано коррекционно-развивающее обучение, имеют особый тип психического развития. Они характеризуются незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующихся под влиянием наследственных социально-средовых и психологических факторов. Особые диагностические признаки детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы; преобладание игровых интересов над познавательными; неумение контролировать свои действия и поступки, эгоизм; отрицательное отношение к заданиям. Дети имеют повышенную утомляемость, кратковременную память, медлительны, у них ухудшена концентрация внимания. Им характерны расстройство настроения, вялость, сонливость, повышенная чувствительность, неравномерность учебных достижений.

3. Цель: Создать условия в МОБУ «СОШ №4» для внедрения инклюзивной модели образования.

Инклюзивное образование в рамках преподавания немецкого языка позволит детям с ОВЗ:

  • продолжать развивать свой интеллект, изучая иностранный язык;

  • формировать навыки монологической, диалогической речи, чтения, аудирования и грамматики;

  • воспитывать интерес к культуре другого народа, немецкому языку;

  • чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

4. Задачи:

  • формировать умения монологической, диалогической речи, чтения, аудирования и грамматики немецкого языка:

  • уметь работать с текстом;

  • осуществлять усвоение лексики, грамматики и правописания;

  • Организовать мониторинг достижений в развитии детей с ОВЗ.

  • Организовать процесс взаимодействия учащихся с ОВЗ и их здоровых сверстников во внеурочное время.

5.Ожидаемый результат.

В результате изучения немецкого языка ученик должен

знать/понимать:

  1. основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

  2. особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

  3. признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

  4. основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

  5. роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

уметь:

говорение

- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;

- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

- использовать синонимы, антонимы в процессе устного общения;

аудирование

- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;

- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;

- использовать переспрос, просьбу повторить;

чтение

- ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

- заполнять анкеты и формуляры;

- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

- создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;

- приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;

- ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.

6.Формы работы в рамках преподавания немецкого языка:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсия, заочное путешествие, игра, видеоурок. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: работа по шаблону, работы в группах, лото, домино, кроссворды. Для реализации данного курса используются следующие технологии: здоровьесберегающая технология, важная составляющая часть которой - это рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности.

Применение ИКТ улучшает качество усвоения материалов урока, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и кругозора каждого ученика.

Инклюзивное обучение строится на следующих принципах:

- Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей.

- Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка предполагает решение задачи формирования социально активной личности.

- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения взаимодействия на гуманистической основе

Принцип междисциплинарного подхода предполагает совместную работу специалистов ОУ.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды.

7.Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроке немецкого языка и во внеурочное время:

1.Прохождение проблемных курсов всеми учителями-предметниками.

2.Организация ПМПк в школе.

3.Рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала.

4.Побуждение учащихся к деятельности на уроке.

5.Развитие интереса к уроку (наглядность, ИКТ).

6. Чередование труда и отдыха (физминутки, упражнения для глаз и т.д.)

7. Организация уроков самоподготовки (помощь в выполнении домашнего задания).

8. Проведение индивидуальных коррекционных занятий по немецкому языку.

9. Наполняемость группы не более 8-10 человек.

10.Взаимодействие с психологом.

Этапы работы:

1.Диагностика

- Разработка индивидуального маршрута ученика;

2. Коррекционная работа с ребёнком.

- индивидуальные занятия (по изучению лексики, грамматики, по работе с текстом, коррекция поведения);

3.Участие детей с ОВЗ во внеклассных, внешкольных мероприятиях по немецкому языку и воспитательных мероприятиях.

4. Работа с родителями.

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- посещение семьи.







Урок №29 7 класс

Раздел «Лицо города - визитная карта страны»

Тема урока. «Город».

Цель: создать условия для усвоения всеми учащимися новой лексики и решения коммуникативных задач.

  • Задачи:- воспитывать чувство полноправного участника образовательного процесса.

-развивать устойчивый учебно - познавательный интерес ;память, расширять кругозор;

-учить читать незнакомый текст и отвечать на вопросы; развивать навыки аудирования и монологической речи; повторить склонение прилагательных, закреплять новую лексику ;

Состав группы: 8 человек из них 4 с ЗПР (Саша, Данил, Настя, Лера)

  1. Оргмомент. Welches Datum ist heute? Welcher Tag ist heute? Wer fehlt heute? - каждый из детей с ЗПР проговаривает порядковое числительное .

Как вы думаете , над какой темой мы будем сегодня работать, что мы будем делать на уроке?

2 Фонетическая зарядка: Работа над стихотворением «Meine Stadt»-прослушивание стихотворения с диска. (2 раза)

Worum geht es hier? Настя и Лера отвечают на русском языке о чем идет речь в стихотворении. Антон- на немецком.

Отработка дифтонга ei

Sein, ein,eine,einen, klein,schreiben,Heimat, Heimatstadt, weiss

3. Речевая зарядка. Wie kann eine Stadt sein? Wie kann sie werden?

Wo kann eine Stadt liegen?

Was gehort zu den Sehenswurdigkeiten der Stadt?

Was gehort zu einer Stadt? Отвечают все дети по образцу.

4.Закрепление лексики.

-придумай предложения со словами: die Stadt, die Heimatstadt, leben, wohnen, die Sehenswurdigkeiten, ( Дети с ЗПР получают карточки на которых написаны все слова предложений, которые нужно расположить в соответствующем грамматическом порядке. Например: Оrenburg, meine, Heimatstadt, heisst.)

- назови синонимы: упр.1 стр.27 (тесты 7 класс) Дети с ЗПР выполняют 4 теста из 8)

-назови антонимы: Групповая работа)

schmutzig

laut

hell

neu

gross

schon

eng

spat

gut

leicht

weiss

Grossstadt

hoch

jung

lang

5. Физминутка.

6.Работа над текстом « Meine Stadt»

Чтение текста без перевода

Ответы на вопросы после текста.

Индивидуальное задание: Прочитать текст и найти в тексте немецкий эквивалент 2 русских предложений (карточки). Работа парами.

7.Развитие навыков аудирования «Оренбург» ( на слайде написаны ключевые слова для пересказа текста. Дети с ЗПР получают текст, разрезанный. Они должны прослушав 2 раза сложить рассказ и прочитать его)

«Orenburg»

wurde 1743 gegrundet

liegt an der Grenze

ist 266 Jahre alt

ist an die Vergangenheit reich

es gibt

Sehenswurdichkeiten

Ein Kulturzentrum, ein Verkehrszentrum

Текст пересказывают 2 человека, читают тоже 2.

8. Развитие навыков письма. ( работа в группах)

Ich mag (interessant) Menschen.

Fur mich sind Menschen mit einem (gut) Charakter wichtig.

Fur mich spielen die Augen eine (grosser) Rolle als eine ( gut) Figur.

Sie findet Jungen mit (lang) Haaren attraktiv.

Er mag (klug )Madchen nicht.

9. Итоги урока. Что мы сегодня на уроке делали? Что вам понравилось больше всего? Как вы думаете, что у нас не получилось?

Оценки анализ каждой оценки. Дети с ЗПР получили «3».

. Домашнее задание.

Слова стр.60 учить, текст стр.52-53читать понять, составить 3 вопроса. ( для ЗПР 5 слов постараться выучить, перевести каждому индивидуальный отрывок по 3-4 предложения).







© 2010-2022